93,2K подписчиков

Что такое духовное руководство и как найти духовника

133 прочитали
От многих православных можно услышать, что в христианской жизни им помогают духовные наставники или, если проще, духовники. Какой цели пытаются достичь в этих отношениях?

От многих православных можно услышать, что в христианской жизни им помогают духовные наставники или, если проще, духовники. Какой цели пытаются достичь в этих отношениях? Если тренер по единоборствам или преподаватель вокала хотят сделать своих учеников настолько совершенными в каждом виде искусства, насколько это для них возможно, то духовник преследует подобную цель, но, как можно догадаться, в духовной сфере.

Духовное совершенство иначе называется святостью. В Церкви хранится великое множество различной информации – о загробных мирах, святых и падших ангелах, о прошлом и будущем, но самое точное и не подвергаемое никакому сомнению знание Церкви – это наука о том, как стать святым.

Все основы науки изложены евангелистами, которые видели дела Господни и слышали Его слова. Главный текст о святости называется Нагорной проповедью Иисуса Христа. Доказательством истинности этих основ служит небесная помощь многочисленных святых угодников, а раскрываются они в многовековом опыте монашества и духовенства.

На пути к святости у любого человека есть парадоксальное препятствие – это само духовное устройство человека. Дело в том, что в состав души входит загадочная область, которую в современной психологии называют подсознанием и бессознательным, а древние люди называли ее просто сердцем.

Господь говорит, что блаженствуют те, кто очистил сердце, потому что они увидят Бога. Очевидно, Он не имеет в виду, что нужно идти в больницу и чистить физический орган, который качает по телу кровь. Господь призывает идти в Церковь как в духовную здравницу и чистить духовное сердце.

Сердце человека загрязняется двумя, по-своему опасными, группами грехов – грубыми внешними и тонкими внутренними.

Почистить сердце от грубых грехов при желании и усилии просто – нужно исповедываться в грехах, смиряться перед епитимиями, которые будет назначать священник, и заживлять страсти регулярным Причастием. С этой точки зрения особый духовный наставник не нужен. Для исповеди можно выбрать батюшку, что называется, "по вкусу".

От многих православных можно услышать, что в христианской жизни им помогают духовные наставники или, если проще, духовники. Какой цели пытаются достичь в этих отношениях?-2

Гораздо сложнее с тонкими грехами. Самое точное слово, которое отражает суть этой группы сердечных загрязнений – заблуждение. Именно с заблуждения Евы началась погибель первых людей и распространилась на весь человеческий род.

Известный миссионер начала текущего века священник Даниил Сысоев был убит прямо в храме за обращение многих мусульман в христианство. Он очень кратко и точно описывал коварность сердечных заблуждений: как фальшивомонетчик не подделывает деньги на клетчатой бумаге из тетрадки, так и дьявол не делает заблуждение похожим на ложь. Иными словами, человек, пораженный тонким грехом, считает, что у него все в порядке.

И вот здесь нужен кто-то, кто может чудесным образом прозреть сердце человека или хотя бы догадаться о его тонком грехе по внешнему поведению. Первый способ обнаружения тонких сердечных загрязнений доступен только Богу и святым. Но очевидно, что святых на всех не напасешься, поэтому есть два пути поиска духовника.

Первый – сделать своим духовником Самого Бога, испрашивая у Него в молитве прозрение на собственное сердце. Здесь стоит повториться, что перед этим победить сперва нужно грубый грех. В этом случае не стоит думать, что можно искоренить тонкие грехи раз и навсегда. Если так думать, можно возомнить себя совершенным и впасть в прелесть, а это – вновь нечистое сердце. От Бога в этом случае можно получить "подзатыльник", но, как говорит Писание, лучше потерпеть страдания от руки Бога, чем от руки людей. Пусть человек, идущий таким путем, готовится к постоянным неприятным обстоятельствам и оскорблениям, чтобы даже без малого смущения души благодарить Бога за все. Это и будет лучшим индикатором чистоты сердца.

От многих православных можно услышать, что в христианской жизни им помогают духовные наставники или, если проще, духовники. Какой цели пытаются достичь в этих отношениях?-3

Второй способ – найти подходящего для духовного наставничества священника. Это как раз тот человек, который будет догадываться о тонких страстях по поведению. Нужно стать полноценным прихожанином, что позволит проникнуться жизнью общины и поспрашивать других прихожан их мнения о батюшках.

Если скажут, что на какого-то из священников часто обижаются, вполне вероятно, что он хороший духовный наставник.

Духовным наставничеством можно назвать также особые внимание и чуткость священника к прихожанину, который не укрепился в вере, разбит грехом, только начал ходить в храм и регулярность посещения – пока под вопросом.

Русские христиане любят паломничать по святым местам и проникаться духом монашеской жизни. Логичен интерес верующих к старым монахам, а особенно к иеромонахам – у них есть большой аскетический, жизненный и священнический опыт. Паломники советуются со старцами о различных жизненных ситуациях.

Но у нас возникла нездоровая православная мода и прелесть, обращенная вовне – это мнение чуть ли не о каждом старом монахе как о святом старце.

Должно пройти определенное время после кончины монаха, чтобы христиане поняли, был он истинным святым старцем, или нет. Например, сегодня никто не сомневается в святости архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Дело лишь за канонизацией.

От многих православных можно услышать, что в христианской жизни им помогают духовные наставники или, если проще, духовники. Какой цели пытаются достичь в этих отношениях?-4

Вот мы коснулись вопроса лжедуховничества и первого его вида – лжестарчества. Лжестарцы часто под видом спасительного послушания назначают неопытным христианам обычные манипуляции, которые вполне могут разрушить жизнь и серьезно повредить душе.

Есть другой вид лжедуховничества – младостарчество. Молодой священник может вести себя как умудренный опытом старец и также манипулировать более внешней жизнью человека, чем заниматься его духовным совершенствованием.

Один русский священник (наш современник) высказался о псевдонаставниках так: «Как только бородатый мужчина в рясе говорит тебе, что будет твоим духовником, беги от него, сломя голову».