Автор: Скобелев Илья, МБОУ СОШ №3 г. Назарово, 11 класс
Знать подвиги русских солдат во время войны, а особенно земляков, надо всем. Единственное, что для них можно сделать в настоящее время, это помнить о них, об их героических поступках. Полностью изучить данную тему сложно, потому что прошло много времени, и восстановить какие-то события или собрать какой-то материал можно.
Я горжусь, что и мои земляки оставили свой след на Ленинградской земле, помогли отстоять город на Неве.
Сегодня в зоне специальной военной операции на Украине в одном подразделении можно встретить родственников: отца и сына, братьев. Такое не было редкостью и в годы Великой Отечественной войны. История семьи Шумовых — случай уникальный. На фронте живой легендой Ленинградского и Волховского фронтов стал минометный расчет братьев Шумовых. Виртуозная военная работа шести братьев из Тувы стала образцом для подражания и хрестоматийным примером для всех артиллеристов.
Биография.
Шесть братьев Шумовых родились в Танну-Урянхае:
четверо братьев — Иван (1905—1944), Лука (1909—1972), Авксентий (1912—1980) и Семён (1908—1944) — родные братья (сыновья Никиты Фадеевича);
двое братьев — Александр Терентьевич (1913—2015) и Василий Егорович (1914—1944) — двоюродные братья (племянники Никиты Фадеевича).
Выросли в семьях православных русских крестьян, в годы Первой мировой войны переселившихся в Урянхайский край с Алтая и обосновавшихся в селе Медведевка. На войну ушли добровольцами из Каа-Хемского кожууна в январе 1942 года.
«Дело в том, что русские по происхождению, из рода сибирских казаков, они жили в Каа-Хемском районе Тувинской Народной Республики (ТНР). В то время это было суверенное государство, которое первым в мире уже 22 июня 1941 года выступило в качестве союзника СССР в борьбе с фашистской Германией, а три дня спустя объявило ей войну. В состав Советского Союза ТНР вошла только в 1944-м.»
Семья решила…
Это решение в январе 1942 года принималось сообща на семейном совете: шести братьям Шумовым надо отправляться добровольцами на фронт. Населению в 1942 году разрешили вступать в ряды Красной армии, и этим правом Шумовы решили воспользоваться: Россия воюет, и им, потомкам сподвижников легендарного Ермака, не к лицу отсиживаться в тылу. Хотя решение далось непросто: братья оставляли дома жен и детей.В пункт сбора добирались целым караваном — семь саней, на первых санях глава семейства Никита Фадеевич, с красным флагом. На прощанье был наказ от Шумова-старшего: сражаться плечом к плечу, оберегая друг друга. Дальше братья отправились в Абакан, оттуда в Красноярск, а потом в село Ужур, где располагался 105-й запасной стрелковый полк. Но уже в конце февраля новобранцев Шумовых погрузили в эшелон и вместе с остальным пополнением для Ленинградского фронта отправили на станцию Волховстрой. Правда, Семен в пути заболел, его с поезда сняли, и к братьям он присоединился лишь полтора года спустя — до того воевал отдельно от них.
С подачи комдива
На фронт в район Погостья в 11-ю стрелковую дивизию пятеро братьев Шумовых прибыли в марте 1942 года. Все ладные, крепко сбитые, а Василий, Лука и Иван так вообще под 190 сантиметров ростом — даже полуторный паек им назначили.
Куда таких определить? Командир дивизии полковник Иван Грибов, которому доложили о прибытии сразу пятерых Шумовых из далекой Тывы, долго не раздумывал: коль братья, то понимают друг друга с полуслова, а значит, стоит назначить туда, где многое зависит от слаженности и взаимодействия, — в минометный расчет. Причем, учитывая богатырское телосложение и физическую силу, и миномет соответствующий — тяжелый 120-мм. Весит 275 килограммов, мины — 16-килограммовые. Расчет тоже подходящий — 6 человек. Так Шумовы попали в минометчики. Сначала была учеба под руководством опытного наставника — старшего лейтенанта Пинхуса Бриля. Он не только передал братьям азы мастерства, но и привил любовь к новой военной специальности. Заставлять братьев учиться и тренироваться не приходилось — они сами стремились вникать во все тонкости и готовы были отрабатывать каждый прием столько, сколько надо. Затем всех пятерых определили в 3-ю батарею старшего лейтенанта Федора Цивликова, в только-только сформированный отдельный минометный дивизион 11-й стрелковой дивизии.
Что главное для минометного расчета? Точность и скорострельность. Этого и добивался назначенный командиром расчета старший сержант Виталий Кривоухов, который в армии служил уже четвертый год. Теперь все нюансы осваивали на практике — бои шли без передышки. Тем более, если комбаты-артиллеристы должны были получать разрешение на открытие огня (надо было экономно расходовать снаряды), то у минометчиков таких ограничений, как правило, не было — недостатка в минах не ощущалось. Поэтому 120-мм миномет братьев Шумовых чаще других откликался на просьбу пехоты отбить атаку врага, уничтожить позицию артиллеристов или пулемет противника.
«Уже через несколько недель Кривоухов доложил комбату старшему лейтенанту Цивликову: «Расчет обучен досконально, а командиром предлагаю назначить самого грамотного из братьев — красноармейца Александра Шумова»
Доверие новый командир расчета оправдал. Летом 1942 года за уничтожение вражеской техники и более 200 гитлеровцев всех братьев ожидала первая награда — медаль «За отвагу». Расчет получил почетное звание «истребительного».
Всего три секунды.
В боях при прорыве блокады Ленинграда зимой 1943 года расчет Шумовых уничтожил до двух батальонов пехоты — на каждого из братьев приходилось по сотне гитлеровцев! Кроме того, на счету 24 пулеметных расчета и ряд других целей. Александра наградили орденом Отечественной войны II степени, остальных — орденом Красной Звезды.
В июне 1943 года после лечения в госпитале со 2-го Украинского фронта прибыл Семен — командование пошло ему навстречу, направив к братьям. Так в расчете их стало шестеро: командир — старший сержант Александр Шумов, наводчик — младший сержант Василий Шумов, заряжающий — ефрейтор Лука Шумов, снарядный — красноармеец Семен Шумов, подносчики мин — ефрейтор Авксентий Шумов и красноармеец Иван Шумов. Когда перед боями по полному снятию блокады Ленинграда в 11-ю дивизию напутствовать воинов приехала делегация работниц оборонных предприятий, с ответным словом выступил командир расчета Александр Шумов: «Ваши мины у нас попадают точно в цель! Когда стреляем, в воздухе 18 мин». Женщины попросили уточнить, что это значит. Старший сержант пояснил: когда первая мина взрывается, в стволе уже находится 20-я.
«По нормативам отличной оценки от расчета требуется выйти на уровень 10 мин в минуту, а у Шумовых показатель был улучшен вдвое — одна мина в три секунды! У противника это создавало иллюзию обстрела из реактивного миномета БМ-13 — знаменитой «Катюши».
Без пристрелки!
С точностью выстрела тоже было все в порядке: по пристрелке Шумовых обычно ориентировались другие расчеты — ошибки быть не могло. Более того, братья на практике опровергли сложившийся стереотип о том, что миномет не предназначен для ведения огня по быстро передвигающимся целям. Не раз Шумовы, получив сигнал о появлении грузовика со снарядами или личным составом, успевали накрыть его если не первой, то второй миной. Однажды даже устроили для всего полка фейерверк: вечером поразили вражескую машину, в которой наряду со снарядами находился ящик с осветительными ракетами. Когда в мае 1943 года минометчиков 2-й ударной армии собрали на учебный сбор, на полигон приехал командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Леонид Говоров. Сам умелый артиллерист, он наблюдал, как всем расчетам 120-мм минометов выдали по 16 мин для пристрелки и поражения цели.
«Только начали вести огонь и Шумовы выпустили всего две мины, как дали команду прекратить стрельбу. В чем дело? Оказалось, что их расчет уничтожил цель без пристрелки всего двумя минами!»
После учения командующий 2-й ударной армией генерал-лейтенант Владимир Романовский пригласил снайперов-минометчиков для совместного фото. «Вот это молодцы, — сказал он офицерам штаба. — С такими я спокоен!»
В ноябре 1943 года 120-миллиметровый миномет братьев Шумовых образца 1938 года под номером 0199 по распоряжению начальника артиллерии Ленинградского фронта передали на вечное хранение Артиллерийскому историческому музею как боевую реликвию. Расчет получил новый миномет.
Ориентир для наследников
Несмотря на то что расчеты 120-мм минометов обычно располагались на удалении 800–2000 метров от передовой, пули и осколки не щадили Шумовых. Все были по 3–4 раза ранены, а Лука и вовсе пять раз. Не раз бывало, что весь расчет оказывался на волосок от смерти. Так, летом 1942 года Шумовы уже приготовились покинуть позицию — ее обнаружила разведка противника. Но тут наш наблюдатель сообщил координаты немецкой пушки — той самой, которая должна была уничтожить миномет. Братья решили не уходить, а вступить в дуэль с фашистскими артиллеристами. Победа досталась минометчикам!
В газете 11-й стрелковой дивизии «Красное знамя» не раз писали о братьях Шумовых. В одной из публикаций были и такие строки: «Счастливое подразделение — минометный расчет братьев Шумовых! Оно ни разу не отступало, ни разу не уходило с русской земли...». К сожалению, не все шестеро братьев встретили День Победы. У эстонского хутора Апсаре под Нарвой 28 июля 1944 года погибли Семен и Василий. 2 декабря в Курляндии с бою с вражеской разведгруппой пал смертью храбрых самый старший из братьев — Иван.
Награды.
7 апреля 1943 года за оборону Ленинграда минометчиков братьев Шумовых командование наградило правительственными наградами: старший сержант Александр Шумов — орденом Отечественной войны II степени, красноармейцы Шумов Авксентий Никитович и Шумов Иван Никитович, ефрейторы Шумов Василий Егорович и Шумов Лука Никитович — получили ордена Красной Звезды.
Лука Шумов, награждён в 1945 году орденом Славы III степени,
Иван Никитович Шумов — медаль «За отвагу» (1942), орден Красной Звезды (1943);
Лука Никитович Шумов — медаль «За отвагу» (1942), орден Красной Звезды (1943, 1944), медаль «За оборону Ленинграда», орден Славы III степени (1945);
Аксентий Никитович Шумов — медаль «За отвагу» (1942) орден Красной Звезды (1943)
Семён Никитович Шумов — медаль «За отвагу» (1944);
Александр Терентьевич Шумов — медаль «За отвагу» (1942) , ордена Отечественной войны I и II степени (1943, 1985);
Василий Егорович Шумов — медаль «За отвагу» (1942), орден Красной Звезды (1943).
Из шести братьев Шумовых трое погибли на фронте — 28 июля 1944 года под Нарвой у эстонского хутора Апсаре Семён и Василий, предположительно от разрыва бракованной мины в стволе миномёта; 2 декабря 1944 года в Латвии — Иван, когда вступил в бой с разведкой противника.
Вернулись в родную Туву три брата — Александр, Лука и Авксентий. Лука Шумов, работал после возвращения в колхозе; Авксентий Шумов — плотником. Трудились столь же добросовестно, как и воевали. Создали дружные многодетные семьи: у Луки было 11 детей, у Авксентия — 8!
Командир миномётного расчёта братьев Шумовых, Александр, после ранения на фронте возвратился к своей мирной профессии, и долгое время работал в типографии города Кызыла. 15 декабря 2013 года он отметил свой 100-й день рождения. 9 мая 2012 года он был удостоен Диплома «Общественное признание». Умер 27 января 2015 года в Кызыле в возрасте 101 года.
Битва за Ленинград была одной из основных частей Великой Отечественной войны. Она оказала влияние на весь ход военных действий на советско-германском фронте. Остановив одну из трех немецких военных группировок, брошенных Гитлером на Советский Союз, защитники Ленинграда сковали ее и, перемалывая в течение всей битвы, не позволили ему перебрасывать ее части на другие участки фронта. Поэтому в победе под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре весомая доля защитников Ленинграда. На счету расчета Шумовых: до двух батальонов уничтоженных фашистов, десятки пулеметов, более двадцати минометов и орудий, двадцать девять дзотов и блиндажей. И я горжусь, что и мои земляки оставили свой след на Ленинградской земле, помогли отстоять город на Неве.