Герой Персей отрубил голову чудовищу с женским лицом и змеями вместо волос и умудрился не обратиться в камень — так мы все в общих чертах знаем эту историю. А с чего она началась? Кто виноват и что делать? Челябинский театр кукол и режиссер Петр Васильев вот-вот выпустят премьеру — «Медуза Горгона». Мы побывали на репетиции и остались заинтригованы. Кстати, билеты в продаже еще есть.
— О мужчины, сколько жен и девиц вы навеки сгубили! Вы, чьи страсть и огонь убивают в вас разума дух! Вы, мужчины, внимайте, смотрите и слушайте скорбные песни!
Вот такие припевы-проклятья в спектакле из уст женских персонажей — Горгоны (Елизавета Борок), Андромеды (Елена Блажеева), Данаи (Арина Жарикова) — прозвучат несколько раз. Вполне себе в духе современной фем-повестки, хоть спектакль и о событиях в Древней Греции. Пока перед зрителями кружится соблазнительная нимфа (Екатерина Асанкина), в глубине сцены уже начинают разворачиваться события, в которых боги-мужчины по отношению к женщинам ведут себя, мягко говоря, негуманно: соблазняют, преследуют, превращают, уничтожают.
— Женщины в этих мифах — жертвы, и мы это показываем, — говорит режиссер-постановщик, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Петр Васильев. — И пусть в традициях античного театра было запрещено выходить женщинам на сцену — при таком безобразии, творимом мужчинами, невозможно заставит их молчать. Героини у нас тут сами себе адвокаты. Спектакль начинается с обвинения — а вот чем закончится, зритель узнает, когда посмотрит. Возможно, у мужчин, особенно у Персея, будет шанс оправдаться, реабилитироваться.
Почему Медуза Горгона из юной красавицы превратилась в змею, обращающую людей в камень? Как царь Полидект (Андрей Дрыгин), польстившись на красавицу Данаю, обрек ее сына Персея (Тимур Ахмедов) на странствия и подвиги? При чем тут Зевс? Даже если вы очень давно читали книгу «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна, история покажется вам интересной — она на все времена. В ней много ненависти, любви и фрустрации. При этом в мифах о героях есть четкие границы: что такое хорошо, а что такое плохо. Чего современной жизни (и драматургии, отметим в скобках) очень не хватает.
— Чем дольше мы живем на белом свете, тем сильнее эти понятия размываются, границы сдвигаются. Вот я предлагаю вернуться от поиска в те времена, когда все было понятно и просто. Размышляя об этом, проще будет размышлять о сегодняшнем дне, — подытоживает Петр Васильев.
В спектакле будет и живой план — артисты играют без кукол, и теневые проекции, и планшетные куклы, управляемые актерами. Герои-куклы — игрушки в руках артистов, а артист-кукольник — по умолчанию создатель, демиург. Где подчеркнуть эту взаимосвязь, как не в спектакле о Древней Греции?
На сцене мы увидим Элладу, какой ее представляет современный человек — колонны, каменные изгороди, кувшины, музыкальные инструменты. Художник-постановщик спектакля «Медуза Горгона» Алевтина Торик создала уникальные декорации, которые будут двигаться, жить своей жизнью вместе с героями.
— Выглядит наша Греция как сплошной камень — даже море у нас каменное и его носят на руках. Декорации очень легкие, они будут в ходе постановки летать. Это вполне обоснованно — у нас ведь не истинная Древняя Греция, а ее образ, слепок — мы играем в эти мифы, — говорит художник.
Посмотреть, какой получилась история про Персея, Медузу и прочих, можно в ближайшее время в Челябинском областном театре кукол. Премьера — 7 июля.
Подписывайтесь на наш канал, а также на группу «Челгида» ВКонтакте — еще больше событий, развлечений, полезной информации!