Найти тему

Мирная разведка: 135 лет назад состоялась первая геологоразведочная экспедиция на Сахалине

Сахалин - крупнейший остров России, который можно с уверенностью назвать одной из крайних точек страны. Уже многие столетия регион манит не только природными красотами и уникальными явлениями, но и запасами недр. На сегодня - Сахалинская область считается лидером по добыче нефти и газа. Но, несмотря на свои успехи и достижения, регион имеет богатую и сложную историю.
Начало поиска углеводородного сырья на территории Сахалина началась в далеком 1889 году. Именно тогда, 135 лет назад, завершилась первая в истории геологоразведочная экспедиция в северные нефтегазоносные районы острова.
О том, как зарождалась разведка и добыча нефти и газа на Сахалине – в материале Агентства нефтегазовой информации.

В далеком 1889-м…

Неизведанные территории манили своими загадками многих исследователей. Одним из них был Григорий Зотов. В 23 года, в чине лейтенанта он вышел в отставку, переехав на дальние земли – в Сахалинскую область. Его переезд был был неслучайным, молодой Григорий Зотов получил в наследство от тестя право на отвод участков с нефтеносными признаками на севере Сахалина. Слухи о претензиях на нефть этого региона посторонних людей заставили его поторопиться. Он решил серьезно взяться за организацию нефтяного бизнеса. В 1888 году он посетил Охинское месторождение и сразу же отправился в столицу для оформления права на этот отвод.

В 1889 году молодой исследователь создал товарищество «Г.И. Зотов и компания» и организовал несколько нефтепоисковых экспедиций на север Сахалина. Возглавил непростое путешествие чиновник по особым поручениям в Приамурском генерал-губернаторстве Леопольд Бацевич. Еще одним участником стал ученый и исследователь Уссурийского края и Приамурья Василий Маргаритов.

-2

Примечательно, что Леопольд Бацевич уже бывал на острове. Он нашел выходы нефти еще и на восточном побережье. Он полагал, что они простираются от мыса Клокачева до мыса Ратманова.

Исследовательское путешествие началось 14 июня и продлилось практически месяц – до 9 июля. Экспедиция на север острова была опасной. На пути геологов и исследователей пролегал Амурский лиман – это северная часть Татарского пролива между материковой Азией и островом Сахалин. Он соединяет Сахалинский залив Охотского моря с Татарским проливом через пролив Невельского. Его длина составляет около 185 км., наибольшая ширина около 40 км., средние глубины в пределах 3-4,5 м. Для преодоления этого участка пути путешественники использовали нивхские гребные лодки. Сильное течение пролива, а также сложные погодные условия много раз подвергали сомнению всю экспедицию. Но, исследователям все же удалось добраться до селения Помыт, откуда их привел в район речки Охи проводник-нивх Фидун.

Экспедиция расположилась недалеко от залива Уркт. Именно здесь, в долине Аллас, произошли первые в истории Сахалина геологоразведочные работы. Были пробиты несколько шурфов и пробурены неглубокие скважины. В некоторых даже наблюдались притоки нефти. Правда отсутствие хорошего оборудования и специалистов не позволили добиться серьезных результатов в добыче, зато помогло в дальнейшем изучении и развитии региона.

Леопольд Бацевич из экспедиции привез Григорию Зотову точное подтверждение наличия на Охе нефтяных запасов, предсказал большие перспективы для дальнейшей разработки этого месторождения и дал геологическое описание района. После чего была составлена подробная карта местности.

Как отмечает почетный гражданин Охи Владимир Шищенко в своей книге «Краткая история Охи и ее окрестностей», имя Григория Зотова занимает в истории региона особое место.

«Не являясь профессиональным геологом, Григорий с поразительным энтузиазмом принялся за освоение малознакомого дела. Показал себя достаточно образованным, деловым, энергичным человеком», - пишет он.

Последующие три экспедиции

Вторая геологическая экспедиция состоялась через 12 месяцев – в 1890 году. Теперь Леопольд Бацевич совместно с бригадой отправился на Ногликские площади. Было пробито несколько шурфов и открыто несколько месторождений нефти. Геолог смог составить первое геологическое описание района Ноглики-Катангли-Набиль, и дал положительную оценку на предмет перспективности дальнейших исследований.

Оленеводы неоднократно подтверждали, что на данных участках много «керосин-воды». Образцы, взятые здесь, отличались от других и цветом, и плотностью. Из лаборатории Санкт-Петербургского горного института пришло заключение - ногликская нефть годится только для переработки ее в керосин. Позже выяснится, что это ошибка. Со временем стало ясно, что из нее, наоборот, получаются тяжелые смазочные материалы, а из катанглийской нефти, которая вообще не имеет аналогов в мире, можно производить высококачественные трансформаторные масла.

На тот момент экспедиция в своем отчете не рекомендовала применять глубокое бурение. На основе этих данных Григорий Зотов закупил необходимое оборудование и организовал Третью геологическую экспедицию. На этот раз бразды правления взял в свои руки собственник - сам Зотов. Техническим помощником был штейгер С.О. Масленников.

В июне 1892 года, ровно через три года после первой экспедиции, Григорий Зотов совместно с командой единомышленников отправился из Владивостока в пост Александровский-на-Сахалине на парусной лодке «Акула». В обход полуострова Шмидта, они последовали к Ныйскому заливу. Однако пробраться к Ногликскому месторождению сразу не удалось, залив оказался забит льдами.

«Буровые работы стартовали только 5 августа. В дальнейшем участники экспедиции испытывали не мало трудностей: отсутствие необходимого опыта, несовершенство оборудования, бунт рабочих, начавшаяся зима... В итоге с большим трудом удалось пробурить две глубокие скважины – 96 и 42 метра, но нефть не была найдена. Работы были прекращены 25 января 1893 года. На предмет перспективности дальнейших работ на Сахалине Масленников дал отрицательное заключение», - пишет в своей книге Владимир Шищенко.

Но, трудности лишь укрепили уверенность Зотова. Летом 1893 года с небольшим отрядом он вновь прибыл в район прошлогодних работ и продолжил бурение первой скважины. Ее забой он довел до 137 метров, но нефть так и не была обнаружена.

Учредители компании «Г.И. Зотов и К» еще на амбициях первой экспедиции планировали получить с нее большие прибыли при малых затратах. Но, итоги первых трудов не обещали им стремительного обогащения. К лету 1893 года компания распалась.

Компаньоны решили не вкладывать больше средств в столь затратное и бесполезное на их взгляд дело. Не было поддержки и со стороны государственных деятелей, которые делали ставку не на собственных предпринимателей, а на иностранцев, у которых, по их мнению, было больше возможностей для освоения далеких земель.

-3

Позднее Григорий Зотов вернулся к разработке Охинского месторождения, на котором планировал построить керосиновый завод для перегонки поверхностной нефти и заняться долговременным исследованием нефтеносной площади. Но достаточных средств для новой экспедиции у него уже не было. В течение долгих 10 лет он просил помощи от государства в необходимости поставить геологоразведочные работы на Северном Сахалине на научную и государственную основу. Но все его ходатайства оказались бесполезными.

26 декабря 1907 Григорий Иванович Зотов скончался. Но дело его жизни продолжили последователи. В 1909 году на Сахалине была организована фирма «Наследники Зотова и компания» и уже через год, 12 мая 1910 года была пробурена первая скважина в районе Озинского месторождения. Команда горного инженера Миндова получила первую промышленную нефть с глубины 91,5 м, забой скважины составил 123,5 м.

Сахалин помнит первооткрывателя

-4

Несмотря на то, что труды первого сахалинского нефтепромышленника при его жизни не увенчались успехом и выйти на промышленные залежи нефти ему так и не удалось – он и по сей день остается в истории Сахалина как человек, который совершил первое открытие и дал геологическое обоснование нефтяным объектам.

Как напоминание о человеке, который первым решился на освоение нефтяных богатств Северного Сахалина, в западной части города Оха на территории нефтяного промысла «Центральная Оха» расположена первая русская нефтяная вышка. В этом году памятнику исполнится 104 года.

С 1930-х годов вышка по назначению не использовалась и осталась стоять на территории Охинского нефтепромысла, со всех сторон окруженная современными буровыми сооружениями. По предложению Охинского горисполкома, в соответствии с решением исполнительного комитета Сахалинского областного Совета депутатов трудящихся от 11 июля 1957 г. № 193, вышка была включена в «Список памятников на территории Сахалинской области, учтенных на 1 июня 1957 г.» под названием «Нефтяная вышка первого нефтепромышленника Зотова».

В январе 1958 году во время сильного бурана она была практически полностью разрушена. В течение года ее восстановили, но проведенная реконструкция привела к изменению ее внешнего облика. Лишь через десять лет – в 1968 году был составлен первый паспорт вышки как памятника истории и культуры. Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 декабря 1974 г. № 624 вышка Зотова была включена в список памятников истории и культуры республиканского значения. Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включённым в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе данных: Самарин И. А. «Русская нефтяная вышка 1910 года», газета «Вести Сахалин энерджи», Владимир Шищенко «Краткая история Охи и ее окрестностей».

Фото: Telegram-канал председателя Сахалинской областной Думы Елены Касьяновой, Сахалинская областная универсальная научная библиотека, https://astv.ru, Сахалин Дриллинг Сервисиз.