Жил-был старик. Было у того старика три сына и табун лошадей. Однажды лошади ушли на выпас и не вернулись. Старик искал свой табун в окрестностях, но не нашёл. И отправил он тогда на поиски своих сыновей. Одного из них звали Амин, другого Мажит, третьего Ибрагим.
Долго искали братья свой табун и наконец нашли. Паслись их лошади на чистом поле, где было много сочной травы. А рядом проистекала река. Вокруг того поля были берёзовые леса. Место показалось братьям благодатным и богатым. Оно прекрасно подходило для жизни. На другом берегу реки поднимался холм. Если поставить дом на холме, то разлившаяся по весне река не достигнет жилище, но в то же время вода будет рядом.
Леса той земли изобиловали ягодами, лекарственными травами и грибами. Место отлично подходило для жизни. И решили братья основать тут деревню. И назвали её Аминево (Амин аулы, где "аул" означает деревня, село). Неподалёку от реки была гора, и дали этой горе название по имени второго брата. И по ныне гора та именуется Мажит-тау ("тау" - гора).
Эту красивую легенду я слышала с детства в школе, от родителей, её даже инсценировали на юбилей села, когда ему исполнилось 250 лет. Я тогда была ещё школьницей. Сегодня об истории моей малой родины есть другая информация. Историческая. Она связана с Пугачёвским восстанием. Вот что говорят сохранившиеся документы.
Сказка для взрослых
А вы знаете, что слово "сказка" раньше обозначало официальный документ? Ещё в ХIХ веке это слово обозначало документ из делопроизводства. Я не буду рассказывать всю подноготную, расскажу только несколько фактов.
Согласно, местной легенде, Амина звали Амин Ибрагимов. Но документы фиксируют иное имя - Амин Ибраев. К сожалению, после пожара 1835 года в селе не осталось документов, они всё сгорели в огне. Поэтому приходится опираться на другие источники.
Родом это человек был из села Рысаево Верхнеяицкого. Если документы не врут (а они вряд ли могут врать), тот самый Амин Ибраев служил Емельяну Пугачёву, об этом свидетельствует запись. Её сделал приказчик Катав-Ивановского завода (это город в Челябинской области). 16 июня 1774 года он пишет:
«…третьего дни к здешнему заводу подъехали башкирцы под командою злодейской Пугачевой толпы полковника башкирца Телевской волости Аминя Ибраева, да двух есаулов Кучука Муртазина, Ясака Абдулгасымова, всего сот до шести человек, и здешний Катав-Ивановский завод атаковали».
Это тот самый Амин, основатель моего села. Исследователь, занимавшийся историей основателя села Аминево, провёл скрупулёзную работу. Я не буду приводить здесь все выдержки из различных документов той эпохи, иначе моя статья будет расценена как плагиат. Поэтому прошу поверить мне на слово, а в конце статьи я оставлю ссылку на источник. Кому интересно, могут почитать.
Итак, запись говорит о том ,что тот самый Амин был полковником в армии Пугачёва. Полковником предатель Емельян нарекал того, кто мог собрать войско из 500 человек. Видимо, Ибраеву это удалось, и он стал полковником. Но удивляет меня здесь другое. Дело в том, что после подавления восстания Амин никак не пострадал. Откупился? Или сумел доказать свою невиновность? Или руки до него не дошли? Ответа на этот вопрос нет.
Но кажется мне, что Амин тот был человеком недобрым. Сумев избежать наказания, он остался человеком бесчестным. Тому есть ещё одно свидетельство. Приведу скриншот:
Это как нужно было достать человека, что он посмел написать жалобу самой императрице! Мне неприятно осознавать, что моё родное село основал такой бесчестный человек. Участие в восстании на стороне Пугачёва, потом жалоба на самом высоком уровне. С другой стороны, это значит, что сама Екатерина II знала этого человека. Ах, если бы она знала о нём как о хорошем человеке. Но факт остаётся фактом. Легенда мне нравится больше, в детстве мне казалось, что Амин был молодым, красивым, статным, благородным. А на деле оказалось, что он был стариком.
Уж не основал ли он село Аминево только потому, что хотел сбежать от гнева императрицы? Может, его изгнали и он вынужден был найти себе новый дом? Вот дела... Но моим мыслям подтверждения нет, это лишь мои догадки. Однако вот ещё один факт:
Так что моё родное село основал 80-летний старик с испорченной репутацией. Вот так историк Салават Хамидуллин развенчал красивую легенду. И я ему за это благодарна. Однако мои предки пришли в это село гораздо позднее. В детстве отец нашёл в мастерской моего деда одну книгу. Это были дневниковые записи одного моего предка по имени Гиният.
В ней он отразил историю нашего рода и обозначил, что род Колмурзиных (моя девичья фамилия) идёт от некоего человека по имени Азнаш. Предки Азнаша жили на территории Тататрстана, а при взятии Казани бежали и осели на территории Башкирии. Позднее родился тот самый Азнаш, он переехал в Аминево с двумя своими сыновьями. Их звали Колмырза и Батырша. От этих сыновей пошёл род Колмурзиных и Батршиных.
Любопытно, что мой отец Колмурзин, а мама в девичестве была Батршина, так что получается, что они брат и сестра в каком-то поколении. Мы даже когда-то сделали с сестрой семейное древо. Не буду фото выкладывать, плохо видно, потому что начерчено карандашом.
Так что могу утверждать, что к потомкам Амина я отношения не имею. И вновь я ошибаюсь. Люди женились друг на друге и жили в селе веками. Кровь смешивалась с каждой веткой поколений. Эх, всё же придётся признать, что я потомок участника Пугачёвского восстания. Вот такая быль. Решила я вам её сегодня рассказать неслучайно. Завтра в нашем селе будет праздник. День села. Моя статья посвящена этому событию.
А вы знаете историю своего рода, своего села, своего города? Я люблю семейные байки, расскажите в комментариях.
Благодарю, что посетили мой канал. Заходите почаще и подписывайтесь на радость автору.
Ссылку на источник для материалов статьи оставлю в комментариях.