С наступлением поздней весны на дорогах нашей необъятной родины появляется довольно много мотоциклистов. Обладателей двух-трехколесного транспорта можно понять, ведь российские зима и межсезонье не располагают к наслаждению - мороз, ветер в лицо, осадки сверху и жидкая грязь под колесами. Зато в теплое время года владельцы прав категории А чувствуют себя вполне комфортно. Кто-то из них лихачит на миниатюрных спортивных мотоциклах, кто-то с долей пафоса разъезжает на громоздких байках в коже и специфических аксессуарах. Сходятся эти люди в одном: по их мнению они - “короли дорог”.
А вот водители более крупных транспортных средств называют мотоциклистов “камикадзе” и “хрустиками”. Последнее слово придумали дальнобойщики. По их утверждениям, хруст - характерный звук, который раздается при попадании скутера, мопеда или мотоцикла под колеса большегруза. Оптимисты предпочитают думать, что хрустит сминающаяся техника, более пессимистично настроенные граждане - что это кости несчастных “беспечных ездоков”.
Почему люди выбирают мотоцикл?
Причин можно назвать довольно много. Среди них - низкий по сравнению с автомобилем расход бензина. А соответственно, и меньшие затраты на топливо. Залив в бак несколько литров, вы можете ездить пару дней. Техническое обслуживание тоже обойдется дешевле, чем владельцам автомобилей. А конструкция транспортного средства такова, что в случае ремонта понадобится не слишком много расходников.
Мотоцикл привлекателен и в плане бумажной волокиты. Модели с объемом двигателя до 50 “кубиков” не обязательно регистрировать. Хочешь кататься - садись и езжай. Для управления мопедом не нужно проходить дополнительное обучение - достаточно иметь подтвержденную категорию В.
Стоимость мототехники порадует потенциального владельца на этапе поисков и приобретения. Вам не придется разрываться между ограниченностью бюджета и нежеланием брать с рук хлам, требующий ремонта. Новые модели не намного дороже бывших в употреблении.
Мотоциклы более маневренны, в том числе и во время передвижения по бездорожью и пересеченной местности. Кроме того, ему не нужно много места для парковки. Если опасаетесь за сохранность “железного коня”, при желании его можно даже затащить в дом или квартиру.
Ну, и конечно, чисто психологический аспект - то самое ощущение свободы, о котором так часто говорят любители двухколесных средств передвижения.
Так ли опасна езда на мотоцикле, как об этом говорят?
Те, кто застал советские времена, помнят, как к мотоциклам приваривали самодельные дуги, чтобы при падении не переломать ни технику, ни конечности. Сотрудники ГАИ в свою очередь отлавливали “Самоделкиных” и заставляли устранять нарушения конструкции. Можно вспомнить и защиту подбородка, которую делали из ткани и эпоксидной смолы и прикрепляли к ремню, фиксирующему шлем.
С тех пор уровень безопасности значительно повысился. Дуги стали неотъемлемой частью двухколесного транспорта, а иногда вместо них применяют так называемые “клетки”, еще лучше защищающие мотоцикл и мотоциклиста. Наличие такого “обвеса”, помимо прочего, придает водителю уверенности, а значит, он ведет себя на дороге спокойнее и создает меньше предпосылок к ДТП. Шлемы - в основном “фуллфейс”, а латам позавидует средневековый рыцарь. Однако стоит признать, что стоит экипировка немалых денег.
Какая беда может случиться?
Распространенная ситуация - когда во время поворота автомобилист не видит движущийся мотоцикл. Пилоту байка в такой ситуации нужно быть готовым к резким маневрам, чтобы избежать столкновения не только со “слепцом”, но и с остальными транспортными средствами, заборами, остановочными комплексами, пешеходами. Но многие, особенно неопытные мотоциклисты, просто тормозят и все же въезжают в авто. Еще хуже, если водитель кладет мотоцикл на бок в расчете, что остановится быстрее. Увы, это не так.
Часто мотоциклисты не соблюдают боковой интервал и задевают выступающие части автомобиля (например, зеркала). Некоторые даже делают это осознанно, чтобы “наказать” чем-то не угодившего им “коробочника”. Однако физика - довольно жестокая наука. Даже небольшой удар может непредсказуемо изменить траекторию движения. И далеко не у каждого байкера хватит сил и навыков, чтобы удержаться в вертикальном положении. А падать в потоке машин - весьма сомнительное удовольствие.
Да и в целом два колеса - ненадежная опора. Учитывая качество российских дорог, вероятность встретить кочку, ямку, выбоину очень велика. Поэтому падение возможно в любой момент. Советуем держать дистанцию, чтобы другие участники движения успевали подготовиться к форс-мажору.
“Классика мотоаварий” - столкновение с резко открывшейся дверью припаркованного автомобиля. Всегда оценивайте обстановку, ведь автомобилисты слишком часто не следят за “двухколесными”, которые, к тому же, могут появиться неожиданно.
Так стоит ли обзаводиться мотоциклом?
Да или нет - личное дело каждого. Однако следует помнить, что мотосезон в России недолог - месяца четыре, не больше. Затем начинаются холод, дожди, снег, снова дожди и весенняя распутица. За время вынужденного и сам владелец двухколесного транспорта, как ни крути, успеет подрастерять навыки. А остальные участники движения “благополучно забыть” о существовании мотоциклистов. Это становится одной из причин аварий - автомобилисты просто не замечают “иных”, не могут предсказать их действия и не знают, как себя вести в экстренной ситуации.
Однако говорить об особой опасности именно для мотоциклистов не приходится. Если все участники дорожного движения пребывают в адекватном состоянии, соблюдают правила и скоростной режим, езда на двух колесах мало чем отличается от езде на машине (кроме уровня комфорта, конечно). А в ситуациях с лицами, действия которых явно противоречат нормам и здравому смыслу, от беды не застрахован никто.