Узнал про существование российско-германского фильма под названием "Как назло Сибирь" 2012 года. После прочтения аннотации к фильму стало интересно посмотреть, как там немцы представляют Сибирь, так как суть фильма была в том, что самый обычный немец был вынужден отправиться в командировку в "Сибирь" в Кемерово. А Сибирь он, естественно, представлял совсем иначе.
Сам фильм не сказать, что понравился, но посмотреть можно. Он действительно снимался в самых настоящих российских локациях, но уж в каких-то "слишком реальных", на этаких "задворках" центральных улиц. К примеру, если главный герой с кем-то разговаривает, то рядом обязательно стоит урна, либо стена исписана граффити.
Но больше всего удивили сюжетные ходы, которые точно не соответствовали реальности.
К примеру, немец был представителем сети модной одежды из Леверкузена. При этом данная одежда продавалась не где-то в отдельном магазине с красивой вывеской, а на самом обычном "районном" вещевом рынке, где до сих пор стоят на картонке, говорят "мы еще посмотрим" и получают в ответ "вам так идёт, я сама такое ношу".
Также общая атмосфера жизни в "Кемерово" показана в таком свете, что складывается впечатление, будто бы в городе совсем нет работы, а красивые девицы мечтают уехать в Европу.
Но это, наверное, все отрицательные моменты. В основном, фильм показал Сибирь не в самом дурном виде без всяких "западных стереотипов".
По ходу сюжета главный герой был поражен пением певицы Саяны. И вот после этого начинается непосредственное путешествие по Сибири, во время которого немец избавился от своих клише и предрассудков. Фильм вполне можно смотреть, если интересно посмотреть, как показывают нашу страну для европейского зрителя (хотя вряд ли много зрителей этот фильм смотрели).
В Интернете нашел такой факт, который может ответить на некоторые "почему". Как оказалось, фильм снимали не в Кемерово, а в Мурманске и в Заполярье.
После просмотра захотелось вспомнить - какие же клише и сюжетные ходы используются в западных фильмах, когда действие идет в Сибири. Обычно там сплошная "калинка-малинка".
Больше всего, конечно, шаблонов и клише про Сибирь используется в фильмах США, где при слове "Сибирь" представляют только ГУЛАГ, лютый холод и пограничников с автоматами.
Видимо, именно это хочет видеть американский зритель, чтобы неожиданно не случился "разрыв шаблона".
Например, возьмем типичный американо-британский боевик для неискушенной аудитории "Вид на убийство" 1985 года, где главный персонаж это Джеймс Бонд.
Возьмем только самое начало, где действие начинается как раз в Сибири.
Что такое Сибирь? Это холод, это снег, это ледяные глыбы.
Естественно, там имеются "злые пограничники":
В качестве средства передвижения они используют лыжи. Причем все они явно занимались горнолыжным спортом:
Можно просто ехать на лыжах и стрелять из автомата:
А по незамерзающему в холоде озеру можно легко проехать на доске.
А пограничники на лыжах не могут:
Главный герой легко уничтожает вертолет при помощи сигнальной ракеты:
А дальше ...
В бескрайних полях Сибири находится подводная лодка, на которой главный герой уплывает:
В подводной лодке всё создано для комфортной жизни:
И этой комфортной жизнью главный герой тут же пользуется.
Но перед этим он демонстрирует "дары Сибири".
Думаете какие?
Вот:
Видимо, выменял у медведей на балалайку.
А тема "клише" довольно интересная. Благо, материала для поиска "типичного" очень много. Еще интересно наблюдать, как со временем меняются стереотипы в кино.