3,4K подписчиков

Комедия «Гараж»: кто отец ребенка Малаевой и кто директор НИИ

Этих 2 тайных личностей в кино не назвали. По крайней мере прямо.

Впрочем, исходя из некоторых нюансов, можно догадаться. Причем в равной степени это могут бть как намеренные указивки режиссера, так и простые совпадения.

А был ли... папа?

Итак, любители замечательных советских комедий Эльдара Рязанова помнят героиню Лии Ахеджаковой – Елену Малаеву в картине «Гараж» 1979 г. Ей выпала важная миссия: доказать зрителям, что «муж на сегодня необязателен, главное для женщины – дети».

Таким образом младшая научная сотрудница института защищала личное право на выбор, которое еще в древности озвучил Омар Хайям: «Быть лучше одному, чем вместе с кем попало».

Я не просто так упомянула ее научный статус. Социологи утверждают, что, чем дальше человек продвигается в получении образования, тем выше его критерии оценки и требования к спутнику жизни, соответственно, тем больше одиноких людей среди научных работников.

Малаева была из их числа.

Кадр из советской комедии Рязанова «Гараж»
Кадр из советской комедии Рязанова «Гараж»

К тому же, нам показали классическую маленькую женщину, своего рода аналог героев Чарли Чаплина. Только она была в юбке и жила в развитом социалистическом государстве.

Это я к тому, что, будь Малаева внешне более эффектной, она могла бы выйти замуж даже при наличии высоких требований к мужчине. Наверняка нашелся бы тот, кто ее «уговорил». Но, будучи незаметной и неяркой, она никому не приглянулась достаточно для того, чтоб ее «уговаривать».

И вместо этого получилось: «Ах ты, какая передовая. Сколько ты дала мужику, чтобы он тебе дитя сотворил? Мужичонка-то храбрец попался!»

Эти слова сказала пошедшая в разнос директор рынка. Но наверняка похожим образом, хотя бы частично, думали многие другие. Просто они это не произносили вслух (и правильно делали, разумеется).

В 1970-е гг. еще только начинало пробивать себе дорогу право женщины заводить ребенка без постоянного спутника жизни. В наши дни эта ситуация уже настолько утвердилась, что даже кажется странным: с какой стати все эти научные работники подняли вокруг данного вопроса шум?

Тем не менее, признаться в отцовстве в подобной ситуации наверняка было бы неловко или даже стыдно.

Поэтому, даже если бы какой-то мужчина подозревал, что он «получился» папой, он наверняка бы не стал прилюдно об этом говорить.

К тому же, Малаева однозначно ему о его отцовстве не рассказывала. Просто родила, как говорят в народе, для себя – специально; это и было ее целью, а не просто «вот так получилось».

Так кто же был отцом этого мальчика, который, судя по всему, родился ребенком весьма вдумчивым? Вот даже мама с невольно-удивленным восхищением цитировала написанные им стихи:

«У верблюда два горба,

Потому что жизнь – борьба».

Судя по генам, явно папа был человеком неглупым – как минимум. Да и вряд ли Малаева, эта скромная и в высшей степени приличная женщина, слишком далеко ходила искать, так сказать, этот генный набор для будущего ребенка.

Так вот. В «Гараже» есть одна сцена, которая проливает на это свет, пусть и намеком.

Помните, героя Глеба Стриженова – Александра Якубова – сначала вместе с некоторыми другими невезучими исключили из кооператива, а потом, узнав, что он был участником Великой Отечественной, даже имел 2 Ордена Славы и медаль «За взятие Берлина», вновь туда включили?

Он еще обрадовался и «предал своих товарищей», но затем одумался и вновь за них заступился. За это его товарищи похвалили – техник Виталий Фетисов в исполнении Георгия Буркова даже сказал: «Я тебя снова зауважал!»

Кадр из  комедии СССР «Гараж» Рязанова
Кадр из комедии СССР «Гараж» Рязанова

Что получается?

Якубов выдал тираду насчет того, что, мол, сегодня он бы «сам с собой в разведку не пошел», в аккурат после некрасивых слов директора рынка насчет Малаевой. И ее слова, и попытки обыскать Малаеву, безусловно, его поразили и возмутили.

Причем он в открытую за нее не заступился. Он лишь выдал небольшую речь – казалось бы, напрямую не относящуюся к Малаевой, но…

…но как знать – может, именно потому он так завуалированно ее поддержал, что привык скрывать свое к ней отношение?

Скорее всего, отношение это ограничивалось простым человеческим уважением и еще чем-то милым и теплым, не доходящим, впрочем, до большой любви.

Так вот этот привыкший скрывать свои эмоции бывший разведчик вполне мог быть отцом сына Малаевой.

Пусть он уже был пенсионером на тот момент. Но и ребенку уже было явно не 2 года. Да и для мужчины возраст в случае с рождением ребенка не настолько критичен, как для женщины.

Поэтому именно он самым первым отреагировал на слова директора рынка о том, что якобы Малаева заплатила за то, чтоб… ну, вы поняли.

Есть пара моментов, которые открывают секрет, только если прочитать изначальный текст сценария, в дальнейшем измененный:

  • в нем «подите вон» директору рынка говорил именно Якубов;
  • Малаева там говорила в слезах: «Если хотите знать истину, был у меня банальный роман с женатым, а он выбрал семью…» Фразу эту Рязанов справедливо в окончательную речь героини не включил. Не надо было ей этого произносить.

Что до Якубова – так ведь он и мог быть тем женатым. И это очередной раз доказывало, почему он за Малаеву заступился, но не открыто, а как бы обтекаемо.

Заметьте: сама Малаева восприняла его заступничество с уважением, по выражению лица было видно, что для нее это важно.

Стала бы она так смотреть на абы кого? Вряд ли. В ее взгляде явно читалось, что реакция Якубова ей важна.

Более того, именно Малаева громко всему кооперативу рассказала о боевых заслугах ветерана. Выходит:

  • с одной стороны, она о них подробно знала. Вряд ли обычный коллега запомнит, кто там какие конкретно медали из других сотрудников имеет. Ну, знали остальные, что у Якубова есть какие-то там награды. Но наверняка никто, кроме Малаевой, конкретного их перечня назубок назвать бы не мог;
  • с другой стороны, именно она перечислением подвигов бывшего разведчика вынудила правление вернуть его в список кооперативщиков.

Оба эти пункта лишний раз подчеркивают, что между Малаевой и Якубовым были некие связи, вплоть до общего ребенка (и в своем отцовстве, скорее всего, ветеран точно уверен не был).

А что с директором института?

Напрямую нам в комедии Рязанова не говорили, кто же возглавлял этот институт.

Нам только подчеркивали, что Лидия Аникеева, в которую замечательно воплотилась Ия Саввина, была именно заместителем директора НИИ.

Кадр из советского фильма Рязанова «Гараж»
Кадр из советского фильма Рязанова «Гараж»

Кстати, она же числилась председателем правления гаражного кооператива. Словом, женщина была деловитая и даже пробивная.

Чтоб понять – хотя бы на уровне гипотезы – кого замещала Аникеева, надо вспомнить еще один эпизод, который многие зрители могли не заметить, но который мог бы пролить свет на этого тайного героя.

Это случилось, когда та же Малаева всех в помещении заперла и не выпускала, но вдруг снаружи с криками постучался муж Аникеевой – герой в исполнении Петра Щербакова. Он громко возмущался от лица остальных родственников участников кооператива, что они не могут дождаться домочадцев. А почти шепотом он сказал жене, что их внук не может заснуть без бабушки.

Так вот герой там представился как муж заместителя директора.

И тут прибежал персонаж Борислава Брондукова и крикнул ему: «Товарищ директор!..»

Кадр из советского кино Рязанова «Гараж»
Кадр из советского кино Рязанова «Гараж»

Этот незадачливый жених, между прочим, был сотрудником НИИ. Вряд ли он просто спроецировал: мол, коли Аникеева – такая боевая женщина, то уж супруг у нее должен быть еще круче (т. е., если она – зам директора, то муж и есть сам директор).

Скорее всего, жених знал: муж Аникеевой и есть директор НИИ. Просто жена была настолько боевой и пробивной, что даже супруг, он же директор, словно бы стоял на вторых позициях.

Вот такая ирония судьбы.

П. с. Дорогие читатели, а как думаете вы: кто был отцом сына Малаевой, а кто – директором НИИ?

На близкие темы читайте посты ««Служебный роман»: почему развелась и вернет ли семью секретарша Верочка», плюс «Будут ли вместе герои «Вокзала для двоих»», а также «3 пары из советских комедий, которым надо было поменяться вторыми половинками».

#кино #психология #характер #комедии #отношения #советское_кино