Многие слышали о заповедях блаженства, но не все понимают, что они означают и как их можно применить в современной жизни. В этом тексте мы рассмотрим этот вопрос с двух точек зрения: духовной и психологической.
Почему? Потому что человек состоит из духа, души и тела — трихотомия. Это подтверждается текстом священного писания в посланиях святых апостолов. Пример: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». Область духовности — это компетенция священников. Душа и тело — область психологии. А если вы хотите получить максимальную пользу от статьи, то призываю вас ближе к концу к рассуждениям. Рефлексии. По своей сути — это самотерапия.
С духовной точки зрения мы будем опираться на рекомендации священников, тексты Священного писания. А с психологической стороны будем использовать профессиональный опыт и научный подход. И то и другое дополняют друг друга, чтобы человек был целостным.
Что такое блаженство? Это высшая степень счастья нашего духа, крепкая соединенность его с Богом. Заповеди блаженства — учение Христа о том, как стать наследниками Его благодатного Царства и жизни вечной; другими словами, это лестница духовного совершенствования.
1. Блаженны нищие духом У Луки (Лк. 6:20) сказано просто «нищие» без прибавления «духом» Перед ним была огромная толпа бедных, но тянущихся к Богу людей. Именно это являлось и является недоступным для богатых, сердце которых пресыщено, им не нужен Бог.
«Выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой — это нищие духом» (Феофилакт Болгарский).
Средства от батюшек: Не переступать границу роскоши. Давать милостыню нуждающимся. Иметь духовника и подчиняться ему. Подчиняться высшим не из-за страха, а по совести. Не превозноситься перед другими.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Вообще выражение означает и в буквальном, и переносном смысле – плач, и притом преимущественно вследствие каких-либо страданий. «Блаженны плачущие, ибо они получат помощь, от которой их слезы прекратятся».
Нищий обычно печалится о своей нищете. Поэтому нищета духа рождает плач. Человек, который покаялся, сокрушил свое сердце и смирился, начинает оплакивать свои грехи. Он понимает, что даже с помощью Бога ему тяжело исправляться. И чем ближе он приближается к Господу, тем больше грехов он в себе замечает и больше плачет.
Средства от священников: при осуждении других приучить себя вспоминать о своих грехах пред Богом, желательно вызывая в себе покаянное чувство. Остерегаться суеты, многословия, развлечений и смеха. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6;25). Плакать с плачущими — тоже добродетель (Рим.12:15)
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Оплакивающие свои грехи достигают такого внутреннего спокойствия, что уже не способны на кого-либо гневаться, делаются кроткими.
Слова Христа почти буквально сходны со словами Пс. 36:11: «кроткие наследуют землю» (согласно переводу Семидесяти). В псалме уповающие на Господа, кроткие, праведники, непорочные и т.д. противопоставляются злодеям, людям лукавым, делающим зло, нечестивым, беззаконникам, которые, «как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут», истребятся со своим потомством, в отличие от праведников. История оправдывает такое пророчество. Христиане, усвоившие себе идеалы кротости, незлобивости, смирения, действительно наследовали землю, которая прежде занята была нечестивыми язычниками.
Средства от батюшек: Не гневаться, боясь гнева, как огня сжигающего. Не завидовать никому. Не мстить, но отдавать все на суд Божий.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Когда христианин овладеет землею, то есть своею плотью и порывами, он начинает желать Неба и входит в новое блаженство: начинает жаждать правды Божьей. Мирское богатство и мирская правда его уже не интересуют. Последователи Христа должны с такой же силой стремиться к правде пред Богом, с какой голодные стараются найти себе хлеб или жаждущие – воду.
Живущие по правде Божьей достигнут истинной праведности и будут оправданы Богом.
Средства от батюшек: Не лгать в свое оправдание, не сплетничать, не оговаривать, не лжесвидетельствовать. Читать Слово Божье и творения святых, их жития.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Слова Спасителя сходны со словами пророков (Ос. 6:6; Мих. 6:8). Очевидно, что те, кто узнал правду Божью, тот стремится к ее исполнению в жизни, приобретая все больше любви к людям. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Мне кажется, что Он говорит здесь не об одних только милостивых раздачей имущества, но и милостивых через дела. Ибо разнообразны способы милости и широка эта заповедь». Милостивые, конечно, будут помилованы на Страшном суде, но это нисколько не мешает тому, чтобы их миловали и в здешней жизни.
Средства от батюшек: хотеть всем помочь, быть отзывчивым, не бояться потерять время и силы. Не бояться быть обманутым или ограбленным. При этом надо помнить, что страх это не недостаток, а осторожность и разумность.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Дела милосердия очищают человеческое сердце от греховной нечистоты, а "чистые сердцем" своим духовным оком "узрят Бога".
Что такое чистота сердца? Такое состояние человека, когда его сердце, источник чувств, не омрачено никакими затемняющими влияниями порочных страстей или греховных дел. Между абсолютной и относительной чистотой сердца существует в людях множество промежутков, как это бывает и в зрении.
Способность человека видеть (духовно) Бога увеличивается по мере очищения его сердца, его совести. «Как зеркало, если оно чисто, только тогда отражает образы, так и созерцание Бога и разумение Писания доступно только чистой душе» (блж. Феофилакт).
Средства от батюшек: исповедь, молитвенная жизнь, причастие. Борьба с пороками, греховными привычками, со всем, что пленяет душу и отнимает время и силы от общения с Богом.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Люди, познавшие Бога, стремятся подражать ему и уподобляться Сыну Божьему, который примирил человека с Богом и принес мир и покой человеческой душе. Они становятся сынами Божьими по благодати.
Под миротворцами понимаются не только так называемые мирные, спокойные люди, которые и сами никого не трогают и их никто не трогает . Но и люди, трудящиеся в целях достижения и водворения мира на земле. Выражение Христа оригинально, и сочетание миротворства с сыновством принадлежит только Ему.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Дело Единородного Сына Божия заключалось в том, чтобы соединить разделенное и примирить враждующее». Следовательно, миротворцы назовутся сынами Божиими потому, что подражают Сыну Божию.
Средства от батюшек: не вступать в ссоры, свары, конфликты, не участвовать в них, молиться за врагов, искренне просить прощения. Всегда стараться примирять враждующих.
8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Миротворцы получают великий мир в душе и уже не боятся быть изгнанными за творение правды Божьей, они не теряют от этого любовь к людям. Люди, изгнанные за правду, встречаются часто и во всяком обществе.
Правдивые бывают нетерпимы в дурном и порочном обществе. Под правдой можно понимать вообще истину и любую добродетель. Так как эти люди не находят для себя спокойного места на земле среди дурных и порочных, то получают обещание «царства» – земного в духовном смысле и будущего – небесного. Хорошо тому, кто отстаивает правду не во вред другим, невзирая на страх наказания за нее. Однако Блаженный Иероним говорит: «многие терпят гонение по причине своих грехов, но не суть праведные».
Средства от батюшек: не бояться свидетельствовать о Христе, исповедовать свою веру, поступать по ней.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.Те, кто способен страдать за правду, тот может полюбить ее больше своей жизни и станет способном претерпевать с любовью все всевозможные скорби ради самого Христа.
Спаситель говорит здесь не о каком-нибудь особенном возможном случае, но относительно действительно предстоящих ученикам поношений, гонений, злословия и называет людей, которые будут переносить все это, блаженными.
Свою мысль Христос подкрепляет тем, что «так гнали и пророков, бывших прежде вас». С одной стороны, Он сравнивает Своих слушателей с пророками, возвышая их статус. С другой стороны, Он указывает на то, что пророческий путь всегда был связан с трудностями и испытаниями.
Средства от батюшек: Не бояться гонения за веру, взирая на пример Христа.
Переходим к кульминации и рассмотрим одну заповедь, как пример с рекомендациями.
Хочу подчеркнуть мысль о том, что батюшки не договаривают? Ответ прост. Они компетентны в области духовной. Например: говорят не гневаться. А как ? Последует сразу ещё совет, что нужно поститься, читать молитвы, духовные книги и так далее. Не договаривают священники , потому что не знают как это сделать в области душевной и телесной. Вы знаете в своём окружении человека, который не гневается? Я - нет.
А как тогда победить гнев?
Во-первых, гнев - это эмоция. Она свойственна Богу. Просто заглушить - значит ломать себя и противоречить своей природе. Тогда зачем его побеждать?
Гнев может проявляться различными способами: от лёгкой раздражительности до ярости и агрессии. Это естественная эмоция, которая помогает защитить человека от потенциальной опасности.
Например. Супруги ругаются, летит посуда в стену, а после рукоприкладство. Нормально? Мало кому такой расклад нравится.Это очевидно.
Человек защищает так свою правоту, точку зрения. Так как для его психики опасно быть неправым. Множество вариантов откуда это пошло. Каждый случай - уникальный. Однако, в 99% всё это из детства.
И человек получается живёт с глубинной травмой, устраивает побои супруге, а батюшка ему говорит: не гневайся, молись, постись и всё наладится. Но не налаживается.
А человек себя начинает корить за это. Занимается самоедством и ещё больше гневается. Потому, что человек упускает из внимание 2 составляющие душу (разум) и тело. Воспринимает такие советы, как что-то сверхъестественное.
Ну вот молитвы вычитал, пост выдержал и где моё чудо-награда безгневие. Возникает невроз на почве религиозности. Не так молюсь, не так пощусь. Начинает ездить по святым местам. Вновь в надежде на сверхъестественное чудо. Что там икона «сильнее», а тут батюшка лучше. Как фарисеи, которые требовали от Христа чудес, чтобы уверовать. На что Господь сказал им в Ев.от Матфея: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка»
Христос чётко сказал: «Царствие Божье внутри вас есть» упоминается в Евангелии от Луки (17:20–21).
Поэтому, чтобы решить абсолютно любую проблему в жизни. Недостаточно надеяться на Бога. Господь нас наделил правом выбора и разумом (душой). На бога надейся, а сам не плошай. И чтобы синергия была с Богом, необходимо работать и с другими 2 составляющими, а не только с духовностью.