Как буддийские монахи защищают снежных барсов от уничтожения


На Цинхай-Тибетском нагорье буддийские монастыри в основном располагаются в местах обитания снежных барсов — животных, которые находятся под угрозой исчезновения. Местные монахи защищают барсов от опасностей, исходящих от людей, гораздо лучше, чем заповедники. Группа китайских ученых рассказала, как монахам это удается. 

Снежные барсы обитают высокого в горах, площадь их ареала составляет два миллиона квадратных километров / © Wikimedia
Снежные барсы обитают высокого в горах, площадь их ареала составляет два миллиона квадратных километров / © Wikimedia

Снежный барс, ирбис или снежный леопард — крупный хищник, обитающий в горах Центральной Азии. Это единственный представитель семейства кошачьих, который может жить в холодном климате. Температура в местах обитания животного колеблется от минус 40 до плюс 40 градусов Цельсия.

Образ снежного барса причудливо вплетен в культурную и мифологическую ткань регионов, где он обитает. Так, например, в тибетской и монгольской мифологии это существо считается священным и мистическим. В тибетском буддизме снежный барс выступает в роли духовного хранителя, символа защиты. В то же время коренные народы, населяющие горную территорию Гималаев, рассматривают это животное как мост между земным миром и небесами, а в шаманских практиках ирбис помогает колдунам в их «потусторонних путешествиях». 

Еще это животное, известное своей ловкостью, силой и стойкостью, символизирует стремление человека преодолевать невзгоды. В местном фольклоре это существо наделяют сверхъестественными способностями и зачастую представляют защитником священных мест и хранителем дикой природы. 

В дикой природе осталось всего от 3 920 до 6 390 снежных барсов. То есть животные находятся под угрозой исчезновения / © snowleopard.org
В дикой природе осталось всего от 3 920 до 6 390 снежных барсов. То есть животные находятся под угрозой исчезновения / © snowleopard.org

Снежные барсы обитают высокого в горах, площадь их ареала составляет два миллиона квадратных километров (примерно как площадь Гренландии или Мексики). В дикой природе осталось всего от 3 920 до 6 390 особей. То есть животные находятся под угрозой исчезновения. 

Густой теплый мех снежных барсов защищает их от ветреной стужи на большой высоте, а широкие лапы помогают грациозно передвигаться по снегу. Браконьеры убивают этих представителей кошачьих ради меха и внутренних органов, которые ценятся в традиционной китайской медицине. На снежных барсов охотятся и пастухи, потому что животные часто поедают овец и коз. За последние два десятилетия популяция снежных барсов сократилась примерно на 20 процентов.

С 2009 по 2011 годы группа ученых под руководством американского этолога Джорджа Шаллера (George Schaller) изучала популяцию снежных барсов в районе национального парка Саньцзянъюань в китайской провинции Цинхай, расположенной на Тибетском нагорье.

Во время исследования специалисты выяснили, что места обитания этих животных по большей мере находятся вблизи тибетских монастырей. Так ученые узнали, что из 336 монастырей, половина располагается в пределах пяти километров от ареала обитания ирбисов. С 2009 года несколько природоохранных организаций работали с четырьмя монастырями в регионе, чтобы  обучить монахов принципам защиты дикой природы и не допустить убийств ирбисов человеком.

Места обитания снежного барса. Площадь их ареала составляет два миллиона квадратных километров / © Wikimedia
Места обитания снежного барса. Площадь их ареала составляет два миллиона квадратных километров / © Wikimedia

Команда исследователей обнаружила, что многие буддийские монахи, не только из четырех вышеупомянутых монастырей, активно патрулировали территорию, чтобы предотвратить убийства снежных барсов. Кроме того, монахи учили местных жителей, что убийство снежных барсов недопустимо и приводили религиозные аргументы против насилия над животными. 

Опрос 144 местных семей, проведенный командой Шаллера, показал, что большая их часть прислушалась к советам религиозных деятелей и переосмыслила свое отношение к истреблению диких животных.

Полученные данные свидетельствуют о том, что программы защиты дикой природы, с которыми работают буддийские монастыри в целях сохранения популяции снежного барса, могут быть очень эффективными. Например, монастыри, расположенные в районе национального парка Саньцзянъюань, могут защитить больше мест обитания снежного барса с помощью социальных норм и активного патрулирования, чем заповедники, подытожили авторы в своей научной работе. 

-----

Смотрите нас на youtube и подписывайтесь на наш Telegram. Следите за новостями из мира науки и технологий на странице издания в Google Новости