Один из монументальных символов СССР, великолепный фонтан "Дружба народов" был открыт в Москве на ВДНХ в 1954 году (Константин Топуридзе, Григорий Константиновский, Константин Тихонович, и другие).
Аллегорические женские фигуры символизируют республики Советского Союза. Их 16: РСФСР, Украинская, Белорусская, Молдавская, Грузинская, Армянская, Азербайджанская, Литовская, Латвийская, Эстонская, Туркменская, Таджикская, Киргизская, Казахская, Узбекская Советские социалистические республики и шестнадцатая - Карело-Финская ССР, включенная в 1956 году в состав РСФСР.
Позолоченные фигуры напоминают скульптурные композиции Петергофа, выглядят дорого-богато, но они статичны, лишены экспрессии, есть мнение, что монументальны недостаточно. Отсвечивающая на солнце позолота не позволяет рассмотреть детали, хотя национальные костюмы воспроизведены с точностью.
Каждый артефакт, тем более, памятники, архитектурные и скульптурные формы - это манифест, воплощенный в материи. Он содержит в себе и транслирует в мир некую информацию и определённую программу.
Посмотрим на скульптурную группу фонтана "Дружба народов" с этой точки зрения. Что мы видим? Символы народов, республик - есть. Каждая "республика" держит в руках какой-то символ сельского хозяйства, характерный для неё. Замечательно, ведь это - выставка достижений народного хозяйства.
А вот дружба или даже братство - где оно? У каждой - свой "шесток", да ещё и струи воды разделяют пьедесталы.
Меня поражает, как фонтан, созданный в 1954 году оказался программным, пророческим. Разве фигуры республик Советского Союза не должны были бы держаться за руки. Кажется, конструктивно это вполне возможно. По крайней мере, что-то их должно было связывать. Пусть бы они, к примеру, эти свои плоды передавали друг другу. Но между "республиками" нет не только "физического", но даже "визуального" контакта. Все они смотрят в даль мира, который снаружи, каждая - под своим углом.
Оказывается, ещё в 1954 году на эту концептуальную неточность указывал искусствовед В. П. Толстой. "Сами фигуры, по идее составляющие дружный хоровод, недостаточно связаны между собой", - корректно указывал он.
Разумеется, речь не о какой-то мистике. Никто не говорит, что причина распада СССР в том, что фонтан не так построили. Скорее, важно почему проект был именно таким и почему именно такой проект символически разобщенных народов был принят, ведь в Советском Союзе идеологии и символизму уделяли большое внимание.
Рабочее название фонтана было "Золотой сноп". Действительно, в центре бассейна площадью 81 х 56 метров - собственно сам большой фонтан. Это огромный сноп, а струи льются из него, как из рога изобилия, какой-то чаши, вечно дарующей процветание. Вот это - правильный символ, отличная программа.
Какие же сельскохозяйственные культуры были самыми важными для нашей страны в середине 50-х годов ХХ века?
Мы видим подсолнухи, гигантскую пшеницу, обвитую виноградом и такую же высокую коноплю. С первыми тремя всё понятно, они и по сей день кормят страну и приносят немалую валютную выручку. Но конопля... Однако, не зря же её поместили на один из самых помпезных объектов столицы наравне с пшеницей!
Россия издревле, наряду с мехами, кожей, салом, пшеницей, торговала посконью (замашка, дерганец), это - мужское растение конопли. Из него, например, вили необычайно прочные тросы и канаты, которые не рвались даже в процессе охоты на китов. В конце XIX века в России производилось около 140000 тонн пеньки (40% производимой в Европе). В основном, её выращивали в центральных областях
В 1936 г. посевы конопли в Советском Союзе занимали 680 тыс. гектаров, что составляло 4/5 всей мировой площади под этой сельскохозяйственной культурой. За посевы конопли на усадебных, приусадебных и пойменных угодьях предоставлялись специальные льготы. Заготовка пенькового волокна из конопли в СССР в тридцатых годах достигала 45 000 тонн, производство конопляного масла (из семян) - 5 - 6 тыс. тонн.
Таким образом, конопля в нашей стране действительно была одной из ведущих сельскохозяйственных культур на протяжении долгого времени.
В статье говорится исключительно о технических сортах конопли, лишенных канабиоидов (с очень низким (<0,06 %) содержанием тетрагидроканнабинола).
Сейчас, с 2022 года в России можно выращивать 31 сорт прядильной конопли. И хотя выращивание конопли и производство товаров из нее сегодня обременено разнообразными ограничениями, появляются и предприятия, и товары текстильной и пищевой отрасли.
Мне, например, очень хочется, чтобы гигантскую массу ширпотреба из ПВХ - веревок, мешков, ковриков, шторок, покрывал, сумок, панамок, и проч. - заменили бы изделия из натуральных и долговечных нитей, которые не будут отравлять воду, землю и наши лёгкие.
Пищевые продукты из конопли тоже есть в продаже. Это - конопляное масло и семена, протеин, сладости и шоколад. Надеемся, подобные продукты на особом контроле. Но это не точно, ведь у нас даже мухоморы не запрещены, как мы уже выяснили