Владислав Бобков, серия «Пират. Безумный мир» (законченный в 2022 году цикл, 3 книги, источник)
6/10
Порядок чтения без изысков: Пират. Безумный мир 1-2-3
Жил был Андрей Князев и играл он в группе… Нет, это книжка про совсем другого Андрея Князева, который попал в мир фэнтези-пиратов и всех победил. В принципе, можно обзор на этом завершать, т.к. все остальные авторские решения вокруг уже описанного линейного сюжета вызывают огромное количество вопросов, остающихся без ответа.
ГГ в нашем мире попадает в аварию, в которой гибнет его семья, а сам он теряет ноги. Выжив, герой погружается в глубочайшую депрессию, из которой его ничего не может вывести. Тем временем в совсем другом мире придурковатый пират Джек Блэк крадет у своего капитана «божественный плод». Это такая штука типа золотой рыбки. Чем бы одарить того, кто его съел, плод решает сам. Джек жаждет величия и побед, однако, по мнению плода, пациент «не тянет», и плод переносит в его тело наиболее подходящего человека, которым и оказывается Андрей из нашего мира. Судьба самого Джека с этого момента теряется в неизвестности.
Нет, ну, нормальный такой заход для подростковой истории про попаданца, однако дальше начинается странное. Убивающий себя своей депрессией Андрей в один момент о ней забывает, приходит в восторг от «мира открытых возможностей» и начинает активно вживаться в свежеобретенные реалии.
Естественно, Андрей оказывается отставным военным. Армия сделала из него человека, который практически без подготовки валит врагов пачками, будь они «злобными пиратами-шантажистами» или не менее злобными «рыболюдьми», которые похищают человеческих женщин совсем не для еды.
Как и обещал «божественный плод», наш герой становится сильнее не по дням, а по часам, и побеждает все, что может победить. Помогают ему в этом одушевленные сабля и нож (в образах капризных аниме-няшек), попугай-отморозок и веселые друзья-соратники. Казалось бы, в чем сложность сделать из такого сеттинга конфетку? Наливай, да пей. Но нет.
Автор поленился придумать своему герою цель. Как результат – ГГ то начинает кромсать все подряд («потому что в нем пробудилась ярость»), то цитировать своего армейского сержанта и рассуждать о важности тренировок. В целом всякий раз, когда ГГ не воюет с кем-нибудь, он тренируется, «потому, что в этом суровом мире тренировки – лучший способ стать сильнее». Обалденное открытие в общем-то для любого мира.
Глобальной цели, к которой герой шел бы весь цикл, попросту нет. В конечном итоге за «хоть какую-то цель» сошло обещание, которое ГГ дает одному из своих спутников. Обещание из серии «ну да, как-нибудь и вот этим тоже по шее дадим». Ну, в общем-то дали, молодцы. Типа happy end.
Сюжет, повторимся, линеен и, мягко скажем, простоват. Известны примеры красивого обыгрывания слабых сюжетов, но это совсем не тот случай. ГГ прет вперед как трактор с заклинившим газом: у него все получается, все неприятности либо решаются сами собой, либо победой в бою. При чем бои все у ГГ по одному и тому же лекалу: герой долго получает по шее, а потом «как будто из последних сил» скручивает супостата в бараний рог. А все почему? Потому, что скрытые резервы пробуждаются только в опасных ситуациях.
Для того, чтобы читать было интересно, нужны «качели» - напугали-успокоили, расстроили-обрадовали, побили-дали отдохнуть. А тут у нас не качели, а автодорога «Байкал» с пыльными обочинами и перегонами в сотни километров между населенными пунктами.
Где-то в конце второго тома в сюжете вдруг появляется вторая линия. Некие межмировые охотники, которые вываливаются из портала в пиратском мире и, вроде бы, ловят кого-то с Земли. Ух ты! – думает читатель. Фиг там – говорит автор. Выясняется, что это фансервис для читателей совсем другого цикла и эти парни появились тут не за нашим ГГ.
Ты кто, смерть? А что такая маленькая? Так я не к тебе, я к хомячку…
Ну и, наконец, фаталити: язык. Он ужасающий. Я понимаю, что самиздатовский формат не предполагает глубокой вычитки, но тут у нас проблемы и с построением предложений, и с использованием слов, и с падежными связками. Чтобы не быть голословным, вот вам несколько цитат:
«Надо поискать этих проклятых рыбешек. У меня есть к ним пара долгов»
«Божественные плоды были столь сломаны, что это было даже не смешно»
«Это давало хорошую точку зрения, чтобы понять, насколько важную роль играла Оливия в его жизни. В целом же это была одна из тех вещей, что Джеку решительно нравилась в этой жизни»
Мое любимое:
«Окружающий мир словно поставил себе цель прыгнуть во все его органы чувств, о которых он даже не подозревал, и хорошенько их отыметь»
Тонкость в том, что это не специально выдранные из контекста моменты «на посмеяться». Таким языком написаны все три тома. Более того, я тут вспомнил, что произведения Бобкова у меня в обзорах уже были, и там ситуация примерно та же. Поэтому стремление прыгнуть в органы чувств, о которых мы не подозревали, видимо, стоит считать авторским стилем и учитывать при выборе книги.
Завершаем. 6 из 10. Но если практически весь обзор я на серию ругаюсь, то за что 6 баллов?
Во-первых, за сеттинг. Кривой, косой, но свой, причем даже кое-где неплохо продуманный. Есть неплохие отдельные части сюжета, то же «восстание машин» у гномов в средневековом магическом сеттинге – это интересно. Есть попытки делать что-то свое, и это в общем-то и не позволяет провозгласить КГ/АМ и бросить чтение.
Отдельный бал за лирическое отступление о деревянном зодчестве в Иркутске. Пираты прибывают на остров после долгого сложного плавания и капитан, восторгаясь чудесами нового мира, выдает тираду о том, какие человечные человеки живут в северных регионах Необъятной и как милы его сердцу деревянные домики в родном городе. Госсподи, вот реально прыгнул автор в органы, о которых мы не подозревали, и сделал с ними любовь к малой Родине.
PS: А всего-то и надо было, что отдать волшебный плод попугаю. Тогда бы история заиграла совсем другими красками.