Портрет особый в живописи жанр.
У талантливых живописцев он объединяет и мастерство художника и наблюдение психолога.
Портрет или живой или холодно застывший, но об эпохе может многое сказать.
В античные века из изображения детей, лишь, портрет Фаюмский (позже расскажу о нем) и римская скульптура, вот и все.
Затем иконопись и конечно, изображение Христа - младенца, но здесь свои каноны и правила письма.
В эпоху Возрождения портреты входят в моду, обычный человек, а не святой становится центром и акцентом на холсте.
Портрет парадный одинарный или парный, дети на нем, редкость. Часто на таких полотнах, отец изображался с наследниками мужского пола, а мать с дочерьми.
Детскими портретами могли обмениваться важные персоны, когда обручали совсем маленьких наследников, для заключения династического брака.
Тема детства в живописи начинает звучать к началу XlX века. Заказывают большие семейные портреты или миниатюры для родных.
Дети на таких картинах, временами выглядят словно уменьшенные копии взрослых или немного театрально, нарочито умильно.
Отношение к детству постепенно менялось, появилась целая галерея прекрасных детских образов: наивных, чистых, бесконечно светлых и русские живописцы внесли огромный вклад в этот вид портрета.
На полотнах отражают уже эмоции и характер маленьких героев, они больше не продолжение и не подражание взрослой жизни.
Александр Головин родился в семье священника. Известен в первую очередь, как сценический художник.
Имел должность художника - декоратора Императорских театров, работал над постановками Большого, Мариинского и Александровского театров, оформлял спектакли Дягилева в Русских сезонах.
Создал большое количество эскизов для изделий из майолики, керамика была его страстью.
На картине Александр Головин написал дочь царскосельского дворника - Фросю.
Девочка, робко присев на край бархатной банкетки, смотрит немного настороженно, ей явно неловко рядом с богатыми фарфоровыми вазами и пышными букетами. Она кажется частью яркого натюрморта.
Посуда и цветы перетягивают внимание на себя. Тем не менее, видны настроение девочки и её чувства.
Валентин Серов. Выдающийся портретист.
Его кисти подвластны тонкие моменты движения не только физического, но и душевного, это в полной мере относится, как к детским образам, так и к взрослым.
Мики (Михаилу) Морозову здесь четыре года, в будущем он прекрасный знаток английской литературы, исследователь, преподаватель.
Мальчик увидел, что то интересное, ещё мгновение и он сорвётся с места..
Такие порывистость и вовлеченность были в характере и взрослого Михаила Абрамовича.
Леонид Пастернак рано к живописи проявил талант. Первые эскизы выполнил в шесть лет, заказчиком был местный дворник, а пять копеек (первый гонорар) юный художник потратил на конфеты.
Позднее в его творчестве появились портреты Л. Толстого, А. Скрябина, М. Горького, С. Рахманинова и вот характерный портрет маленьких танцоров, детей Константиновской помещицы Лидии Кашиной.
Все же по характеру, скорее Георгий на портрете, а не Юра..
Василий Суриков мастер больших монументальных исторических полотен "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни" не пишет заказных портретов, только близких.
Портрет дочери Оли получился очень домашним. Девочка в повседневном платье, держит куклу и опирается рукой на теплую печь - понятный и знакомый предмет родительского дома, символ надёжности.
Мне кажется, кареглазая Оля очень похожа на своего отца..
Ольга Делла - Вос - Кордовская, ученица Ильи Репина, художница серебряного века, профессор Академии художеств.
Не совсем портрет, голова девочки опущена вниз, взгляд направлен на венок из васильков. Но здесь фигура и поза ребенка настолько выразительны, что не возможно пройти мимо без улыбки.
Сегодня задержалась с ней пообщаться, очень уютная картина..
Филипп Малявин. Русский живописец с крестьянскими корнями.
Некоторые время жил и изучал иконопись на Святом Афоне, затем стал учеником мастерской Ильи Репина.
Конечно, влияние педагога не прошло даром, написан целый цикл портретов.
Мальчик выглядит хрупким и гибким, немного театральная поза, но безукоризненно переданы детские черты.
Возможно, в выборе позы для портрета, сыграло роль родство матери Ники с Сергеем Дягилевым, он был ее двоюродным братом..
Зинаида Серебрякова, русская художница, из знаменитой династии архитекторов, скульпторов и художников Бенуа.
С детства была замкнутым и скромным человеком. Общению с людьми, предпочитала рисование.
Карандаш, пастель, кисти были ее постоянными спутниками. Рисовала очень быстро, стараясь уловить и запечатлить каждый момент.
Быстрота письма, мгновенное нахождение контакта с героем портрета, понимание сути его характера или настроения, это необходимые качества при написании детского портрета. Детство быстротечно..
09.08.2024 Anna Seton
Новые публикации каждые вторник, пятницу и воскресенье.
Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны автору.
Текст и фотографии в публикациях исключительно авторские.
Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ
Любое использование текста и фото только с согласия автора.