Найти тему

Очарование детского портрета. Картины В.Серова, В.Сурикова, А.Головина и другие

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Савелий Сорин. Девочка - художница. 1944 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Савелий Сорин. Девочка - художница. 1944 г. Фото автора

Портрет особый в живописи жанр.

У талантливых живописцев он объединяет и мастерство художника и наблюдение психолога.

Портрет или живой или холодно застывший, но об эпохе может многое сказать.

В античные века из изображения детей, лишь, портрет Фаюмский (позже расскажу о нем) и римская скульптура, вот и все.

Затем иконопись и конечно, изображение Христа - младенца, но здесь свои каноны и правила письма.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Древнерусская живопись. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Древнерусская живопись. Фото автора

В эпоху Возрождения портреты входят в моду, обычный человек, а не святой становится центром и акцентом на холсте.

Портрет парадный одинарный или парный, дети на нем, редкость. Часто на таких полотнах, отец изображался с наследниками мужского пола, а мать с дочерьми.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Зичи. Портрет детей Солдатенковых (Варвара, Василий, Кузьма, Надежда). 1885 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Михаил Зичи. Портрет детей Солдатенковых (Варвара, Василий, Кузьма, Надежда). 1885 год. Фото автора

Детскими портретами могли обмениваться важные персоны, когда обручали совсем маленьких наследников, для заключения династического брака.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Гагельганс. Портрет детей. Аллегория. 1761г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Гагельганс. Портрет детей. Аллегория. 1761г. Фото автора

Тема детства в живописи начинает звучать к началу XlX века. Заказывают большие семейные портреты или миниатюры для родных.

Москва. Музей Тропинина. Миниатюра. Фото автора
Москва. Музей Тропинина. Миниатюра. Фото автора

Дети на таких картинах, временами выглядят словно уменьшенные копии взрослых или немного театрально, нарочито умильно.

Москва. Музей Тропинина. Неизвестный художник. Портрет Варвары Сергеевны и Алексея Сергеевича Мазуриных в детстве. 1852 г. Фото автора
Москва. Музей Тропинина. Неизвестный художник. Портрет Варвары Сергеевны и Алексея Сергеевича Мазуриных в детстве. 1852 г. Фото автора

Отношение к детству постепенно менялось, появилась целая галерея прекрасных детских образов: наивных, чистых, бесконечно светлых и русские живописцы внесли огромный вклад в этот вид портрета.

На полотнах отражают уже эмоции и характер маленьких героев, они больше не продолжение и не подражание взрослой жизни.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Фото автора

Александр Головин родился в семье священника. Известен в первую очередь, как сценический художник.

Имел должность художника - декоратора Императорских театров, работал над постановками Большого, Мариинского и Александровского театров, оформлял спектакли Дягилева в Русских сезонах.

Создал большое количество эскизов для изделий из майолики, керамика была его страстью.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916 г. Фото автора

На картине Александр Головин написал дочь царскосельского дворника - Фросю.

Девочка, робко присев на край бархатной банкетки, смотрит немного настороженно, ей явно неловко рядом с богатыми фарфоровыми вазами и пышными букетами. Она кажется частью яркого натюрморта.

Посуда и цветы перетягивают внимание на себя. Тем не менее, видны настроение девочки и её чувства.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Александр Головин. Девочка и фарфор (Фрося). 1916 г. Фото автора

Валентин Серов. Выдающийся портретист.

Его кисти подвластны тонкие моменты движения не только физического, но и душевного, это в полной мере относится, как к детским образам, так и к взрослым.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Валентин Серов. Мика Морозов. 1901 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Валентин Серов. Мика Морозов. 1901 год. Фото автора

Мики (Михаилу) Морозову здесь четыре года, в будущем он прекрасный знаток английской литературы, исследователь, преподаватель.

Мальчик увидел, что то интересное, ещё мгновение и он сорвётся с места..

Такие порывистость и вовлеченность были в характере и взрослого Михаила Абрамовича.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Валентин Серов. Мика Морозов. 1901 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Валентин Серов. Мика Морозов. 1901 год. Фото автора

Леонид Пастернак рано к живописи проявил талант. Первые эскизы выполнил в шесть лет, заказчиком был местный дворник, а пять копеек (первый гонорар) юный художник потратил на конфеты.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Леонид Пастернак. Приготовление к танцу. Портрет Юры и Нины Кашиных. 1913 - 1914 гг.
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Леонид Пастернак. Приготовление к танцу. Портрет Юры и Нины Кашиных. 1913 - 1914 гг.

Позднее в его творчестве появились портреты Л. Толстого, А. Скрябина, М. Горького, С. Рахманинова и вот характерный портрет маленьких танцоров, детей Константиновской помещицы Лидии Кашиной.

Все же по характеру, скорее Георгий на портрете, а не Юра..

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Леонид Пастернак. Приготовление к танцу. Портрет Юры и Нины Кашиных. 1913 - 1914 гг.
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Леонид Пастернак. Приготовление к танцу. Портрет Юры и Нины Кашиных. 1913 - 1914 гг.

Василий Суриков мастер больших монументальных исторических полотен "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни" не пишет заказных портретов, только близких.

Портрет дочери Оли получился очень домашним. Девочка в повседневном платье, держит куклу и опирается рукой на теплую печь - понятный и знакомый предмет родительского дома, символ надёжности.

Мне кажется, кареглазая Оля очень похожа на своего отца..

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Василий Суриков. Портрет О.В. Суриковой в детстве. 1888 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Василий Суриков. Портрет О.В. Суриковой в детстве. 1888 год. Фото автора

Ольга Делла - Вос - Кордовская, ученица Ильи Репина, художница серебряного века, профессор Академии художеств.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Ольга Делла - Вос - Кардовская. Девочка с васильками. 1908 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Ольга Делла - Вос - Кардовская. Девочка с васильками. 1908 год. Фото автора

Не совсем портрет, голова девочки опущена вниз, взгляд направлен на венок из васильков. Но здесь фигура и поза ребенка настолько выразительны, что не возможно пройти мимо без улыбки.

Сегодня задержалась с ней пообщаться, очень уютная картина..

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Ольга Делла - Вос - Кардовская. Девочка с васильками. 1908 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Ольга Делла - Вос - Кардовская. Девочка с васильками. 1908 год. Фото автора

Филипп Малявин. Русский живописец с крестьянскими корнями.

Некоторые время жил и изучал иконопись на Святом Афоне, затем стал учеником мастерской Ильи Репина.

Конечно, влияние педагога не прошло даром, написан целый цикл портретов.

Мальчик выглядит хрупким и гибким, немного театральная поза, но безукоризненно переданы детские черты.

Возможно, в выборе позы для портрета, сыграло роль родство матери Ники с Сергеем Дягилевым, он был ее двоюродным братом..

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Филипп Малявин. Портрет Ники Ратькова - Рожнова. 1898 год. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Филипп Малявин. Портрет Ники Ратькова - Рожнова. 1898 год. Фото автора

Зинаида Серебрякова, русская художница, из знаменитой династии архитекторов, скульпторов и художников Бенуа.

С детства была замкнутым и скромным человеком. Общению с людьми, предпочитала рисование.

Карандаш, пастель, кисти были ее постоянными спутниками. Рисовала очень быстро, стараясь уловить и запечатлить каждый момент.

Москва. Государственная Третьяковская галерея. Зинаида Серебрякова. Мальчики в матросских тельняшках. 1919 г. Фото автора
Москва. Государственная Третьяковская галерея. Зинаида Серебрякова. Мальчики в матросских тельняшках. 1919 г. Фото автора

Быстрота письма, мгновенное нахождение контакта с героем портрета, понимание сути его характера или настроения, это необходимые качества при написании детского портрета. Детство быстротечно..

09.08.2024 Anna Seton

Новые публикации каждые вторник, пятницу и воскресенье.

Уважаемые читатели, Ваши просмотры важны для развития канала, комментарии и лайки приятны автору.

Текст и фотографии в публикациях исключительно авторские.

Все публикации на канале защищены авторским правом, в соответствии со ст. 1259 ГК РФ

Любое использование текста и фото только с согласия автора.