Мурочи и Хилгантуй. Как в Россию пришёл буддизм?

195 прочитали

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты. И именно здесь начинался российский буддизм:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.

Селенгинские буряты, за исключением нескольких родов, пришедших уже под Россией из-за Байкала - в общем-то и не совсем буряты. Скорее, их включили в этот народ просто по факту жизни к северу от границы, а исторически по Селенге до самого Цаган-Дабана (хребет южнее Улан-Удэ) кочевали монгольские племена. В том числе - цонголы: дальняя ветвь борджигинов (родного племени Чингисхана), они не приняли власти Цинского Китая и, уйдя откуда-то с юга Монголии, несколько десятилетий скитались по степям, пока в конце 17 века Окин Хонтогоров не привёл их Белому Царю под знамя.

На новом месте цонголы сделались стражами границ, в 1688 году не последнюю роль сыграв в разгроме вторжения прокитайских монголов, а в 1764 году они стали не просто племенем, а одним из 4 (наряду с сартулами, атаганами и ашагабатами) бурятских казачьих полков. И если большинство окрестных племён тогда чаще смотрели в Вечное Синее Небо, лишь начав неспешно проникаться расползавшейся с юга Жёлтой Верой буддизма, цонголы после всех религиозных войн в Монголии пришли на Север уже будучи неотъемлемой частью сангхи. Из них был и Дамба-Доржо Заяев:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-2

Ещё в 1730-х вокруг него сплотился кочевой монастырь - да, у монголов даже монахи спокойно кочевали, а реплику переносного храма-юрты можно увидеть в московском Музее Кочевой Культуры:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-3

Однако вскоре то ли казаки увидели в незнакомых обрядах крамолу, то ли знакомые с тибетской теократией кочевники задумались о дружбе с государством, а в 1741 году Заяев лично дошёл до Елизаветы Петровны и добился от неё указа, регламентирующего статус буддизма в России. С этого момента Цонгольский дацан начал действовать уже официально и получил от своего настоятеля в честь его тибетской "альма-матер" название Балдан-Брэйбун.

В 1776 Заяев ушёл с поста (причём не в отставку, а в нирвану!), и в российской сангхе, к тому времени разросшейся до 10 дацанов, случился раскол - строго по Селенге: пять правобережных обителей остались верны его племяннику и преемнику Содномпилу Хэтэрхееву, а пять левобережных поддержали другого беженца из Китая, монгола Лубсана-Жимбу Ахалдаева, построившего Тамчинский дацан. Российские власти в раскол не вмешивались, но тамчинцы сами наводили с ними мосты активнее цонгольцев, так что к началу 19 века в бурятских землях действовало уже 32 монастыря. В 1809 году раскол был преодолён, и Тамчинский (Гусиноозёрский) дацан окончательно стал центром сибирского буддизма.

Да и нынешний Цонгольский дацан, вокруг которого и выросли Мурочи - преемник обители Заяева очень условный: на нынешнем месте на склоне горы Хумун-Хаан, по благословению небезызвестного Даши-Доржо Итигэлова (к которому и ныне ходят паломники Иволгинского дацана) Балдан-Брэйбун обосновался лишь в 1908 году:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-4

А к 1950-м годам от бывшего монастыря остались только избы да поляна. В современном бетонном Цокчен-дугане вроде и узнается силуэт исторического храма (1911-14) с кадра выше, а всё же это очевидный новодел:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-5

Куда больше, впрочем, мне понравился маленький храм (1991) в уголке монастырской площадки, как я понимаю - реплика первого деревянного храма Заяева (1758), в начале ХХ века перевезённого в Мурочи:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-6

Вокруг - ступы (часовни без входа), хурдэ (крутящиеся барабанчики с вложенными внутрь молитвами), деревья в разноцветных хий-моринах (флажках с "конями ветра" - буддийскими ангелами-хранителями), одинокий камень с некой мантрой...

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-7

И - ни души: хотя оба дугана были открыты, гуляли мы здесь в одиночестве.

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-8

А в соседнем селе Хилгантуй мои попутчики углядели на карте ещё один дацан и решили к нему свернуть. Дорога по деревне в итоге описала круг:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-9

А самодельный указатель обнаружился чуть дальше, и вскоре едва накатанная колея среди невысоких кустов привела нас в сырую пойму Чикоя:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-10

Там действительно обнаружился маленький, довольно симпатичный и какой-то очень домашний дацанчик без жилых изб - кажется, ламы сюда ходят из деревни. Несколько бурят вокруг что-то пилили, чистили, красили - видимо, готовился обок:

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-11

А то, сколь не зря мы сюда заехали, я понял лишь при написании поста: именно Хилгантуйский дацан - "географический" преемник изначального Цонгольского дацана. С переносом деревянных зданий на Хумун-Хаан от него остался лишь первый в Бурятии каменный Цокчен-дуган (1760-66), но его советская власть пустила на кирпич для коровников.

Мурочи - бурятское село в сельской глуши за Чикоем, километрах в 50 восточнее Кяхты.-12

Нынешняя обитель, как я понимаю, основана совсем недавно и пока только строится - даже росписей на воротах и храмах ещё не видать.