Идеалам красоты на Руси соответствовали статность, величавость, гордая осанка, плавная походка. Создать такой образ помогали длиннополые, свободные одежды, которые не подчеркивали, а скрывали фигуру.
Шубы, опашни, однорядки и другие подобные им по крою одежды не запахивались пола на полу, потому что всегда украшались более или менее богатой нашивкой с пуговицами, на которые полы застегивались спереди.
И. Е. Забелин, русский археолог и историк, специалист по истории Москвы, в своем труде «Домашний быт русских царей» пишет:
«Пуговицы изготовлялись из разнородного материала и самых разнообразных форм или видов. Зерно пуговицы бывало деревянное или оловянное. Оно обшивалось тафтой или обвивалось, покрывалось золотной канителью, нитями пряденого золота или серебра, обнизывалось мелким жемчугом.
Металлические пуговицы: серебряные золотились, украшались чернью, эмалью, драгоценными камнями, золотые пуговицы также украшались эмалью («финифтом»), жемчугом и каменьями – «искрами яхонтовыми и алмазными», изумрудами, бирюзой, лалами и другими полудрагоценными камнями.
Алмазные пуговицы появляются со времени царя Алексея Михайловича, при царе Михаиле Федоровиче об алмазах вообще совсем не упоминается.
Металлические пуговицы по разнообразию форм бывали: велики и невелики, круглы и угольчаты, четверогранны, осмероугольны, сенчаты, решетчатые, прорезные, половинчатые, витые, грушевидные, кедровые (в форме ореха), миндадьные (в форме ореха), шишковые (в виде шишки), львовы головы, карасики, рожки, репейки, ложчатые, полоски косые, грановитые.
К числу пуговиц принадлежали также кляпыши, особый род пуговиц-застежек в виде небольшого брусочка или палочки».
В экспозиции Оружейной палаты и Крестовой палаты Патриаршего дворца представлено несколько крупных серебряных пуговиц, декорированных эмалью. Их высота разнится от 5,5 до 6,3 см, а диаметр составляет 4,4 см. Часть из пуговиц половинчатые, сердцевидной формы, другие — грушевидной. Возможно, именно эти пуговицы украшали одежды знатных бояр в XVII веке.