Найти тему
Drunkard Exaltation III

Морская тематика в музыке. Красота и ужас водной стихии.

Оглавление

«Восход с морскими чудовищами» — картина Уильяма Тëрнера.
«Восход с морскими чудовищами» — картина Уильяма Тëрнера.

Моря и океаны — как две стороны одной медали. У кого-то они ассоциируются с незабываемыми курортами, у кого-то с детскими мечтами о Жюль-верновских путешествиях, а у кого-то даже с ночными кошмарами.

В данной статье мы ознакомимся с пятëркой интересных музыкальных альбомов, связанных, непосредственно, с морской темой.

Хочется отметить, что это вовсе не топ. Альбомы выстроены по годам выпуска. Более того, принадлежат к разным жанрам и даже странам происхождения.

1. Gavin Bryars — The Sinking Of Titanic (1975).

Обложка издания альбома 1995 года.
Обложка издания альбома 1995 года.

Открывает нашу музыкальную подборку Гэвин Брайерс — британский композитор-минималист, чьë произведение «The Sinking of Titanic» (рус. Крушение «Титаника») считается одним из эталонных творений в британской экспериментальной классической музыке.

Написанное в период с 1969 по 1972 год произведение является данью уважению оркестру «Титаника», который, по словам радиста (и, по совместительству, свидетеля) Гарольда Брайда, продолжал выступать во время кораблекрушения, до самого конца. Оркестр играл пьесу под названием «Autumn» (рус. «Осень»).

Идеей Брайерса во время сочинения было воссоздать звук, который должен был издавать это произведение с эффектом реверберации в воде. То есть представить, что звук будет продолжать отражаться, исчезая под волнами, когда музыканты погибают страшной смертью.

Работа поистине трагичная и жуткая. Мрачный осадок во время прослушивания оставляют фрагменты интервью с выжившими, сигнал Морзе, сыгранный на деревянных дощечках, звук айсберга, столкнувшегося с кораблëм. И окончательно добивает слушателя погружение легендарного лайнера на дно. Этот пугающий металлический скрежет под толщей воды вы вряд ли когда-нибудь забудете.

2. Ahab — The Call Of The Wretched Sea (2006).

Обложка альбома.
Обложка альбома.

Немецкая фьюнерал-дум-метал-группа «Ahab», вдохновившись знаменитым романом Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый Кит», не только взяла название в честь главного героя книги — капитана Ахава, но и посвятила свой дебютный концептуальный альбом в попытке переосмыслить произведение писателя.

За исключением трëх из семи песен («The Pacific», «Old Thunder» и «The Hunt»), тексты были адаптированы из самой книги. Этот альбом стремится передать слушателю чувства того самого капитана Ахава, одержимого желанием мести гигантскому киту, по вине которого тот потерял ногу после предыдущего рейса на китобойном судне.

С музыкальной точки зрения пластинка считается одним из ярких примеров фьюнерал-дум-метала. Медленные синтезаторные мелодии, низко настроенные гитары, утробный гортанный вокал и многое другое. Прослушивание обеспечивает непокидаемые ощущения жгучих кожу ветров и беспощадность морских бурь. Не говоря уже об опасности обитателей таинственных глубин.

3. Carach Angren — Death Came Through A Phantom Ship (2010).

Обложка альбома.
Обложка альбома.

Нидерландские блэк-метал-театралы Carach Angren посвятили одну из своих наиболее известных работ легенде о корабле-призраке — Летучем Голландце, вид которого в океанских преданиях служит для моряков предзнаменованием гибели.

Альбом, как и все остальные в дискографии группы, является концептуальным. Существует немало интерпретаций истории о Летучем Голландце. Однако, участники группы заявляют, что альбом основан именно на голландской интерпретации. Также, для более устрашающего эффекта, они позволили себе некоторые творческие вольности.

Повествование начинается в будущем, когда лодка с электронным устройством связи плывëт по морю. Лодка улавливает по радио сигналы жуткого голоса, проклинающего имя еë капитана. Затем в море появляется скитающий корабль-призрак. После моряки вспоминают истории о том, как люди, видевшие этот корабль, умирали ужасными способами. В песне «...and the Consequence Macabre» действие происходит ночью того же дня, когда Летучий Голландец был обнаружен, капитана преследует призрак моря. Он убивает свою жену и дочь во время лунатизма, а затем убивает себя из дробовика. Далее начинается рассказ о Ван дер Деккене и о том, как он стал капитаном злого корабля.

В музыкальном плане это симфонический блэк-метал, хотя структура песен явно противоречит традициям жанра. Чистый вокал, тревожные и, в то же время, эпические клавишные партии, множество резких перерывов. Слушателю точно не дадут заскучать.

4. Trencadis — Ödelagt (2012).

Обложка альбома.
Обложка альбома.

Профессия смотрителя маяка является не менее популярной темой в искусстве, связанной с морями и океанами.

Данная работа вышла из-под пера шведского музыканта Микаэля Нильссона, более известного под псевдонимом Nattramn. В отличие от музыки легендарного проекта «Silencer», последний на сегодняшний день опус Наттрамна представляет собой минималистичный эмбиент. Что удивительно, демо-запись была записана ещë в далëком 1996 году, и распространялась в узких кругах.

Каждый прочувствует это произведение по-своему. Кого-то эта музыка введëт в транс, кого-то натолкнëт на долгие размышления, а кого-то просто усыпит.

Обложка релиза полностью оправдывает музыкальное сопровождение. Двадцать одна с небольшим минута опустошающего одиночества. Неповторимая атмосфера апатии и безысходности в отношении таинственного человека, находящегося на заброшенном маяке, среди беспощадных морских волн.

Вспоминается тревожный немой фильм «Смотрители маяка» французского режиссëра Жана Гремийона, который послужил вдохновением для Роберта Эггерса, снявшего спустя почти сотню лет знаменитую артхаусную ленту «Маяк» с Робертом Паттинсоном и Уильямом Дефо в главных ролях.

5. Over The Mist — Sea Of Sorrows (2022).

Обложка альбома.
Обложка альбома.

Завершает нашу подборку бразильский данжен-синт-проект «Over The Mist».

Обложка представляет собой иллюстрацию романа Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» от Альфонса де Невиля и Эдуарда Риу.

Музыка мгновенно погружает вас в глубины подводного мира — прекрасного и, одновременно, мрачно-таинственного. С первого же трека вы вживаетесь в роль подводного охотника.

Не смотря на весьма скромную продолжительность пластинки (менее получаса), все композиции со своим лицом и каждый последующий трек отличен от предыдущего. Рекомендуется слушать данное произведение перед сном. Буквально растворяет в мыслях.