Найти тему
Закулиса Премудрая

История театра: особенности поэтики драматургии Гарсиа Лорки (конспект)

Федерик Гарсииа Лорка - испанский поэт и драматург, один из самых ярких и значительных деятелей испанской культуры XX века, воплощение неоромантического поэтического театра.

Судьба Лорки отразила то, что он и написал. С 33го по 36й год – период когда Европу потресают фашисизация => гражданская война в Испании. Лорка хорошо предвидел, что будет происходить в Испании, отсюда театр исповедания, ощущением приближающейся катастрофы пропитана вся драматургия Лорки => ощущение обернется гибедью всех героев насильственной смертью. Тревога – это предчувствие насильственной смерти, которой обречены его герои. Быть убитым по среди улицы – судьба всех героев Лорки и его собственная, как оказалось в последствии. Известно, что 18 августа 1936 г. националисты арестовывают Гарсиа Лорку, и на следующий день поэта убивают как республиканца и коммуниста. Тревога в его произведениях рождается от отчетливого, уверенного предчувствия ее фатальной неизбежности. На лице каждого трагедийного героя – печать близкой смерти, герои действуют под гнетом опасности. Театр поэта – это театр предсказание, театр – пророчество, театр – цыганское гадание, драматург поразительно точно угадывал смысл тайных знаков, что подавала ему история.

Всего за год до написания «Кровавой свадьбы», выходит книга Хемингуэя «Смерть после полудня», где дается обширное рассуждение о бое быков в Испании. Хемингуэй пишет: «Война кончилась, и единственным примером насильственной смерти, была арена боя быков». Бой быков для Лорки не поэтическая тема, но модель, по которой он строит свой театр. Коррида – это и «национальное зрелище» и «подлинная драма». И Хемингуэй в своей аналитической прозе, и Лорка в своей романтической трагедии о кровавой розни – оба предвосхищают близкие времена, когда насильственная смерть снова, как в годы первой мировой войны, перестанет быть экзотикой и короткое знакомство с нею сделается обязанностью целых поколений. «Смерть после полудня» и «Кровавая свадьба» - это предварительные исследования о жизни и смерти, сделанные в стране, где насильственной смерти предстояло вскоре разгуляться.

Неотъемлемым условием в пьесе Лорки является солнце. Ночь – это время обманщиков, прибежище тайных желаний, а день – идеальное время для трагедии. Доминируют черные и белые цвета.

Пьесы.

«Дон Перлимлин»

Ранне произведение Лорнки начинается как фарс, а заканчивается трагедией. Фарсовая, потому что старый герой женится на молодой жене, а она ему изменяет с пятью мужчинами с разных континентов. Дон разыгрывает фарсовую интригу – переодевается юношей и преследует свою жену. Она влюбляется в него. В ночь свидания, Дон открывается жене и на ее глазах закалывается себя => покорал ее за ее же грех своей ценой.

Герои Лорки ждут приговора общества, личные чувства – это удел личным переживаний. В музыке Лорка опирается на цыганский романсейро (партугальское фадо, в которой сюжет сводится к навсегда утраченной любви).

«Когда пройдет 5 лет»

Гл. герой юноша. Он может обращаться со временем как хочет. Юноша откладывает все но потом, в том числе и свадьбу на 5 лет, пот.что ему кажется что он найдет невесту лучше. Но лучшее – враг хорошему. Невеста говорит я хочу жить здесь и сейчас. Юноша на столько мертв в своих суждениях, что ему предлагают сыграть в карты, где сами карты – герои которые его окружают. Надо постаивть на карту всю свою жизнь и если карты будут наливаться кровью, то это хоть что-то для него значит. Но того не происходит. Главная проблема героя – жизнь в форме ожидания жизни – есть форма смерти. Жить нужно здесь и сейчас и наслаждаться фактом самого существования.

 «Иерна»  

Иерна – мертвая зона, пустыня, имя главной героини, которая не может родить детей – идея напрасного существования.

«Дом Бернарды Альбы» - это трагедия ореченных на девственность женщин.

Герой хозяин своих чувств, но его никто не спрашивает о его чувтсвах. Герои обречены состариться, так и неприменив своих чувств. Дорогу смерти растит сама любовь. Любовь мстит за то, что за любовь выдают то, чем она не является. Любовь для «этого» общества – это большая роскошь, которуя могут позволить себе только мертвые.

В 33 году Лорка пишет лекцию «теория и игра беса».

Цель – выбить зрителя из общественности, обыденности. Лорка приводит пример певицы пасторы Павон, которая исполнила песню, после которой зритель произнес «да здравствует Париж». Тогда певица растрепала волосы и спела «вызвав беса», сломав привычное отношение к окружающему, «каждый раз как последний». Бес – это режущая глаза недогворенность => поэтический символизм, недосказанность, струны души. Художник должен прибывать в сотоянии этого беса. Задача Лорки выразить пьесу через чистую эмоцию из плоти. Бес – это нерв формы, а не культ формы. Форма не превыше содержания.

У Лорки победитель не просто не получает ничего, но и перед тем как победит вообще умирает. «Всех героев объединяет одна кровь, но только не та, что в жилах, а та что из жил». Трагические ритмы театра Гарсиа Лорки – это, однако, не только шаги насильственной смерти, приближающейся к человеку, но и поступь человека, бесстрашно идущему ей на встречу. У поэта даже не смерть поджидает героев, а скорее сами герои бросаются навстречу собственной гибели.

Интраистория (Мигель де уналуно) – внутри истории. Т.е. есть некая официальная история страны, а есть история семей, которые существуют веками неизменно. Например есть история России и Наполеона, а есть история Балконского и Ростовой – история которой никто не узнает на фоне глобальной истории. Это есть и у Лорки.

Мифологем  (мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью) Лорки:

1)    Дни-Ночи

2)    Огонь, цветы и т.д.

Лорко продолжает история «Маркиза де Сада» (Руссо). Что является природой человека, что в его основе? Физиология или духовность?

У Лорки также раскрывается образ женщины матери. Самый трагический этот образ в «Кровавой свадьбе». Главный заклятый враг матери – смерть. У Лорки, как и у Ануя герои не доживают до седин. Женщина – она мать, она часть природы, как сосуд жизни.

Лорка хотел создать театр, связанный с национальной традицией, обращенный к народным массам. Он испытывал неприязнь к молодому в его время проблемному театру, который он презрительно называл «полуинтеллектуальным».

Итак, конфликт жизни и смерти, составляющий главное содержание творчества Гарсиа Лорки, раскрывается через борьбу свободы и несвободы, страсти и запретов, стоящих на ее пути, в противопоставлении древних органических начал народной жизни и позднее привнесенных в нее, чуждых ей, но глубоко в нее проникших общественных и бытовых установлений. Герои Лорки живут в мире, где невозможно осуществить самые главные, самые естественные стремления. Вот от чего эти стремления приобретают как бы противоестественный характер, вот откуда это тягостное напряжение, постоянно грозящее катастрофой.