Найти в Дзене
Исторический Ляп

Экс-министр культуры Владимир Мединский: Под Полтавой треть армии бестолкового Карла не дошла до редутов трусливого Петра

Фото Александра Миридонова
Фото Александра Миридонова

Пётр сидел в обороне, находясь в значительном численном преимуществе. Видимо, после Нарвы боялся прямого контакта с Карлом и предпочитал действовать наверняка…Оборонялся даже тогда, когда мог в принципе атаковать. Тактика достаточно трусливая, но тем не менее эффективная. Собственно, он «развёл» Карла на смелую и бессмысленную атаку.

Кстати, Полтавская битва – это первое сражение, где запротоколировано применение русской армией заградотрядов. То есть войсковых частей, которые размещаются позади основных сил и имеют особые полномочия, чтобы не допустить бегства с поля боя. Попросту расстреливают отступающих на месте. Так что это отнюдь не изобретение НКВД, как принято считать. Еще раньше заградотряды использовали монголы: сами они стояли сзади, а вперед выпускали мобилизованных ими местных жителей – тех же самых татар.

Далее. Битва проходила отнюдь не в чистом поле, а на местности весьма пересеченной – овраги, леса, пригорки. На довольно обширной территории. Треть шведской пехоты вообще не дошла до русских редутов. Шведы пошли куда-то не туда и попросту заблудились.

Кстати, удивительно, почему у нас об этом не пишут: подобная шведская безалаберность объективно играет нам на руку, развеивая миф о гениальном полководце Карле XII. Хотя, если посмотреть на дело с другой стороны, Петру было приятнее победить сильного соперника, а не бестолкового, раненого, бледного юношу, который по ходу битвы умудрился где-то в оврагах потерять треть своего войска.

«Мифы о русском пьянстве, лени и жестокости», 2018 г.

Мединский, как и его научный редактор (а по слухам, как минимум, соавтор книг бывшего министра культура историк Андрей Буровский) явно помешан на ненависти к Петру I. Поэтому он стремится всячески принизить его победы, включая разгром шведской армии под Полтавой и её последующую капитуляцию. Для этого он выставляет короля Швеции Карла XII бестолковым юнцом, треть армии которого из-за королевского разгильдяйства вообще не дошла до русских укреплений.

На самом деле Карлу шёл уже 28 год (самому Петру 38-й), он заслуженно считался одним из лучших полководцев Европы, двенадцать раз побеждал датчан, поляков, русских и саксонцев, не потерпев ни одного поражения. В ходе ночного марша на исходные позиции, шведская армия слегка заплуталась, но в атаку пошли все предназначенные для неё силы: 18 пехотных батальонов и 109 кавалерийских эскадронов. Основные силы шведов прорвались между редутами, но 6 батальонов под командованием генерал-майора Карла Рооса – 2,6 тысяч из 16 тысяч всех наступающих, то есть шестая их часть, понесла большие потери при штурме одного из укреплений и оторвалась от остальных. Пётр немедленно этим воспользовался и, бросив часть армии против отряда Рооса, отбросил его к Полтаве и заставил сдаться.

Система русских редутов, в виде буквы «Т» повёрнутой вертикальной частью к противнику, рассекла наступающих шведов подобно волнолому. Понеся большие потери от перекрёстного огня, они отказались от штурма лагеря и отступили на запад, оставив на растерзание батальоны Рооса. Затем войско Карла было разбито контрударом главных сил русских, а его остатки прижаты к Днепру и сдались. Шведы и их союзники – украинские казаки и кавалеристы турецкого вассала княжества Валахии (сейчас южная Румыния) потеряли около 30 тысяч убитыми и пленными. Русских погибло 1345 человек, то есть даже с учётом умерших от ранений почти в 20 раз меньше.

Уничтожение первоклассной европейской армии при столь незначительных потерях блестящий результат, но Мединский пренебрежительно называет действия Петра трусливыми. При том, что сам он находился в гуще боя и легко мог погибнуть. Согласно написанной по горячим следам «Гистории Свейской войны» у царя «шляпа пулею прострелена и в седельном орчаке фузейная пуля найдена». Видимо в следующий раз трусами будут объявлены маршалы Георгий Жуков, Иван Конев и Константин Рокоссовский, вместе с генералом Николаем Ватутиным. Ведь имея перевес над германскими войсками под Курском в июле 1943 года, советские полководцы предпочли встретить их в обороне.

Оклеветав Петра с Карлом, чиновник ошибся и по вопросу о заградотрядах. Они в русской армии появились не 27 июня (8 июля) 1709 года под Полтавой, а 28 августа (9 сентября) 1708 года в битве при Лесной. Описывая разгром корпуса генерала Адама Левенгаупта, Александр Пушкин в своей «Истории Петра I» отмечает, что перед сражением «казаки и калмыки имели повеления, стоя за фрунтом, колоть всех наших, кои побегут или назад подадутся, не исключая самого государя». Идею выдвинул генерал Аникита Репнин, которого Пётр за бегство его дивизии в сражении при Головчине 3(14) июля 1708 года приговорил к смертной казни, но затем ограничился разжалованием в рядовые, а потом за проявленную храбрость вернул звание.

Приврал Мединский и про монгольских завоевателей. Те действительно при штурме городов гнали перед собой хашар – толпы местных жителей, но татар таким образом использовать не могли. Монгольское племя татар было почти поголовно истреблено Чингисханом, а этнос нынешних волжских татар сформировался из булгар, половцев и выходцев из многоплеменной орды внука Чингисхана Батыя не раньше XV века.