Что не так с сексуальной объективацией? Её следует искоренить?
Некоторые люди считают, что в обществе существует проблема, которая требует искоренения: сексуальная объективация. Рассмотрим определение из Википедии:
Сексуальная объективация — это отношение к другому человеку исключительно как к инструменту (объекту) для сексуального удовлетворения, без учёта личности или способности испытывать чувства.
Из такого определения возникают вопросы, так как оно охватывает далеко не только случаи насилия или антисоциального поведения, кои не являются предметом данной статьи, а сексуальные желания как таковые.
Во-первых, исходя из контекста, речь идёт в том числе об отсутствии чувств у того, кто испытывает сексуальное влечение. Но как можно испытывать сексуальное влечение, не испытывая чувства, если сексуальное влечение является чувством?
Объект сексуального влечения также не обязан и не всегда может испытывать чувства. Например, в случаях, когда кого-то привлекло его тело на фотографиях.
Возможно, авторы определения имели в виду отсутствие других чувств, кроме сексуальных. Но на основании чего предполагается, что все люди обязаны испытывать ещё и нечто другое? Такая позиция является излишне консервативной, ведь порицает тот же секс без обязательств.
Возможно ли вообще испытать лишь чистое сексуальное влечение? Практика показывает, что оно часто сопровождается не только тягой к механическому спариванию, а и разными романтическими атрибутами, которые также приносят физиологическое удовольствие.
Например, мужчины, которые пишут красивым девушкам с целью спаривания, часто отправляют милые картинки, дарят подарки и в целом под действием гормонов фанатично относятся ко всей её личности. Это связано в том числе с тем, что человек биологически в большей степени является парным видом, а это значит, что спаривание подразумевает последующую совместную деятельность и уход за ребёнком.
Истинная причина отвращения к таким мужчинами заключается не в их сексуальном влечении, а в том, что они не вызывают ответных чувств, могут вести себя грубо и не принимать отказы. Мужчины же, которые девушкам симпатичны, на самом деле испытывают такое же влечение и выражают его в схожей форме, однако без настойчивости — по достижении взаимных чувств.
Во-вторых, «отношение к человеку как к инструменту (объекту)» — это как? Ведь все окружающие люди лично для нас и так являются объектами. Мир в принципе состоит из предметов и явлений, и человек — это вид предмета.
Объект, в одном из пониманий, — это то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания; внешний мир, материальная действительность.
Неясно, почему такая формулировка у многих вызывает отвращение. Вероятно, люди не могут смириться, что они не уникальное мировое божество, а всего лишь материя с эмерджентными свойствами, которая в процессе эволюции обрела некие формы поведения и мышления.
И да, в обществе люди друг для друга являются инструментами и выполняют те или иные функции: коммуникативные, политические, финансовые, сексуальные и так далее. На каком основании именно сексуальная функция считается неправильной, в отличие от всех остальных?
С таким же успехом можно сказать: «Я для него всего лишь объект для общения!» Ну так да, а для чего общение в принципе существует? Для каких сакральных целей? Все человеческие действия направлены на удовлетворение их личных потребностей — и хорошо, когда они пересекаются с чужими потребностями. Вам стоит всего лишь найти человека, который будет исполнять желанные вами функции, а не пытаться кого-то пристыдить за сам факт влечения.
Сексуализация
Многие считают, что привлекательные девушки должны вызывать максимум эстетическое, но никак не сексуальное удовольствие. Замечу, что в такой формулировке речь идёт не о табуировании антисоциального поведения, а о необходимости искоренения влечения к элементам тела как таковым. К такой позиции также возникают вопросы.
Во-первых, для чего нужен мир, в котором люди не испытывают сексуальное влечение? Оно может приносить удовольствие для всех и иметь допустимые рамки.
По такой логике можно отказаться от вкусной еды, принимая питательные растворы внутривенно. И ведь когда-то люди об этом действительно мечтали, называя чревоугодие грехом. Если исключить сексуальное влечение, на его место ничего не прибудет — жизнь просто станет серее.
Во-вторых, и привлекательные части тела, и влечение к ним сформировались эволюционно друг для друга, а не самостоятельно и просто так. Исключить тягу к определённым частям тела сложно либо невозможно на уровне физиологии. Почему бы не получать от них удовольствие? В целом большинство людей неосознанно так и делает. Некоторые из них одновременно умудряются декларировать ненависть к сексуальной объективации.
Существует множество гипотез по поводу причин увеличения женских ягодиц, грудей и даже губ.
Человеческая женская грудь заметно крупнее, чем у других приматов, у которых она слегка возбухает лишь во время овуляции или кормления. У наших же самок груди увеличены постоянно, а их внешний вид часто подчёркивается. Это может быть связано с переходом к прямохождению и, как следствие, миссионерской позе соития, или с маскировкой фазы менструального цикла для поощрительного спаривания.
Пухлые же красные губы у некоторых приматов указывают на овуляцию, то есть на готовность к спариванию. Даже если данная аналогия применима по отношению к человеческому виду, любые накрашенные губы не следует считать сигналом к действию: речь идёт лишь о том, что данный элемент культуры у людей возник вследствие эволюционно сформировавшегося представления о сексуальности.
Многие хотят воспретить рекламу, в которой используются явно привлекательные девушки. Однако неясно, по какой причине. На то она и реклама, что заигрывает с нашей физиологией: красивая еда, милые животные, дети, антропоморфные образы, секс. Тогда уж и пушистых собачек на билбордах следует воспретить. Или надевать на женщин паранджу.
Использование непривлекательных девушек в рекламе понизит её эффективность, тогда как чрезмерное использование привлекательных — может задеть общественное пуританство. Но спрос на красоту есть — и это данность, возникшая в процессе эволюции человека и общества.
Занятно, что образ мужчины заметно менее привлекателен. Например, мужские стопы вряд ли вызовут приятные чувства у женщин-футфетишисток, тогда как женские — скорее вызовут, причём у любого пола и даже без соответствующего фетиша.
Да и в целом мужские гормоны стимулируют заметно более фанатичное отношение к женскому телу, примерно на том же уровне, как у матерей в отношении новорождённых детей: «понюхать маленькую попку» и подобные излишне интимные действия.
Сейчас у каждого есть возможность выбирать, какие чувства испытывать, с кем и как вступать в сексуальные отношения. Однако некоторые люди зачем-то борются с человеческой физиологией вместо её грамотной и безопасной эксплуатации.