Интервью с Алексеем Шляковым, лидером группы НЕВА. Июль 2024 года. Часть 1
- Машбюро: – Алексей, расскажите, с чего началось ваше увлечение музыкой?
Алексей Шляков: – Музыка присутствовала в моей жизни с самого раннего детства. Отец мой Владимир Геннадьевич в годы офицерской юности пел в хоре. Дома были балалайка, баян, гитара, поэтому неудивительно, что они привлекали мое внимание. По собственному желанию в семь лет я пошел в музыкальную школу, но эйфория быстро закончилась, как только столкнулся с сольфеджио. Поэтому проучившись два года, благополучно бросил ее, однако некоторые знания, полученные там, оказались полезны.
Когда я учился в четвертом классе, отец научил меня нескольким аккордам на гитаре. Какого же было мое удивление, когда, желая «блеснуть мастерством» перед одноклассниками, я не смог этого сделать. Оказалось, что отец показал аккорды для семиструнной гитары. Поэтому в пятом классе я стал учиться игре на шестиструнке, выпросив во дворе тетрадку с аккордами.
В 1985 году, когда лежал дома и болел, меня навестили друзья. Нам пришло в голову поиграть в ансамбль: взяли инструменты, покривлялись, и это так увлекло, что решили попробовать создать группу.
Конечно, изначально мы просто переигрывали хиты того времени. Но в 1987 году решили выступить на 1-м городском фестивале рок-музыки, и там познакомились с ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ВЫЖИВАНИЮ. Выступление ИПВ повергло меня в шок. Я не мог понять, как можно писать такие песни и как можно так исполнять песни. Это был не концерт: это было шоу, дуракаваляние, опрокидывание всех идеалов и вообще черт знает что. Наверное, с этого времени я решил писать самостоятельно. Тогда же пришло желание сменить название группы. Выбрал «НОВОЕ ЕВАНГЕЛИЕ», которое постепенно превратилось в НЕва.
Безусловно, все начиналось с подражания, но надеюсь, со временем мне удалось выработать свой почерк. Изначально была установка на приоритет текста. Хотя мелодизм приветствовался.
- – Вас сложно отнести к волне тюменского рока. Как получилось, что ваше творчество стоит особняком? Мы привыкли, что тюменские музыканты резкие и громкие, а у вас в проекте есть такие инструменты, как альт и скрипка… Это был осознанный выбор или случайность?
– Вообще-то я отношу себя к третьей волне тюменского рока. Первая волна ИПВ, КРЮК (позднее КООПЕРАТИВ НИШТЯК), вторая волна ПИФАЙФ, КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, третья волна НЕВА, ШИЗО, ФРАНЦУЗ и ОБОРМОТЫ. И ранние песни НЕвы как раз подходили под ваше описание тюменского рока: было резко, громко и не всегда уместно. В 1989 году я учился в институте с Иваном Цепляевым, мы очень подружились, а Иван оказался скрипачом. Мне показалось, это будет очень крутой ход, если в рок-группе появится скрипка, на которой играет парень. Так и вышло. Когда мы репетировали в коридорах вуза, то сторожа, собиравшиеся нас выгонять, увидев скрипку, сразу становились сговорчивые. Потому что скрипка – символ академической (правильной) музыки. Однако присутствие скрипки отодвинуло на некоторое время введение в группу соло-гитары. Но когда появилась фузовая соло-гитара, оказалось, что и она гармонично сочетается со скрипкой. Наличие скрипача сразу сделало НЕВУ узнаваемой и визуально, и аудиально. Поэтому когда Иван после института уехал на Север, мы занялись поиском скрипача. Нашли скрипачку. Так что, скорее всего, стечение обстоятельств.
- – Расскажите о ваших настоящих проектах.
– В 2020 году во время карантина я решил заняться разбором песен, которые не вошли в репертуар НЕВЫ по разным причинам. И общаясь по видеосвязи со своим коллегой по кафедре философии Семеном Жариновым, который подрабатывал басистом в кабаках, мы пришли к решению совместно аранжировать и записывать мои песни. Этот проект получил название «полумифический проект прикладной метафизики УГРЮМ-ВОДА». Семен Жаринов в проекте выступает как аранжировщик и мультиинструменталист. Помимо Семена, в проекте принимают участие скрипачки НЕВЫ (Женя Васильева и Лена Галкина) и супруга Семена – француженка Жюли Жербер (флейта, бэки). На данный момент выпущен альбом проекта «Луковка», и сейчас пишем второй.
Участники коллектива – ученые гуманитарии. Семен – философ-религиовед (защитил диссертацию по теме «гетерологические основания дискурса любви»), Жюли Жербер – доктор по литературе и агреже (ученая степень во Франции) по русскому языку. Мы нашли общий музыкальный язык, и когда я приношу новую песню, Семен предлагает варианты аранжировок. Музыканты УГРЮМ-ВОДЫ не просто исполнители, они чувствуют мои строки, мою музыку. Ну, и что немаловажно, профессионально владеют разными инструментами, практически мультиинструменталисты. Я наконец-то могу отдохнуть и не выдумывать скудные соло. Теперь наоборот я удерживаю их от излишеств. Музыка проекта сочная и разнообразная, мы даже попробовали сделать рэп (песня «Никакого чувства» гр. УГРЮМ-ВОДА). Вроде, забавно получилось. А главное, стерты музыкальные границы, которые были установлены моим индивидуальным ограниченным музыкальным опытом и мышлением и уровнем мастерства окружающих музыкантов. Теперь этих границ нет.
Читайте продолжение:
Часть 2. Алексей Шляков (НЕва): «В Тюмени лидеров – куча, а музыкантов не хватает»
Часть 3. Алексей Шляков, лидер гр.НЕва: «Через философию я пришел к осознанному пониманию бытия Бога»
Присоединяйтесь к нашему сообществу в ВК: