Найти тему
История побежденных

«Слишком совершенна для того, чтоб Бог оставил ее в среде варваров…» О сестре императора Петра II замолвите слово

Оглавление
В коллаже представлены портреты: царевича Алексея Петровича, великой княжны Натальи, Императора Петра II художников Л. Каравака, И. Г. Таннауэра, И. П. Люддена, кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов" (реж. С. Дружинина)
В коллаже представлены портреты: царевича Алексея Петровича, великой княжны Натальи, Императора Петра II художников Л. Каравака, И. Г. Таннауэра, И. П. Люддена, кадр из фильма "Тайны дворцовых переворотов" (реж. С. Дружинина)

Великую княжну Наталью Алексеевну – дочь царевича Алексея и внучку Петра I, на мой взгляд, обычно недооценивают историки. Она была ребенком и за свои 14 лет жизни не успела себя проявить. А между тем, именно эта умная девочка имела огромное влияние на своего брата-императора. Настолько огромное, что с ней считались министры и послы, ее опасались Долгоруковы и другие интриганы, от которых она старалась уберечь неразумного брата.

«Подобного ребенка на свете нет»

Великая княжна Наталья Алексеевна родилась в 1714 году и была первым ребенком в семье царевича Алексея Петровича и его супруги принцессы Шарлотты Брауншвейг-Вольфенбюттельской.

Вопреки досужему мнению, будто царевич Алексей был плохим отцом и детьми совершенно не занимался, из писем кронпринцессы выстраивается иная картина. Кронпринцесса с нескрываемым чувством умиления писала матери, как царевич любит дочь.

Царевич любит малютку с необыкновенной нежностью, а она, хотя еще так мала, очень к нему привязана и радуется, когда его видит. Он уносил ее уже несколько раз в свою комнату, нянчил на руках, показывал всем и спрашивал: не правда ли, что такого милого ребенка, как моя дочь, трудно найти? Все русские восхищаются малюткой и говорят, что подобного ребенка на свете нет.

Сестра и брат

Наталья и ее младший брат Петр рано осиротели. В 1715 году они потеряли мать. Петру в то время было несколько дней от роду. А спустя три года погиб их отец.

Л. Каравак "Петр и Наталья в образе Аполлона и Дианы"
Л. Каравак "Петр и Наталья в образе Аполлона и Дианы"

Дети вместе росли и воспитывались. И никого у них не было ближе друг друга.

Впервые увидевший их камер-юнкер принца Карла Гольштейн-Готторпского Бергхольц оставил о детях такие записи в своем дневнике:

Около ея величества царицы стояли еще маленький Великий князь и его сестра, дети покойных принцессы Вольфенбюттельской и наследного принца; они как вылитые из воску и ангельской красоты, Великому князю, говорят, только шестой год, а сестре его осьмой, но они уже довольно велики для своих лет. Они имеют свой особенный стол, так же как обе старшие принцессы.

Поскольку Наталья была старшей, Петр во всем к ней прислушивался. Даже когда стал императором.

Царевна эта в начале правления своего брата имела при дворе большое значение, как любимица государева, но она взяла на себя слишком много, стараясь удержать брата от беспорядочной жизни/ Из донесений английского дипломата Т. Уорда

Посол-испанец солидарен с англичанином. Он также уверяет, что Наталья имела большое влияние на своего брата-императора.

Его величество по восшествии своем на престол имел такую доверенность к своей сестре, что делал для нее все, и не мог ни минуты оставаться без нее. Они жили в величайшем согласии, и великая княжна давала удивительные советы своему брату, хотя только одним годом была старше него» / Из донесений испанского посла герцога де Лириа

Тайные и явные недоброжелатели

Не всем было по душе такое влияние великой княжны Натальи на императора. Например, клану Долгоруковых, которые уверенно подбирались к Российской короне.

Наталья не раз внушала императору, что Долгоруковы ему вовсе не друзья, что они такие же злодеи, как Меншиков. И незадолго до своей смерти ей все же удалось его кое в чем убедить. Вот что пишут по этому поводу английский дипломат К. Рондо в своих донесениях:

Меня уверяли будто любимец царский, молодой князь Долгоруков, впал в немилость, и государь уже несколько дней не допускает его к себе. Рассказывают, будто царевна Наталья Алексеевна нашла, с помощью барона Остермана, возможность удалить этого молодого человека.

Далее в донесении дипломат делает свои выводы:

Удаление молодого Долгорукова вызовет гибель всего рода Долгоруковых…

Надо сказать, Долгоруковым почти удалось воплотить свои намерения – породниться с царским домом. Но уже после смерти Натальи Алексеевны.

Влияние великой княжны Натальи на императора было также не по душе цесаревне Елизавете. Похоже, Елизавета уже тогда лелеяла мечты завладеть императорской короной. Для этого нужно было соблазнить (или даже совратить) императора-малолетку, а потом женить его на себе.

Многие дипломаты и приближенные отмечали неожиданно вспыхнувший интерес цесаревны к юному племяннику, причем именно тогда, когда тот стал императором.

Теперь в большом почете царевна Елизавета Петровна, сестра покойной герцогини Голштинской. Она очень красива и, кажется, любит все, что государю по нраву: танцы и охоту. Охота – господствующая страсть царя. Пока Елизавета Петровна, по-видимому, в государственные дела не мешается, вполне отдаваясь веселью, всюду неотлучно следуя за молодым государем. / Из донесений английского дипломата Т. Уорда.

Но намерения Елизаветы были раскрыты и переданы юному императору. Вот что пишет по поводу открывшейся интриги испанский посол герцог де Лириа в своих донесениях:

6 сентября, день Св. Наталии, именины великой княжны. По сему случаю был во дворце праздник, состоявший, как и прежде, из ужина, бала и фейерверка.
На сем празднике все заметили величайшую перемену в обращении царя с принцессой Елизаветой, в которую он был действительно влюблен, но поступки этой принцессы и происки ее врагов до того подействовали на монарха, что его любовь превратилась в презрение. Прежде он беспрестанно говорил с ней, а теперь не сказал ей ни одного слова и даже ушел не простившись. Главное побуждение, которое заставило царя поступить таким образом, было сообщение служанки, которая довела до сведения Его величества о всем ее образе действия, сводящемся к тому, что она не хотела отдаться Его величеству в надежде еще более влюбить его в себя своим сопротивлением и заставить его жениться на себе, хотя это было против правил русской религии из-за родства.

А несколько дней спустя, на праздновании именин цесаревны Елизаветы, из донесения того же герцога де Лириа:

Сентября 16, именины принцессы Елизаветы. Ее Высочество пригласила нас в свой дворец в 4 часа пополудни на ужин и на танцы. Царь приехал не прежде, как к самому ужину, и едва только он кончился, то уехал не дожидаясь бала, который я открыл с великой княжной. Никогда еще не показывал он так явно своего отвращения к принцессе, что очень ей было досадно, но она, как будто не заметив сего, показывала веселый вид всю ночь.

Но, казалось бы, при чем здесь Наталья? Какое отношение она имела к Елизавете? По словам того же де Лириа, Елизавета ни во что не ставила Наталью и намеренно отдаляла ее от императора.

Но не только клан Долгоруковых, Елизавета были недоброжелательны к великой княжне Наталье, а также клан Голицыных. При дворе шла борьба за влияние на юного императора, а Наталья в этой борьбе была для всех камнем преткновения.

Можно верить этому или нет, но официальные донесения испанского посла своему правительству нельзя считать слухами и сплетнями. Де Лириа был хорошо знаком с императором, с великой княжной, с министрами двора. Он чуть ли не «варился» в этой кухне и знал многие ее секреты.

Образ в кинематографе

В литературе и кинематографе Наталье Алексеевне обычно уделяют мало внимания. Она выступает как проходной персонаж или как приложение к императору Петру II. Неумная, неинтересная, невзрачная, а порой даже невоспитанная девица.

Фрагмент из фильма "Тайны дворцовых переворотов" (реж. С. Дружинина)
Фрагмент из фильма "Тайны дворцовых переворотов" (реж. С. Дружинина)

В художественном фильме «Тайны дворцовых переворотов» (реж. С. Дружинина) образ Великой княжны Натальи создан, на мой взгляд, довольно примитивно. Здесь не видно ни особых дарований, ни ума, ни рассудительности, ни царского достоинства. Обычная взбалмошная, капризная, ревнивая девчонка с комплексами по поводу того, что некрасивая.

В другом псевдоисторическом фильме «Елизавета» (реж. Д Иосифов) Наталья представлена также взбалмошной, только более озлобленной девицей.

Неизвестная болезнь

22 ноября 1729 года великая княжна Наталья Алексеевна умерла в возрасте 14 лет от неизвестной болезни (а, может быть, не от болезни вовсе).

По официальной версии у нее была чахотка (туберкулез). Однако на этот счет есть и другие версии.

Здоровье ее было не в очень хорошем состоянии: врачи думали, что у нее чахотка, и вследствие сего лечили ее так, как будто у нее была грудная болезнь. Но не чахотка была причиной ее болезни, и только один врач мог ее вылечить, именно брат ее/ Донесения испанского посла герцога де Лириа.

Далее посол уверяет, что причиной ее болезни стали огорчения. Но, я думаю, все понимают, что от одних лишь огорчений не умирают, тем более, когда у девушки здоровый, крепкий организм. Может быть, посол дает скрытый намек, что причины болезни нужно искать не в организме, а в поведении девушки? Не то сделала, кому-то помешала, встала на пути…

И, действительно, течение ее болезни было весьма странным. Посол зафиксировал его по дням и по часам.

Ноября 19 врачи предписали великой княжне пить женское молоко как единственное средство, которое может спасти ее…

Через 2 дня:

Новое лекарство, предписанное великой княжне, подействовало хорошо…

Через 11 дней:

В 10 часу она, помолившись, хотела лечь спать, но едва только легла в постель, как на нее напали такие жестокие судороги, что она скончалась не более как в две минуты / Из донесений испанского посла герцога де Лириа

Молоко, затем улучшение, внезапные жестокие судороги и смерть… Никто не видит здесь ничего странного? На мой взгляд, очень похоже на отравление.

Фельдмаршал Б.Х. Миних в своих Записках, уверяет, что сестра императора умерла от кори:

По приезде в Москву, великая княжна Наталья Алексеевна, сестра императора, наделенная самыми превосходными качествами, заболела в селе Всесвятском корью, от которой и умерла…

Однако фельдмаршал, писавший Записки более 30 лет спустя, то ли запамятовал, то ли нарочно исказил факты. Наталья Алексеевна умерла не «по приезде в Москву», а через полгода с момента приезда в Москву.

Характеристики

Испанский посол герцог де Лириа составил о великой княжне Наталье Алексеевне уже после ее смерти такую характеристику:

Она украшалась всеми возможными хорошими качествами, не была красавицей, но что значит красота, когда сердце совершенно? Она была покровительницей иностранцев и говорила очень хорошо на французском и немецком языках, была кумиром всех честных людей, перлом России. Словом, слишком совершенна для того, чтоб Бог оставил ее в среде варваров, которым неизвестно, что такое истинная и неизменная добродетель, и Бог не дозволил ей жить долго на сем свете

Возможно, насчет красоты или некрасивости посол сделал несколько преждевременные выводы. Как можно рассуждать о женской красоте, когда девушка в переходном возрасте и еще не расцвела? Но что касается морально-нравственных качеств, то он в своем мнении не одинок.

Нельзя довольно налюбоваться на рассудительное поведение великой княжны / Донесения саксонского посланника Жана Лефорта
Многие говорят, что она, как разумная и дальновидная особа, так близко принимает к сердцу все уклонения от правильного воспитания ее брата, что в этом и состоит главная причина ее болезни / Прусский посол Мардефельд
… наделенная самыми превосходными качествами /Записки фельдмаршала Б. Х. Миниха

Выводы

Сестра императора великая княжна Наталья, несомненно, была яркой и интересной личностью. Возможно, со временем из нее вышла бы мудрая правительница, но ей суждено было прожить только 14 лет. И, конечно же, она не заслужила того примитивного образа взбалмошной девицы, который вылепили кинематографисты.

Примечателен еще один факт в биографии великой княжны Натальи, в котором проявляется ее сильный характер. В свое время Александр Меншиков намеревался соединить своего единственного оставшегося в живых сына с Натальей. На это предложение Меншиков получил от великой княжны такой резкий отказ, что лучше бы он ничего подобного не предлагал. Что именно сказала ему великая княжна, несложно догадаться. Наверняка она подчеркнула его происхождение и отсутствие достойных качеств у его сына. Но неважно, что именно она сказала, главное – эта малышка сумела дать отпор всесильному генералиссимусу.

Остается согласиться со словами испанского посланника, что она была слишком совершенна для того, чтобы Бог оставил ее в среде варваров – тех придворных группировок, которые с остервенением бились за место возле императорского трона и которые, возможно, причастны к ее ранней смерти.