Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Казаков «атамана» фон Паннвица в 1945 г. выдадут СССР: трагедия или возмездие?

Гельмут фон Паннвиц происходил из древнего дворянского рода, добровольцем участвовал в Первой мировой войне, в ходе Великой Отечественной войны воевал в Бресте, награждён Рыцарским крестом. Как и почему он оказался во главе казаков, воевавших в немецкой армии?

Блестящий кавалерист, Паннвиц переведён в чине полковника ваппарат Верховного командования сухопутных войск, инспектирует кавалерийские части, с 1942 г. ему поручают организацию кавалерийских частей из числа местных жителей оккупированной территории СССР, прежде всего казаков, которых Гитлер относил к потомкам германских племён остготов и разрешил привлекать к борьбе против Красной армии.

Первое использование под командованием Паннвица частей, состоящих из казаков, хиви (русских, вступивших в германскую армию), кавказцев, румын и немецкой танковой армии, закончилось отражением советского наступления в ноябре 1942 года в районе Котельниково, за что Паннвиц получил Дубовые листья к Рыцарскому кресту.

Лихой казак Гельмут фон Паннвиц
Лихой казак Гельмут фон Паннвиц

Сформированная Паннвицем казачья дивизия с октября 1943 года участвовала на территории Хорватии в боевых действиях против югославских партизан и частей Народно-освободительной армии Югославии.

Казаки Паннвица были беспощадны, выжигая партизанские деревни, вешая партизанские семьи, грабя и насилуя. Историк К. Александров считает, что показания Паннвица в ходе следствия о насилиях и убийствах мирных жителей, сделаны под пытками «в подвалах Лубянки», хотя совершение дивизией Паннвица в ходе антипартизанских операций многочисленных военных преступлений: грабежей, изнасилований и расстрелов – отмечает германский военно-исторический институт бундесвера.

В конце марта 1945 года фон Паннвиц был единогласно избран так называемым Всеказачьим Кругом Верховным Походным Атаманом всех казачьих армий – такое звание было только у царя Николая II.

Стремясь уйти от Красной армии, Паннвиц увёл казаков и членов их семей в Австрию – в зону оккупации Британии.

По договорённости союзников по антигитлеровской коалиции британцы и американцы насильственно, с применением оружия, выдали Советскому Союзу (по разным данным, от 45 до 60 тысяч) казаков с Терека, Дона и Кубани, членов их семей, эмигрантов, примкнувших к казачьим дивизиям.

Многие перестроечные публикации будут наполнены трагическими описаниями того, как британские солдаты бросились на толпу сопротивлявшихся казаков, избивали и кололи штыками, загоняя в машины. Стреляя, действуя штыками, прикладами и дубинками, избивая всех без разбора, бойцов и беженцев, стариков и женщин, втаптывая в зем­лю маленьких детей, хватали и бросать в грузовики, кто-то сопротивлялся, кто-то бросался с обрыва в реку...

В СССР всех ждал суд, лагерь или расстрел.

Паннвиц и "немецкие казаки"?
Паннвиц и "немецкие казаки"?

А теперь скажите: как отнестись к тому, что случилось с казаками? Вспомнили они «расказачивание» и инструкции ЦК большевиков: «Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью». И с приходом немцев в 1941 году десятки тысяч казаков поднялись мстить большевикам?!

Но ведь стреляли они не в Сталина, а в русских Иванов и белорусских Алесей, в украинских Грицко и узбекских Муратов? То есть воевали против своей страны, а к тем, кто перешёл на сторону врага, всегда относились однозначно, начиная с древности:

Заключая мирные договоры с иноземцами, римляне всегда включали в них пункт, по которому требовали выдачи своих перебежчиков. К ним не знали пощады, и сколько бы их ни было, всех предавали мучительной смерти.

Однажды в Самниуме триста семьдесят перебежчиков достались в руки Фабию Максиму. Он отправил их в Рим. Там их сначала жестоко били, затем сбросили с Тарпейской скалы.

Марцелл взял в плен в Сицилии до двух тысяч перебежчиков. Их сначала секли розгами, потом всем отрубили головы. Та же участь постигла перебежчиков из римских союзных войск, которые были выданы обратно Сципиону карфагенянами после битвы при Заме. Строже всех казнили римских граждан – их распяли на крестах. Не менее жестоко поступил с перебежчиками Павел Эмилий после своей победы над македонским царем Персеем. Он велел всех их бросить под ноги слонам, которые и растоптали их.

Сам Паннвиц на суде дал исчерпывающие показания о том, что «зимой 1943-1944 годов в районе Сунья-Загреб по моему приказу было повешено 15 человек заложников из числа югославских жителей... в декабре 1944 года казаки 5-го кавалерийского полка во время операции против партизан в районе реки Драва, недалеко от гор. Вировитица, учинили массовое убийство населения и изнасилование женщин...»

В 1947 г. фон Паннвиц был повешен вместе с другими казачьими генералами по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР.

Но вот в 1996 г. происходит невероятное: казненного советским правосудием командира 15-го кавалерийского корпуса войск СС генерал-лейтенанта Гельмута фон Паннвица реабилитировали, признав «жертвой политических репрессий» в обход комиссии по реабилитации.

Есть только одна причина, объясняющая такую спешку: реабилитация фон Паннвица велась на фоне подготовки визита президента Ельцина в Германию.

ЕБН в ту пору щедро демонстрировал сердечное расположение к канцлеру ФРГ Г. Колю – «другу Коле». Для подтверждения этой дружбы требовались, конечно, доказательства, какие-то конкретные шаги. Вот чиновники и подсуетились: реабилитация фон Панвица стала одним из «жестов доброй воли». Правда, он был рассчитан на немецкую аудиторию, но до поры скрыт от соотечественников, потому что мотивировка была просто невероятной.

Полковник юстиции Крук сделал такой вывод: «Установлено, что генерал-лейтенант фон Паннвиц в период Великой Отечественной войны являлся гражданином Германии, военнослужащим немецкой армии и выполнял свои воинские обязанности».

Что непонятно? Генерал – немец, служил в немецкой армии, выполнял приказы, какой с него спрос? Невиновный!

Спустя 5 лет Главная военная прокуратура признала собственное решение, вынесенное так поспешно, чтобы угодить начальству, неправомерным и отменила его.

А теперь откровенно скажите: это трагедия или возмездие? Решили бороться с большевиками и Сталиным, отомстить за убитых дедов? Но для этого нужно уничтожить Красную армию, поэтому пошли с немцами убивать сначала русских, потом сербов, потом всех, на кого укажет «батька-атаман» Паннвиц, выполняя планы Гитлера? А если бы победили – устраивали бы Хатынь и Бабий Яр? И ждали бы, когда добрый Гитлер разрешит создать «казачье государство», а пока стали бы надзирателями в тюрьмах и охраной в лагерях?

Или я чего-то не понимаю, возможен иной подход?