Некролог – это всегда жанр не из легких…
А тут ещё из жизни уходит ни много ни мало несостоявшийся соавтор. А тут ещё уходит в мир иной тот человек, который от тебя жил в семи (!) автобусных остановках, что невообразимо близко для Москвы.
Казалось бы: историк традиционной школы, первый из таковых, пришедших а общество междисциплинарных исследователей, причем довольно опытный, и один из представителей этой школы, причем не самый глупый и не самый тихий. К тому же регулярно оказывающийся в роли весьма молодого.
Почему бы не творческое взаимодействие опыта и молодости? Почему бы?
Но увы. Слишком оригинален один, слишком оригинален другой. Слишком маргинальны идеи одного, слишком высоко стоит планка у идей другого. Один говорит: здесь не очень обязательна крутость, здесь обязательна правильность, второй говорит о том, что здесь обязательна крутость. При этом правильность да и только ему представляется гарантией "работы в стол".
При этом и один и второй пишут книги и ведут он-лайн ресурсы.
Припоминается классическое "слишком оригинал он, слишком оригинален я".
Одним словом, вырисовывается такое положение дел, когда так и хочется писать примерно следующее:
«При всех его достоинствах, т.е. при неоспоримом профессионализме, при том, что он был д.и.н., что он первым стал поддерживать естественнонаучников… он был всегда человеком, который в выборе: или ценности вечные, или ценности сиюминутные всегда отдавал предпочтение ценностям сиюминутным.. В отличие от автора этих строк, который предпочитал выбирать ценности вечные».
Что-то ещё припоминается? Да, первые несколько конференций проекта "Цивилизация" и 150-летний юбилей Морозова, на последнем он кое-что рассказал об Иване Дмитриевичем Ковальченко и об опыте применения математических методов в исторических исследованиях.
Однажды автор этих строк выступил с известием о его смерти на одном из форумов междисциплинарной естественнонаучной школы. Вышло на первый план такое откровение, что большинство участников форума просто не знало, кто это такой.
А между тем... и ум и бойцовские качества у него были. И в своем уме светлом он почти официально говорил о том, чтобы представители наук естественных максимально боролись с информационным шумом, исходящим от различных провокаторов от науки. К примеру, мифу о ядерной войне в XVIII веке. А бойцовские качества у него были такие, что его вопросов колкие автора этих строк даже где-то изрядно заводили, ибо они выглядели как настоящий экзамен. Правда, экзаменатор к нему был не всегда готов, но тем не менее....
Наверное, именно балгоадря его бойцовским качествам и невысокому росту его смело можно назвать маленьким рыцарем российского исторического альтернативизма. Подобному тому, как так же был назван Михал Володыёвский, главный герой известной трилогии Генриха Сенкевича.
Увы. Где-то даже грустно и трагично. Впрочем, можно дать даже официальный блок с его сайта.
"Николай Иванович Ходаковский - писатель, сценарист, ученый. Доктор исторических наук, профессор. Занимается вопросами применения математических методов и средств вычислительной техники в исторической науке и архивном деле. Н. Ходаковский - известный специалист в области архивных разысканий. Основатель научного направления, получившего название "Архивная эвристика". Докторскую диссертацию защитил по теме "Моделирование информационных процессов социальной памяти общества". Он является режиссером-постановщиком и сценаристом документального фильма "Видеоархив Российской истории". Им написан киносценарий "Стрелец" об известном советском футболисте Эдуарде Стрельцове. Киносценарий художественного фильма о 12-ой чемпионке мира по шахматам Александре Костенюк и др. Среди его опубликованных книг, которые стали библиографической редкостью, есть научно-популярные, которые можно найти и в электронных библиотеках рунета. Среди них "Спираль времени или будущее, которое уже было", "Коронованный на кресте". В поисках Грааля и философского камня", "Третий Рим', "Живая вода и магия аквариума" "Чудотворные иконы и магия живописи" и др.
Он создал шахматную школу "Advanced chess school". Его научная деятельность посвящена вопросам использования современных информационных технологий в гуманитарных науках вообще и в исторической науке в частности. Автор нескольких книг по вопросам применения математических методов и средств вычислительной техники в исторических исследованиях.
(Здесь автор этих строк вынужден дополнить автора цитируемого текста в том, что во время одного из последних визитов Николай Иванович е у показывал набросок книги о применении ИИ в историческом анализе, когда все построены в виде диалога между человеком и весьма развитым компьютером:- ВП).
Его научные интересы были также в области архивных разысканий и источниковедческой эвристики. Более четверти века Н.И. Ходакется теорией и историей шахмат.
В шахматы начал играть в раннем детстве. Любовь к шахматам ему привил его отец, который дружил с чемпионами мира Михаилом Ботвинником и с Михаилом Талем. Михаил Моисеевич Ботвинник и посоветовал в научном плане заняться вопросами искусственного интеллекта (ИИ). В настоящее время активно занимается Advanced chess. Именно это направление шахмат сейчас активно развивается в Западных странах. Н.И. Ходаковским написан киносценарий о выдающейся российской шахматистке, первой российской чемпионке мира по шахматам Александре Костенюк.
О его предках. С опорой на статью Сергея Лебедева «Золотой рудник Ходаковского»
"Малоизвестный археолог стал кумиром Пушкина «Всегдашний костюм его составляли серая куртка и серые шаровары, а на голове что-то вроде суконного колпака. В таком костюме являлся он всюду и обращал на себя внимание солдатскою откровенностью, близкой к грубости». Ксенофонт Полевой.
Имени этого доброго знакомца и кумира Александра Сергеевича Пушкина пытливый читатель не обнаружит в трудах пушкиноведов. Почему? Откуда подобный недосмотр исследователей или же досадный их пропуск? Был ли он неизбежен при изучении ими биографии и творчества великого поэта? Кто знает? Не претендуя на сенсацию, постараюсь лишь несколько прояснить этот вопрос. Разбираясь в вопросе о значении и роли Ходаковского в жизни и творчестве Пушкина, обратимся к высказываниям поэта. Сам Пушкин красноречиво ответил нам на вопрос, что для него значит этот добрый знакомец, в своей незаконченной поэме «Езерский» (1832-1833): ...новый Ходаковский, Люблю от бабушки московской Я слушать толки о родне, Об отдаленной старине. В авторском примечании к этой строфе указывается, что Ходаковский — «известный искатель древностей». В 1836 году в «Родословной моего героя» Пушкин в примечании поясняет более расширенно: «Ходаковский — известный любитель древности, умерший несколько лет назад». Второй раз Пушкин упоминает Ходаковского в статье, писавшейся в конце 1836 года, незадолго до роковой дуэли, и названной редакторами «Песнь о полку Игореве»: «...ни Карамзин, ни Ермолаев, ни Востоков, ни Ходаковский никогда не усумнились в подлинности «Песни о полку Игореве». Кто же он такой, Ходаковский? «Ходаковский», или полностью «Зориан Доленга-Ходаковский», — псевдоним обрусевшего польского археолога, историка, этнографа и фольклориста Адама Чарноцкого (1784-1825). В 1810-1820 годах он выступил сначала в польских, а затем и русских журналах с рядом интереснейших статей, где развернул обширную программу изучения древнейшего прошлого славянских народов, призывая историков покинуть свои кабинеты, выйти в поле, «низойти под кровлю селянина», послушать его песни, узнать его поверья и обычаи. Особое внимание должно быть обращено на археологические источники — на вещественные памятники старины — городища и курганы. Пожалуй, подобная система взглядов была совершенно новой для начала XIX века. Ученый успел, правда, составить огромный географический словарь, стоивший ему колоссального труда. Однако самой известной археолого-этнографической экспедицией Ходаковского следует считать его поездку в 1820 году в Новгородские земли: близ Старой Ладоги ему удалось раскопать несколько курганов. Однако в следующем году русское правительство прекратило финансовую поддержку предприятий Ходаковского, и его полевая работа оборвалась. Еще несколько лет энтузиаст-археолог проживал в Москве на грани нищеты, не оставляя надежды на возобновление экспедиции. Наконец крайняя нужда заставила ученого взяться за управление имением одного из тверских помещиков. Сенсационные результаты археологического путешествия при жизни ученого так и не были опубликованы. Издал их в конце концов в 1838-1844 годах неутомимый Михаил Погодин, получив, не без участия Пушкина и Вяземского, архив покойного ученого от писателя Николая Полевого. К тому времени, конечно же, статьи Ходаковского по древней славянской истории 1819 и 1820 годов уже изрядно забылись, а о нем судили главным образом по анекдотам, относящимся к его московскому периоду жизни. Одержимость, подчеркнутый демократизм и бедность Ходаковского обеспечили ему среди московской публики репутацию полусумасшедшего человека. Недоброжелателей в Москве всегда хватало. Литературный критик, редактор «Московского телеграфа» Ксенофонт Полевой снисходительно закрепил в своих мемуарах за нищим чудаком право на «самую грубую и, что хуже, смешную обработку ученого предмета». Попадались, однако, и горячие поклонники польского энтузиаста, приписывавшие ему, подобно Погодину, создание целой «исторической системы». Золотая истина, как говорят, лежит где-то посередине... Какова же позиция самого Пушкина? А она такова: Пушкин решительно приравнивает его к Карамзину! Очевидно, поэт читал какое-то из серьезных исследований Ходаковского. Пушкин лично знал многих археологов начала XIX века. Как известно, в Петербурге он часто бывал в доме Оленина, много сделавшего для изучения античных и древнерусских памятников. Но когда и где все-таки встречался Пушкин с Ходаковским? И встречался ли вообще? Многие пушкиноведы не идут дальше робкого предположения, что поэт слышал об археологе уже в 1819-1820 годах. Давайте разложим все по местам и все-таки разберемся! Известно, что польский археолог приехал в Петербург 9 октября 1819 года. Пушкина же выслали оттуда на юг семь месяцев спустя — 6 мая 1820 года. В столице Ходаковский бывал у Карамзина, отметившего один из его визитов в письме к князю А.Н. Голицыну от 23 февраля 1820 года. В те дни заходил к Карамзиным и Пушкин. По-настоящему сблизился Ходаковский с Федором Глинкой, с которым Пушкин тогда же советовался, как вести себя на допросе у генерала Милорадовича. В протоколах заседаний Вольного общества любителей российской словесности от 5 января и 23 февраля 1820 года имя Ходаковского стоит среди имен друзей Пушкина — Дельвига, Кюхельбекера, Плетнева. Так что ни в коей мере не исключено, что поэт видел Ходаковского в конце 1819 — начале 1820 года. И уж во всяком случае в 1820 году Пушкин видел его труды в номерах «Сына отечества», где в то время развертывалась полемика вокруг «Руслана и Людмилы». А к 1830-1836 годам, когда поэт сам погрузился в изучение прошлого, интерес его к Ходаковскому закономерно усилился. Он стал одним из пушкинских кумиров в области истории и археологии. Пока что бесспорно одно — Пушкин хотел спасти от скорого забвения результаты занятий польского археолога «живой стариной», которого Шишков в письме к Аксакову называет «знатоком древностей, таящихся на наречьях, поверьях и местностях» славянских народов. Проблема раннего славянства была центральной для Ходаковского, близка декабристам Никите Муравьеву и Михаилу Орлову, любопытна и крайне интересна Пушкину. «Сокровищем», «золотым рудником» называл Александр Сергеевич «историческую систему Ходаковского». Почему же так высоко? Да оттого, что другие археологи в 1820-1830 годах никаких стройных систем ровным счетом не выдвигали. Названия книг и статей Оленина, Бларамберга, Стемпковского, Гульянова или же Черткова лишь отпугивали непосвященных. Следовательно, цельная концепция истории славян до христианства, дополняющая Карамзина да еще основанная во многом на фольклоре, не могла не казаться Пушкину чем-то крайне важным. Скорее всего, именно поэтому поэт прошел мимо других трудов, но трижды вспомнил о Ходаковском, как часто вспоминал и о других своих кумирах — об историках Карамзине, Татищеве, Шлецере, Болтине, Миллере. Признаюсь, мне сложно было найти портрет пушкинского знакомца и кумира. Впервые его обнаружил советский историк Формозов в библиотеке Академии наук Украины во Львове. Черной тушью на листе серой бумаге умело набросан профиль Ходаковского с надписью по-польски. Думается, имеет смысл перевести ее. «Зориан Доленга-Ходаковский, нарисованный Ксаверием Преком в Синяве в 1818 году для Адама Клодзинского, а тем подаренный в собрание Гвальберта Павликовского. Сходство не может быть больше». Синява — имение ясновельможных князей Чарторыйских в воеводстве Жежовском на реке Сан — традиционное место встреч польской, литовской и белорусской интеллигенции в 1812-1822 годах. Как известно, с 1 января до августа 1818 года по приглашению князя Адама Чарторыйского гостил в Синяве и Ходаковский. Там же в ту пору жил и молодой польский художник Франтишек Ксаверий Прек (1801-1863). Преку было всего 17 лет, и он прилежно учился тут, в Синяве, рисунку у придворного пейзажиста Рихтера. Тем не менее автор надписи подчеркивает, что портрет удался юному художнику. В польских изданиях портрет воспроизведен дважды — в 1904 и в 1935 годах, но оба раза без подписи под ним, в белорусских — в 1967 году, но снова без подписи. Подпись под портретом поставил малоизвестный советский пушкиновед Формозов в изданиях, выходивших до 1974 года. Такова история этого портретного наброска...
А автор этих строк завершит простейшим: видимо, в адрес Адама Чарноцкого можно просто сказать: "Milo poznac Rodaka" !"
Поддержка автора и его проектов: 2200 2460 7492 8055
Начато в Москве,
а завершено в г.Пушкин Ленинградской обл. 2 июля 2024 г.