Я думаю не ошибусь, если предположу, что до сих пор три четверти посылок с растениями проходят именно через Почту России. И хоть недостатков у нее хватает, но все равно в настоящее время у нее один из самых удобных сервисов как оформления, так и отслеживания.
Я с Почтой работаю с 2007 года, сначала по должности приходилось, а последние несколько лет и по отправкам растений. За это время почта эволюционировала прямо на глазах, по крайней мере в части инновационных технологий. В своем приложении она предлагает довольно много услуг, причем, судя по всему, операторы не всегда успевают за новшествами.
Свои растения я, в основном, отправляю Почтой, в прошлом году (массово, по-крайней мере) Яндекс присоединился к этой гонке и стал брать посылки от частных лиц. СДЕКом я пока только получала растения, для того чтобы отправлять их данной ТК нужно иметь либо фитосертификат либо заключить договор. В прошлом году я даже общалась с ними и получила список документом, которые нужно было им выслать, но так руки и не дошли - сезон закончился. В этом году, скорее всего, вернусь к этой теме.
По поводу других ТК могу сказать еще только о ПЭКе - им частники редко высылают растения, но он мелькает в списках у питомников. Так вот этой ТК для отправки растений пользоваться никогда и никому не посоветую. Пользовались их услугами дважды и оба раза крайне неудачно. Первый раз они нашим запчастям для авто устроили экскурсию по всей России, с трудом узнали, что груз ушел в Питер, причем какими-то окольными путями, почти два месяца пришлось ездить на машине с мятым багажником(((.
Спустя несколько лет я решила через них заказать ткани и опять двадцать пять - три недели не могла выцарапать посылку, потому что физически она уже была пришедшей, а по программе еще в пути, дело сдвинулось только когда я добралась до начальника отделения - и программа сразу заработала и даже доставку сделали бесплатной, но все равно ПЭК для нас с мужем теперь слово ругательное.
Отвлеклась! Возвращаюсь к Почте России, к ее возможностям.
Как сделать стоимость доставки дешевле
Самый животрепещущий аспект - это стоимость посылки. Тарифы за последние года выросли довольно ощутимо, но справедливости ради, это касается всех перевозчиков. Мелькают, конечно, акции у Яндекса, по-крайней мере прошлый год я и получала и отправляла посылки за 49 и 149 рублей, но в этом году еще такого не было, все плюс - минус по стоимости Почты.
Но, Почта помимо тарифов для частных физических лиц, предлагает и другие - для организаций, маркетплейсов и ИП, сюда же относятся и самозанятые. То есть, если у вас оформлена самозанятость, то можно отправить необходимый пакет документов и заключить договор. Пакет минимальный, сейчас точно не вспомню, но на горячей линии все подробно расскажут.
Все происходит в электронном виде, никуда ходить не нужно. После оформления появляется доступ в отдельный кабинет, где можно оформлять посылки.
Я договор заключила в конце прошлого лета, и по тарифам было прям ощутимо дешевле. Если как частное лицо посылки я отправляла в среднем от 300-350 рублей, то по договору нижний порог был от 200-230 руб. В этом году тарифы, конечно, поднялись, но по договору все равно дешевле. Ну или почти всегда - прошлый год обратила внимание, что в некоторые дальние регионы (от Смоленска) стоимость была сопоставимой или чуть больше, но это буквально единицы - основная масса посылок все же дешевле.
Помимо тарифов для меня в заключении договора есть еще два плюса:
1. Возможность приносить посылки в юридический отдел, где почти никогда не бывает очередей, тем более, что отделение с таким отделом (прошу прощения за тавтологию) у меня буквально в пяти минутах ходьбы.
Сейчас, в принципе, во всех отделениях у нас в городе стоят таблички, что предоплаченные посылки принимают без очереди, но это тот еще квест - идти к окошку мимо строя бабушек с горящими от негодования глазами и которые "тут часами стояли".
2. При отправке по договору нужно самим распечатывать и наклеивать информацию об отправители и получателе. Да, для меня это плюс -я когда начала оформлять посылки в обычном кабинете, тоже поначалу распечатывала, но в одном из двух отделений в которых я отправляла оператор возмущалась этим почему-то, скорее всего имели место случаи с большим расхождением веса. Поэтому приходилось просто писать трек на коробке, хотя мне спокойнее было именно, когда я сама распечатывала и наклеивала нужный адрес. Особенно переживала, когда девочки-операторы просто забирали посылки чтобы оформить позже, когда очередей не будет.
По договору же по умолчанию нужно самим все наклеить. Это позволяет не только самой оформить посылку "под ключ", но и закрыть бланком сомнительные места на коробке. Потому что, опять же, у нас в одном отделении спокойно смотрят на незначительные надписи, потертости, следы от скотча, да и сам скотч, а в другом коробку чуть ли не под лупой рассматривают. Здесь же можно чуть подправить внешний вид коробки, да и к скотчу относятся нейтрально и можно надежно закрыть коробку и не переживать, что пока оператор крутит ее она откроется и все посыпется.
Личный кабинет и номер телефона
Приложением Почты можно пользоваться либо, скачав соответствующее приложение на смартфон, либо открывая его в браузере ноутбука или компьютера. Мне, например, для оформления посылок удобнее заходить с ноутбука.
Привязанный к личному кабинету номер можно сообщать отравителю посылки, он его указывает при оформлении и трек сам появляется у вас в личном кабинете (находится по совпадению телефонов). Мелочь, конечно - трек недолго и скопировать и вставить в строку поиска, но так могут появляться и письма, отправленные, например, от государственных организаций, которых вы не ждете (или не ожидаете). Потому что несмотря на всю "передовитость" виртуальной части почтового сервиса, "людская" работает до сих пор так, чтобы не опровергнуть шутки в стиле: "Почта России - мы научим вас терпению". Мне исправно приносят извещения о необходимости получить посылку/письмо дня через 3-4 ( в отдельных случаях через 7 дней) после того, как я его уже получу.
Я, конечно, ожидаемые отправления по трекам отслеживаю, но иногда случаются накладки. Например, я получила семена и извещения на них естественно выкинула, а оказалось, что человек ошибся и отправил в мой адрес дважды одни и те же семена. Один конверт получила, на второй было извещение, но я посмотрела, что от этого адресата уже все получено и просто выкинула. Человек мне пишет, что же ваши семена не получаете, а я уже все даже посеяла.
Еще по номеру телефона можно отправлять посылки, да, вот так просто, не указывая ни адрес, ни ФИО. Теоретически. На деле я попробовала пока один раз и пока отказалась, хотя это очень удобно - не вводить все данные вручную. Но при таком оформлении высвечивается только имя и отчество человека, а от фамилии только первая буква и оператор уперлась рогами, что вынь ей и положь фамилию полностью, а то получателя не смогут идентифицировать. Фамилия у меня была и я не стала спорить, хотя, скорее всего, это было предусмотрено и в отделении получения бы все увидели - привязано же к телефону и личному кабинету. Возможно сейчас с появлением QR-кодов в приложении это станет нормальным явлением. Собственно в Яндексе это успешно практикуют.
Еще одина возможность личного кабинета, потенциально удобная, но требующая привязки карты - оплата посылки сразу получателем. Заключается в том, что стоимость отправки списывают не с карты отправителя, а с карты получателя. Повторюсь - потенциально удобно - отправителю не нужно заморачиваться предварительными расчетами стоимости отправки и переживать, что ошибешься (как правило ошибка варьируется в пределах 30-50 рублей в ту или иную сторону, но некоторым это принципиально), но с другой стороны есть и минусы - у человека должна быть на карте необходима сумма и он должен подтвердить ее списание (возможно списание можно сделать и по умолчанию, но это тот еще риск, как мне кажется), в противном случае посылка просто зависнет при оформлении и придется все делать заново со ссылкой уже на свою карту, отсутствие у оператора опыта использования этой функции только усиливает этот риск. Поэтому это я тоже опробовала только однажды (по инициативе получателя) и оставила до лучших времен.
А я тебя вижу - отслеживание посылки по сортировкам и времени
Эта функция у Почты пожалуй уникальна, по крайней мере ни у какой другой ТК я такого не видела - там все лаконично: принято-в пути-доставлено. У Почты же фиксируется каждый чих, который делает посылка, и можно увидеть, где она сейчас. Так, я однажды наблюдала, как мое письмо с семенами (хорошо что не коробка с растениями) прокатилась в Самару вместо Смоленска.
Но это, конечно, лирика, а на самом деле возможность видеть, на каком этапе посылка потерялась/застряла может облегчить ее поиск. Особенно если просто застряла. Есть у них такая фишка, что если видишь, что на какой-то сортировке посылка лежит день-второй-третий и т.д. можно им написать, что посылка, мол, застряла - ответа, скорее всего не дождешься или получишь отписку, но, видимо, куда нужно они сигнализируют и посылку "толкают" дальше - неоднократно проверяла и сама и другие девочки об этом пишут. Не панацея - но все же.
Ну и я, например, вижу, когда посылка уезжает из последней сортировки в отделение и могу прикинуть, что сегодня к вечеру уже можно чапать за цветочками и даже записаться предварительно.
Предварительная запись
О, это своеобразная функция! Теоретически очень удобно - выбираешь нужное время и день, записываешься и спокойно идешь. А на практике у нас в городе нигде, кроме Главпочтамта, не работают терминалы, на которых можно набрать код своей очереди и спокойно ждать, когда высветится твой номерок, а приходится опять же шуровать через взъерошенную очередь и громко оповещать оператора что у тебя запись и ловить в спину "лучи добра" от тех кто тут "часами стоял" (смотри пункт про посылки).
Как получить посылку чуть раньше
Еще один из плюсов Почты это то, что ее отделения есть даже в деревнях, куда еще не добрались СДЭК, Яндекс и прочие перевозчики. Но чаще всего эти отделения работают по очень усеченному графику, соответственно и машина с посылками приходит далеко не каждый день, поэтому срок доставки может значительно увеличиваться, иногда в разы.
Так, например, если из одного областного города посылка может идти сразу в Москву, а оттуда сразу в другой областной город и весь путь занимает два-три дня, то путь из областного города в район и дальше по нисходящей, может занять даже больше по времени. А если еще и "уходит" посылка не из крупного узла, то сроки могут увеличиваться прям ощутимо.
Что можно сделать?
Можно указать отправку "до востребования" в любое другое отделение. Например, тем, кто каждый день в город ездит на работу, выбрать ближайшее к работе отделение, или когда город, вот он, в 10-15 километрах и туда маршрутки ходят, и даже останавливаются напротив какого-нибудь почтового отделения, а посылка будет плюхать через райцентр, который стоит в 50 км от этого самого города.
Тем более, что сейчас отслеживая трек через личный кабинет или просто на сайте Почты, не нужно бегать и спрашивать, а не пришло ли вам что-то или еще нет. Актуально, конечно, для тех, у кого близко областной, или хотя, бы районный центр. Хотя знаю, женщину, которая почти за 100 километров за своими посылками проезжает - просто приурочивает день прихода посылки к поездке в город по делам и магазинам.
Хотела еще написать о том, стоит ли (и когда стоит) пользоваться услугой отправки первым классом, но и так получилось длинно, поэтому в следующий раз.
PS. Надеюсь Алгоритм не сочтет это рекламой, которая подлежит маркировке))). Тема нарисовалась исключительно потому, что у нас неожиданно пришло время отправок, хотя на дворе еще март)