Найти тему

Феофан Затворник

Феофан Затворник

В древности пост был внешним выражением покаяния и молитвы к Богу. Кроме того, он тесным образом связывался с настроением скорби. С его помощью люди пытались привлечь к себе милость Божию, которая, по каким-то причинам, оставила их. Вероятно, и во время описываемых событий был объявлен один из общенародных постов. Ученые-толкователи предполагают, что причиной его могла быть засуха. Религиозные лидеры, а также их ученики, своим говением должны были подавать пример простым людям. Апостолы же не делают этого. Они не постятся. Вот суть претензии, которую излагают Спасителю ученики Иоанна Крестителя. 

В ответ Господь говорит, что они не постятся, так как у них не время скорби, а время торжества. Он приводит яркий образ восточной свадьбы. Праздник длился целую неделю. Свидетели, друзья жениха, были в самой гуще событий, и, конечно же, ни о какой скорби там речи быть не могло. В словах Спасителя содержится намек. В Ветхом Завете женихом назывался Сам Бог, Его невестой – израильский народ. То есть Христос на самом деле говорит: Бог посетил Свой народ. И те, кто Его распознали во Мне радуются, так как исполнились древние пророчества. Скорбеть они будут тогда, когда Я их покину. Но сейчас еще не время скорби.   

И далее Спаситель иначе поясняет, почему Его ученики не постятся. Он приводит яркие образы молодого вина и крепкой, новой заплаты. Как говорит свт. Иоанн Златоуст под этими образами следует понимать суровую аскетическую дисциплину, разного рода ограничения, например, строгий пост. Напротив, ветхая одежда и старые мехи – это слабость учеников, которые еще не в силах взять на себя большой подвиг. То есть Господь говорит, что пока не требует от Своих апостолов строгих ограничений. Они еще не готовы к этому. Это можно будет потребовать от них только после того, как Он уйдет и их души будут обновлены в результате сошествия на них Святого Духа в день Пятидесятницы. Тогда они будут готовы с легкостью переносить самые тяжелые подвиги.  

Каждый из нас во время Крещения в Таинстве Миропомазания переживает свою маленькую Пятидесятницу. Однако это не означает, что мы автоматически становимся способными к тому, чтобы вести строгую аскетическую жизнь подобно великим святым Церкви. Как пишет б этом свт. Феофан Затворник, «строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа. Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости». В противном случае не будет нам никакой пользы от аскезы. Немного поиграемся и бросим. 

Потому все что от нас требуется – воспитать в себе навык ежедневного исполнения Евангельских заповедей, а также приучить себя к регулярному участию в Таинствах Церкви. Именно так наша душа постепенно становится мягкой, эластичной, готовой понести, если потребуется, более строгий подвиг, а вместе с этим открыться для обильного потока Божественной благодати.