Найти в Дзене

Почему их называют "войска дяди Васи" и другие интересные факты про ВДВ

"Войска дяди Васи" - как ласково называют их сами десантники. "Воздушно десантные войска" - как с уважением их называют все остальные. Действительно, ВДВ уже давно стали своеобразным символом мужества, чести и доблести. Но вы знали о том, что Родиной ВДВ, например, является Воронеж, а не Рязань, как считают многие? Мы об этом, кстати, уже писали ранее. Так вот, сегодня хотим поделиться интересными фактами не столько про ВДВ, сколько про человека, который впервые совершил прыжок с парашютом в составе учебной диверсионной группы. Фактически, это и являлось днем основания ВДВ. И да, как оказалось, его фамилию знают очень немногие.

Леонид Григорьевич Минов
Леонид Григорьевич Минов

Как выглядело самое первое десантирование? 2 августа 1930 года, ровно в 9 часов утра, в воздух поднялся самолет с первой группой десантников. Группа десантировалась успешно, в чистом поле размером 600 на 800 метров, близ хутора Клочково, что тогда был примерно в паре километров от Воронежа. Первая группа десантировалась с высоты в 350 метров, после чего самолет направился за второй. В это же самое время три самолета Р-1, находящиеся на высоте 150 метров, сбросили несколько коробов с оружием и боеприпасами. Пока распаковывали ящики и вооружались, десантировалась и вторая группа, но уже с высоты в 500 метров. Обе группы встретились в обозначенном квадрате, привели оружие в боевую готовность и успешно справились с поставленной дальнейшей учебной задачей. Так родились Воздушно-десантные войска.

Та самая, первая группа десантников
Та самая, первая группа десантников

Организатор первого прыжка и, по сути, основатель ВДВ - Леонид Григорьевич Минов, был еще и активным сторонником обучения военных летчиков технике слепого полета. После Гражданской войны он занял место инструктора, а позже и возглавил одну из частей Московской школы военных летчиков. Одним из его принципов было то, что летчик должен уметь управлять самолетом несмотря ни на что, будь то непогода, боевые действия или просто тяжелое ранение. Летчик должен уметь в любых условиях вести, а затем еще успешно посадить самолет. Для этих целей разработали даже специальные тренажеры и кресла пилота, которые действительно имитировали "слепой полет".

Василий Филиппович Маргелов
Василий Филиппович Маргелов

Почему "Войска дяди Васи"? Первый прыжок в составе группы совершил Минов, а вот развил ВДВ именно как род войск - Василий Филиппович Маргелов. Собственно поэтому и "дядя Вася". Во-первых, созвучно с ВДВ, а во-вторых, потому что Василий и есть в простонародье "дядя Вася". Уже после войны, а именно в 1948 году, Маргелов окончил Академию Генштаба и ему под командование передали 76-ю Гвардейскую воздушно-десантную дивизию в городе Псков. Нюанс заключался в том, что в годы войны дивизия сражалась как стрелковая, и стать действительно "воздушной" ей только предстояло. Этим и начал заниматься Маргелов, по сути, начав новый этап в становлении ВДВ. Кстати, Маргелова уважали еще и потому, что он все делал наравне с подчиненными - прыгал с парашютом, укладывал его, бегал, прыгал, стрелял. В общем, самый настоящий командир, показывавший все своим личным примером. За все годы службы он более 60 раз прыгал с парашютом.

-4

Кстати, голубой берет появился у десантников тоже именно благодаря Маргелову. Именно он первым предложил сменить цвет, потому как ранее десантники носили малиновые береты. Ну а голубой ассоциировался, в первую очередь, с небом.

Знаменитая фраза: "Сбит с ног - сражайся на коленях, идти не можешь - лежа наступай", тоже родом из ВДВ. А придумал ее знаете кто? Правильно, снова Маргелов.

-5

Леонид Минов, тот самый, который совершил первый прыжок, был не просто смелым и отважным летчиком, а затем десантником, но еще и очень умным. Например, он практически в совершенстве знал несколько иностранных языков. Благодаря этому, он одно время работал в представительстве СССР во Франции. Так как он воевал в Первую мировую против общего с Францией врага, то в этой стране он пользовался большим уважением и авторитетом. Собственно говоря, благодаря авторитету, ему позже удалось договориться о закупке у французского правительства четырех тысяч авиамоторов по цене металлолома. Французы их реально собирались выбрасывать, а нам они пригодились для дальнейшего развития авиастроения.

-6

Если говорить про Минова, то мало кто знает, но он еще является участником трех войн. Сначала он прошел Первую мировую, затем Гражданскую, а уже после - Советско-Польскую войны. Во время последней он уже был официально авиатором.

-7

Официальный документ о том, что он является парашютистом, Минов получил, как бы это странно не звучало, в США. В 1929 году он находился там в командировке, изучал парашютное дело. Американский коллега - известный в США парашютист, предложил участвовать в каких-то соревнованиях на точность приземления в круг радиусом 35 метров, с высоты в 500. Минов согласился и с ходу занял третье место, опередив заодно и того самого коллегу. Ему предложили совершить еще один прыжок и он согласился, показав еще большую точность. После этого ему выдали официальный диплом парашютиста. Такие тогда выдавали только в США.

Это лишь малая часть интересных фактов про основателей ВДВ, про их жизнь и службу. О них можно говорить бесконечно, что мы еще неоднократно сделаем. Ну а теперь, пришло время узнать у вас - какие интересные факты о ВДВ вы еще знаете? А может и вовсе кто-то служил в ВДВ? Пишите в комментарии.

Читайте также:

Подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного о нашем городе

Исторический канал мужа, который помогает в поиске многих архивных материалов