Найти тему

Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». МХАТ имени Чехова.

Режиссер: Петр Шерешевский.

Пьеса Семена Саксеева.

Фото автора.
Фото автора.

Для меня спектакль «Маскарад» не только про ревность, а про чувства современного человека, про коммуникацию и способы справляться с деструктивным чувством.

За литературную основу взята драма «Маскарад», но это лишь предлог поговорить об определенном классе обеспеченных людей, включающих интеллектуала, бизнесмена, шоумена и студента.

Основной конфликт - внутренний, как и в драме Лермонтова. Посмотрим, какой же выход находит для себя интеллектуал нашего времени и каким видит режиссер этот класс людей и наш мир? Именно этих людей можно назвать истеблишментом.

Адам Петрович Звездич (Сергей Беляев) - бизнесмен. Никого не любит. Смысл жизни для него в оплодотворении самок и в передаче своих генов. Поэтому женат дважды и флиртует с чужой женой на глазах у жены. Инессу выбрал, чтобы прикрыть свое культурное ничтожество. Очень заботится о физической форме.

Илья Звездич (Илья Козырев) - студент. Холодный циник, в папу, но любит игру, пощекотать нервы. Нет нравственных ориентиров. На войне как на войне. Сцена, где они с папой вместе смотрят Лигу чемпионов подчеркивает их похожесть.

Инесса Штраль (Юлия Витрук) - жена Адама. Галеристка. Мачеха. Нелюбима мужем. Хочет любви, но ищет секса. Поэтому удаляется со сцены в маске курицы. Полетела за новым мужем или любовником. Ее искренне жаль, как любого героя новой драмы (Я имею в виду Ибсена, Чехова..)

Афанасий Павлович Казарин (Артем Волобуев) - шоумен, друг Арбенина. О нем речь впереди. Он писался в детстве. Арбенин вспоминает случай, когда он ему дважды или трижды помог поменять белье. Но какое решение тогда принял для себя Арбенин? Больше помогать не буду и друг такой мне не нужен. В зале, увы, был смех! А потом его друг писаться прекратил, но Арбенин ничего спрашивать не стал. Как- то проблема разрешилась и слава Богу.

Нина Арбенина (Мария Фомина) - молодая женщина, несчастна в браке, поэтому и ходит к психотерапевту. Она любима, но Арбенин ее не понимает. У девушки есть комплексы, о которых мы так и не узнаем. Она соглашается на ухаживания Звездича старшего. Налицо неудовлетворенность жизнью и бессмысленность, поэтому и ходит по голым вечеринкам.

Танец одинокой Нины. Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.
Танец одинокой Нины. Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.

Евгений Александрович Арбенин (Игорь Верник) - преподаватель, лермонтовед. Женат на Нине. Любит ее и мучается. У них разница в возрасте, отсюда и комплекс Отелло. Его гложат сомнения, как она, такая молодая и красивая, могла его выбрать. (В «Отелло», как Дездемона могла выбрать черного?). Сомнения в себе и знание жесткой правды о мире (это уже комплекс лермонтовского Арбенина) - вот двигатели сюжета в спектакле Шерешевского.

Вообще, в спектакле очень много цитат. И это неслучайно.

Само общество обеспеченных людей похоже на лермонтовское. «Маскарад» - это метафора лицемерного общества. И никакой инфернальности. Здесь и в Кубрика играют, и в «Мутабор». Арбенин заигрался в литературного Арбенина.

"Мутабор". Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.
"Мутабор". Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.

Отношения между персонажами выстроены как в чеховских драмах. Все друг для друга непроницаемы. Арбенин не понимает Нину. Готов ее ударить, подозревая в неверности, не пытаясь ее выслушать. Инесса не может признаться пасынку в любви. Скрывает свои чувства. Илья с мачехой не разговаривает. Звездич старший живет своей жизнью. И так далее. Диалога не получается ни у кого ни с кем.

А вот внутри персонажей бушуют шекспировские страсти. Мучения Арбенина нам явлены очень ярко: он напивается, пытается удушить соперника, танцует с бубнами, видит страшные видения и т.д.

Для меня текст Петра Шерешевского о невозможности построить коммуникацию в современном мире из-за его разрушительной жесткости. Игра в птиц на маскараде перекликается с последними кадрами на экране, когда все голуби заклевывают одного. Отсюда тема маски и название спектакля «Маскарад с закрытыми глазами». Никто не может увидеть подлинного другого человека и пробиться к нему. И не хочет. «Монада» не один Илья, а все.

И игра в покер тоже метафора современного мира, где нужно соблюдать «poker face ».

Poker face. Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.
Poker face. Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.

Человек, боясь открыться и показать истинное лицо, надевает маску из-за страха перед жестоким миром. Да не одну. Арбенин подличает из-за финансовой зависимости и смотрит сквозь пальцы на то, что с его женой танцует Адам Петрович. И Нина не непорочная красавица и чистая душа, как в «Маскараде». А обычная молодая женщина, со скучной работой и безрадостной жизнью, потому что нужно танцевать с денежными мешками и смотреть на флирт мужа.

А как быть с чувствами? Они буквально крушат героев, но прикрыться нечем. Разве что бокал шампанского прямо с утра! Вымещают друг на друге, но восстановить гармонию не получится. Для этого нужно слышать друг друга. В них та же разочарованность в мире и знание его изнанки. Милые полицейские (Владислав Сухоруков и Никита Григорьев) тоже ничего не поправят! Так по-доброму они желают Арбенину хорошего вечера. Ирония - это неизменный элемент постмодернистского текста.

Многие пишут, что подлинным апофеозом спектакля является сцена чтения «Маскарада» и словесный поединок Арбенина с Ильей. Но кто нравственный победитель? Арбенин, который, заигравшись в Лермонтова, ударил студента? Илья - подлец, это неоспоримо, но и Арбенин нарушает нравственную норму, подняв руку на человека, на своего студента. Теперь Арбенину грозит увольнение и какие-то ужасные последствия.

Арбенин так и не смог отделить себя от маски. Конечно, слава Богу, Нину, как преподаватель Птицын, не убил. Сдержался, а Птицын убил. И в этот ряд потерь нравственных ориентиров вписываются и культура отмены, и отмена культуры, и абьюз как способ решения конфликтов. Все это часть нашей реальности, создаваемой и масс-медиа.

Разговор со студентами. Мстить или не мстить? Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.
Разговор со студентами. Мстить или не мстить? Спектакль «Маскарад с закрытыми глазами». Фото автора.

Не случайно друг Арбенина шоумен и вездесущий телеведущий, рассекающий по Неве. Это - подлинный герой нашего времени, творец нашей реальности. Поэтому камеры включены и снимают в режиме нон-стоп. Не спрятаться, не скрыться. Маска в обществе - необходимый элемент нашей реальности. Но беда в том, что люди срастаются с масками, которые навязывает современный мир, перестают быть уникальными.

Мы живем в дискретном мире, состоящем из цитат из фильмов, мультфильмов, литературных текстов и разных других. И этот спектакль напичкан цитатами, напоминающими текст, созданный на основе множества текстов. Это черта постмодернистской модели культуры - создавать интеллектуальные пазлы. Философ Ортега-и-Гассет еще в начале 20 века определил и назвал эту черту современной культуры дегуманизацией искусства. То есть в фокусе не человек, а распад мира на отдельные миры.

Где она реальность? Где истина? А одной истины в мире постмодернизма нет. У каждого своя.

Поэтому голубь, символ Христа, предстает в самом отвратительном виде! Сначала в борделе и дальше, как маска человека. Шерешевский вслед за постмодернистами говорит об отмене иудо-христианской парадигмы в современном мире, о тотальном одиночестве человека без веры. Без веры в Бога мы начисто лишены нравственных ориентиров. Вот и Арбенин страдает и мучается, но ни поверить Нине, ни поговорить с ней не может.

Птица вообще лейтмотив спектакля! В христианской культуре - это символ души. Голубь - символ Святого Духа, ипостась Бога. Здесь этот образ говорит об отмене христианских ценностей.

Поэтому последняя сцена только внешне восстанавливает разбитый мир. Арбенин приносит Нине мороженое. Их опять снимает камера! Мороженое - это временное утешение и горькая ирония. Надолго ли этот мир?

Итог: спасибо режиссеру за то, что заставил думать, но я не подключилась к страданиям Арбенина и Нины по причинам, которые я изложила. Хочется все-таки про театр переживаний, чтобы облиться слезами над вымыслом! Не все мы живем в соответствии с парадигмой постмодернизма в богооставленном мире. Посему хочется не про потерянных людей, живущих в ожидании Годо, а про людей, ошибающихся, но с верой в душе.