46,1K подписчиков

Зачем СССР скопировал немецкий мотоцикл BMW

1K прочитали

История создания отечественного тяжелого мотоцикла с коляской «М-72» имеет много интересных фактов. Его выпуском в свое время занимались несколько предприятий: Киевский МЗ, Московский МЗ, Ленинградский завод «Красный Октябрь» и харьковский завод «Серп и Молот».

История создания отечественного тяжелого мотоцикла с коляской «М-72» имеет много интересных фактов.

До 1950 года модель использовалась исключительно военными структурами, хотя потом несколько больших партий мотоциклов поступили в свободную продажу.

Сейчас это перестало быть тайной, но на тот период о том, что модель мотоцикла была полностью скопирована с марки немецкого мотоцикла «BMW-R71», знали очень немногие люди.

Тайна, о которой умалчивалось много десятилетий

Современные советские мотоциклы «Урал» и «Днепр» до сих пор считаются одними из лучших марок советского машиностроения.

Эта модель разрабатывалась на базе военного мотоцикла колясочного типа «М-72», выпуск которого советской промышленностью начинала с начала 40-х годов прошлого столетия.

М-72
М-72

Как теперь стало известно, идея создания модели «М-72» принадлежала отнюдь не советским инженерам. До этого периода РККА испытывала острый дефицит в технике, способной выполнять определенные функции наступательно-разведывательного характера.

BMW R71
BMW R71

Большинство военных высшего эшелона понимало, что немцы активно готовятся к боевым действиям по захвату ряда европейских стран, чтобы потом переключиться на основную цель, Советский Союз.

В 30-е года большое количество советских инженеров находились в Германии на стажировке на предприятиях, выпускавших различную технику.

BMW R71 модель, которая предназначалась для солдат вермахта, была запущена в производство в 1938 году.

По непонятным причинам немцы отказались от идеи в дальнейшем выпускать модель, сочтя неперспективной идеей использовать мотоцикл в боевых условиях.

«Подсмотренная» техническая документация и результаты испытания привели к тому, что советские спецслужбы дали «добро» на проведение операции, согласно которой требовалось достать несколько экземпляров мотоциклов марки BMW R71.

История создания отечественного тяжелого мотоцикла с коляской «М-72» имеет много интересных фактов.-4

Перед этим была попытка официально выкупить проект у немцев, но те, по понятным причинам отказали.

Чтобы все-таки добыть нужную технику были использованы подставные лица из Швейцарии, выкупившие 5 мотоциклов, которые позже были тайно переправлены в СССР.

После изучения советские инженеры собрали модель, которая все-таки немного отличалась от немецкого мотоцикла, но только внешне. Из того, что было сделано советскими конструкторами, стала адаптация под запчасти и двигатель, которые бы могла выпускать отечественная промышленность.

История создания отечественного тяжелого мотоцикла с коляской «М-72» имеет много интересных фактов.-5

Причины, почему советские инженеры решили сделать свой мотоцикл, скопировав его у немцев было много, но основной все-таки была одна и она же сама главная.

Немцам, после завершения Первой мировой войны, согласно военным санкциям по отношению к Германии, запрещали выпускать военную технику.

Компания BMW до Первой мировой войны занималась проектированием и изготовлением авиационных моторов. После введенных санкций авиаинженерам ничего не оставалось, как применить свои знания в других технических отраслях.

История создания отечественного тяжелого мотоцикла с коляской «М-72» имеет много интересных фактов.-6

Уже в 1924 году первые модели мотоциклов не только принимали участие в спортивных соревнованиях Европы, но и завоевывали главные призы.

Руководство Вермахта не могли просто так проигнорировать тот факт, что инженеры завода достигли значительных результатов в отрасли проектирования мотоциклов. Был сделан заказ на изготовления модели мотоцикла, который бы можно было использовать военным.

Советское машиностроение значительно отставало в развитии и остро нуждалось в новых проектах. Можно было бы приобрести патенты на американские модели мотоциклов, но Америка предлагала выкупить лицензии на технику, которая давно устарела.

Мотоциклы «Урал» и «Днепр»
Мотоциклы «Урал» и «Днепр»

Было решено, не мудрствуя, пойти старым испытанным способом и «позаимствовать» технически новое изобретение у немцев. Их модель была не только лучшей в Европе, но и от мотоциклов, выпускаемых «заокеанскими» союзниками.

Так и появилась линия тяжелого типа мотоциклов, которая и сейчас, естественно пройдя несколько этапов модернизации, считается одной из лучших проектов, созданных в период существования страны Советов.