Мой собеседник - за тысячи километров от меня. По ту сторону всего. Это другая часть света, другое государство, другой взгляд на себя и на мир.
Так бывает. Когда история семьи кровоточит ранами, которые формируют всю систему семейных ценностей. Он - благодарный потомок. В том смысле, что знает всю "историю болезни рода", хорошо усвоил его правила выживания и подсознательно пробивается туда, где не будет повторения былых травм.
Он подробно и включенно рассказывает о том, как его предкам перепадало и от красных, и от белых. Потом они сполна огребли и от фашистов, и от наших. А позже талантливые и высокообразованные люди задвигались системой на задний план, просто потому, что выдвигаться из общей массы было нескромно, не по-товарищески. Не отрываться от коллектива было безопаснее, чем быть бельмом на глазу у номенклатурных сограждан. Режиссер, художник, поэт и музыкант, он долгие годы взращивал высокое и вечное на родине предков. Снимал доброе кино, редактировал газету, возглавлял региональный Союз писателей, учил талантливую молодежь. А потом что-то сломалось. Бывая на международных фестивалях кинематографистов, он часто общался с коллегами из других стран. Видел; им не приходилось пробиваться сквозь бюрократические препоны, доказывая право на авторское видение момента. Генетическая память услужливо постелила соломку там, где был вынесен приговор всем его будущим проектам.
Его отъезд совпал во времени с началом известных событий и был расценен именно в этой связи. Притом, что все его творчество насквозь проникнуто любовью к родной земле. Он знает свои истоки, высоко ценит и несёт культуру народа, в традициях которого воспитан. Герои его фильмов по-старомодному верны и преданы друг другу и березам во дворе родного дома. И тут такое.
Год ушел на то, чтобы понять; он выживет в любой ситуации - без денег, друзей, поддержки родных. Нашел работу, с нуля создал киностудию, запустил новые проекты и даже влюбился. Казалось бы, живи и радуйся! Но как перестать видеть во сне те самые березы? Как не вздрагивать при звуках родных мелодий? Не оборачиваться на родную речь за спиной? Мы все проходим через это. Мир встраивается в нас не политическими лозунгами и высокой идеологией. Он прорастает в памяти души бабкиными напевами и скрипом колодезного журавля на дедовом дворе. А когда это уходит, в нас образуется пустота. Все попытки заштопать эту дыру тщетны. Ни пальмы, ни средиземноморские закаты там не приживаются. Я пробовала. Старательно и самоотверженно. У меня не получилось. Может быть, поэтому мне так понятно смятение того, кто на том конце аудиосвязи старается не показать всей глубины своих несоответствий. Несоответствия всего - всему.
На внешнем плане - все в порядке. Живи, работай, твори! Внутри - пустота, страх начать что-то делать и непонимание, куда двигаться дальше.
С чем работаем?
- Со стагнацией. Мне нужно встряхнуться и заставить себя работать.
- Что мешает?
- Страх. Боюсь, что ничего не получится. Или получится плохо. Или не смогу отбить деньги инвесторов.
Хорошо. Страх. Что ещё?
- Ещё у меня иногда возникает сомнение, а тем ли я вообще занимаюсь? Может быть, я вообще не то делаю. Это даже не вопрос предназначения. Я точно знаю, что моя стезя - творчество в любом виде. Но есть уже какая-то усталость от кино. Что тогда? - Стихи? Музыка? Живопись? Я везде себя вижу. Но пробовать, теряя время на развитие потенциала во всех трёх направлениях, у меня нет такого ресурса. Мне хочется точно знать, где я найду и реализую себя полностью с пользой для мира и близких. Есть дети, у меня обязательства перед ними.
- Хорошо. Направление деятельности и развития. Что ещё?
- Отношения. Я люблю женщину. И мне важно знать, случайный она человек в моей жизни, или с ней можно провести остаток жизни.
- Значит, работаем со страхом начать двигаться, с направлением, куда двигаться, и с кем двигаться. Так?
- Да.
(Фрагмент сеанса регрессии)
- Я сосчитаю до трёх, и Вы окажетесь в ситуации, которая объяснит природу страха начать работать. Один-два-три... Где Вы?
- Квартира друга. Я в гостях. Вспоминаем, как трудно дался нам финал последнего фильма. Как запускали его и волновались. Было сложно найти инвесторов для этого некоммерческого проекта. Люди понимали, что вложения в социальную программу не вернутся.
Но вот он - финиш. И мы только что поздравили друг друга с окончанием работы.
- Что на душе? Какая эмоция?
- Радость, конечно, и гордость.
- Что и когда начинает меняться?
- Да практически сразу. Спустя пару минут друг начинает рассылать релизы. Потом смотрит наш сайт и мрачнеет:
- Посмотри свою страничку!
Я открываю свой аккаунт и вижу гневный коммент одного из тех, кто вложился в мой проект. Он пишет, что я обокрал своих друзей, взял у них деньги и не вернул даже после того, как фильм был принят заказчиком.
А дальше - снежный ком. Люди, не имеющие понятия ни о нашей работе, ни о характере задач, самозабвенно льют на меня грязь. И таких неожиданно много. Ни одного из них, кроме автора первого комментария, я не знаю. Чужие, незнакомые монстры клюют мне печень, я раздавлен.
- Что на душе? Какая эмоция самая яркая?
- Ужас. Я знаю, что это прочтут мои дети, родители, люди, мнением которых я дорожу. Паника. Хочется провалиться на месте.
- Глубокий вдох, полный выдох. Ещё пару циклов. Следите за дыханием. Погружаемся глубже, ближе к истокам, к памяти души. Ещё глубже. Я сосчитаю до трёх, и Вы вернётесь в ситуацию, где Вы договариваетесь с Вашим обвинителем об инвестициях в фильм. Один-два-три... Ваш инвестор перед Вами. Опишите его подробно: внешний вид, одежда, поза, выражение лица.
- Все как обычно. Высокий, стремительный, экспрессивный. Бегает по кабинету, жестикулирует.
- Совместитесь с ним. Поймайте его состояния и мысли. Что он чувствует, что знает в этот момент?
- Он очень возбуждён. Есть возможность отдать деньги в рост. Он рад, что заработает на сумме, которая давно уже лежит мертвым капиталом без движения. Он понимает, что деньги должны крутиться.
- Он в курсе, что проект социальный, не коммерческий?
- Сейчас вижу, что не знает.
Я был уверен, что знает. Ему звонят, он так быстро уходит, пообещав перегнать деньги на счёт. Я не успеваю ему объяснить детали.
- Я сосчитаю до трёх, и Вы вернётесь к началу разговора с этим человеком. Объясните ему с самого начала, что эти вложения не окупятся. Один-два-три...Вы в начале вашего разговора. Объясните подробности сделки. Согласен ли он инвестировать в проект без прибыли?
- Нет. Он говорит, что на эти деньги у него другие планы.
- Что Вы чувствуете в этот момент?
- Лёгкое разочарование. У меня этих денег и не было. Стоит ли сожалеть о том, что они ушли?!
- Наблюдайте, как они от Вас уходят. В каком образе, на что это похоже?
- Парусник. Отходит от причала. Паруса бледно-сиреневые. Вялые, парусина полощется на ветру.
- Что хотите изменить в картинке?
- Она уже сама меняется. Ветер наполнил паруса, они синие, упругие, и парусник возвращается.
- Что происходит?
- Нияз смотрит на меня, что-то там у него происходит, потом говорит, что благотворительность - это тоже инструмент финансового роста. И он, пожалуй, готов расстаться с этой суммой, если хоть один человек станет счастливее. И хлопает меня по плечу.
- Что на душе?
- Не верю ушам!
- Эмоция!
- Восторг! Благодарность! Полет!
- Я сосчитаю до трёх, и Вы вернётесь в ситуацию в квартире друга. Один-два-три... Что происходит?
- Да. Я открываю свой аккаунт и вижу поздравления с успешным окончанием работы. Меня поздравляют друзья, знакомые, дочь... Даже бывшая жена пишет, что дети рады моим успехам.
- Что Вы?
- Я счастлив. Пишу слова благодарности всем, кто приложил руку и чековую книжку к созданию фильма. В титрах указаны все инвесторы фильма, нет нужды перечислять их ещё и здесь. Но я им очень благодарен, и хочу, чтобы они это знали.
- Что в перспективе?
- Впереди много работы. И уже готовы к запуску проекты с хорошим финансовым выхлопом. Готов договор о совместном фильме с итальянскими продюссерами. Осталось только подписать.
- Вы готовы?
- Теперь да, готов! Прямо руки чешутся начать скорее.
- Идём дальше? У нас ещё два момента.
- Нет. Я боюсь расплескать эту решимость начать работу прямо сейчас. Я потом позвоню...Вы же не откажетесь продолжить работу со мной чуть позже? Просто я себя знаю; ковать железо надо, пока горячо. Выходим!
Люди по-настоящему талантливые не всегда умеют выстраивать жизненные схемы, приносящие успех и прибыль. Не умеют дозировать силы и уверенность в успехе. Порой даже мелочь выбивает их из рабочего ритма.
Мне интересны их трансформации. Это, как правило, очень пластичный рабочий материал, у которого есть чему поучиться. И я благодарна им за каждый подобный опыт.
Подписывайтесь на мой канал, впереди ещё много интересного.
WhatsApp +7 919 600 56 75