Найти в Дзене

Как защитить свои данные в социальных сетях: практические советы

Оглавление

Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь и не хотят отпускать. Мы уже не можем себя представить без общения в ЛС, при этом осознанно или не очень в соцсетях находится масса нашей личной конфиденциальной информации, которая может стать объектом желаний мошенников в сети. Давайте сегодня исследуем вместе с аналитиками Falcongaze тему защиты своих данных с социальных сетях.

Статистика

Для начала давайте обсудим статистику. Насколько соцсети все же важны или не важны в жизни человечества? По состоянию на 2024 год, более 4,5 миллиарда человек или более 57 % мирового населения пользуются социальными сетями.

Самая популярная соцсеть в мире – Facebook. В пятерке лидеров также Instagram, X (Twitter), Whatsapp и Tiktok (Facebook, Whatsapp и Instagram принадлежат компании Meta*, запрещенной в РФ организации). Кстати, только один Facebook генерирует примерно 25 % мирового интернет-трафика.

В российском сегменте немного другие расклады по соцсетям, хотя этот список уже длительное время неизменен. На первом месте в 2024 году, конечно же, Телеграм (Telegram), второе — ВКонтакте (Vk) и третье место за ТикТок (TikTok).

Трата времени в соцсетях — это не так уж и страшно. Намного важнее влияние, которое они оказывают. Так, согласно тому же исследованию, около 15 % всех аккаунтов создано для слежки за частной жизнью других людей, и в это же время более 95 % пользователей соцсетей считают свою жизнь менее интересной, чем у авторов контента.

Эта погоня за одобрением, неуемное любопытство и “жизнь напоказ” негативно влияют в том числе на персональную информационную безопасность. Ведь публикуемый контент становится все более прозрачным, открытым, характеризующим индивидуальность. Этим и могут воспользоваться мошенники.

Какие персональные данные в соцсетях влияют на вашу безопасность?

Как ни странно, но именно эффект соцсетей снижает наши внимательность и настороженность и заставляет быть более открытым и наивным. Так, мы охотнее делимся персональной информацией, которая может дать нам характеристику как личности, так и рассказать о возможном социальном и материальном статусе.

Какая на первый взгляд безобидная информация, размещенная на ваших аккаунтах, может быть использована мошенниками?

  • Фотографии, особенно актуальные из отпуска, могут служить подтверждением, что вас нет дома в данный момент.
  • Публикация о дорогостоящих покупках и предметах роскоши может сориентировать мошенников о ваших финансовых возможностях.
  • Геолокация раскроет ваше местонахождение в том или ином месте.
  • Персональные данные e-mail, номер мобильного, адрес и т. д. обеспечат не только массированную атаку спам-рекламой, но также могут быть использованы в фишинг-рассылках или мошенничестве в финансовой сфере.

Кроме этих данных, есть типы контента, за размещение которого можно попасть под административную и даже уголовную ответственность. К такому типу контента относится:

  1. Публикация фейков (заведомо ложных сведений) может повлечь административный штраф до 300 000 руб. или, в зависимости от тяжести последствий от публикации, уголовное наказание и лишение свободы для автора.
  2. Сведения, носящие экстремистский, террористический характер или оскорбляющие чувства верующих людей. Такая информация направлена на разжигание ненависти и вражды к разным группам людей, ущемление прав по расовому, национальному, религиозному принципу, унижение человеческого достоинства. Также предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере 10 000 – 20 000 руб., или присуждение обязательных работ до 100 часов, или арест до 15 суток включительно. Повторное нарушение в течение года может увеличить штраф до 500 000 руб., принудительные работы – до 4 лет, привести к лишению свободы сроком до 5 лет.
  3. Контент, оскорбляющий людей (любая информация, порочащая честь и достоинство) может привести к административной ответственности, штрафу в размере до 10 000 руб. и вероятности выплаты еще и моральной компенсации человеку.
  4. Контент, оскорбляющий представителей власти (в отношении к чиновникам, сотрудникам полиции и налоговой службы, судебным приставам) может повлечь штрафные санкции в размере до 40 000 руб.
  5. Контент, дискредитирующий армию и подрывающий авторитет вооруженных сил РФ. Также штраф до 300 000 руб. или лишение свободы до 5 лет.
  6. Информация о частной жизни других людей и их персональных данных.
  7. Нелегальный контент.
  8. Клевета.
  9. Контент, нарушающий авторские права.
  10. Контент, нарушающий правила отдельных площадок.

ТОП-угрозы информации в социальных сетях

Фишинг. Можно попасть на поддельные сайты или ссылки, которые выглядят как легитимные страницы и приложения. Пользователи вводят свои логины, пароли или другие данные, думая, что находятся на настоящем сайте, тем самым предоставляя их мошенникам.

Пример: в 2016 году была крупная фишинговая атака через Google Docs, где пользователи получали письмо с приглашением открыть документ. Перейдя по ссылке, они вводили свои данные на поддельном сайте, что приводило к краже учетных записей Google.

Малварь и вирусы. Злоумышленники распространяют вредоносное ПО через ссылки и вложения в сообщениях или постах. Пользователи, открыв такие ссылки или файлы, заражают свои устройства.

Пример: в 2017 году через Facebook распространялся вирус под названием Locky. Пользователи получали сообщение с ссылкой на зараженный файл, после открытия которого их компьютеры шифровались, с последующим требованием выкупа за расшифровку данных.

Социальная инженерия: изучение профилей пользователей в социальных сетях, чтобы узнать личные подробности, которые могут использовать для обмана и манипуляции.

Пример: в 2018 году хакеры использовали информацию из профилей LinkedIn, чтобы отправлять персонализированные фишинговые письма сотрудникам компаний под видом их коллег или партнеров.

Угон аккаунтов: ситуация, при которой злоумышленники получают доступ к учетным записям пользователей социальных сетей путем взлома паролей или использования украденных данных.

Пример: в 2020 году произошел массовый взлом аккаунтов Twitter известных личностей, таких как Илон Маск, Джеф Безос, Барак Обама и другие, для продвижения криптовалютного мошенничества.

Конфиденциальность данных: социальные сети могут плохо защищать данные пользователей, что приводит к утечке информации.

Пример: Скандал с Cambridge Analytica в 2018 году, когда данные миллионов пользователей Facebook были неправомерно использованы для политического таргетинга.

Кибербуллинг и преследование, при которых злоумышленники используют соцсети для угроз, оскорблений и преследования своих жертв, что может приводить к тяжелым психологическим последствиям и даже самоубийствам.

Фейковые новости и дезинформация, при которых распространяется ложная информация о событиях или личностях для введения людей в заблуждение.

Профилирование и трекинг, когда компании или злоумышленники собирают данные о поведении пользователей для создания детальных профилей и использования этих данных для таргетированного воздействия.

Пример: в 2019 году выяснилось, что многие приложения на Android и iOS собирают данные о местоположении пользователей и продают их без согласия.

Целевая реклама и маркетинг или использование данных пользователей для создания таргетированной рекламы, что может нарушать конфиденциальность этих данных.

Пример: Facebook использует данные о действиях пользователей для показа персонализированной рекламы, что иногда вызывает недовольство из-за вторжения в личное пространство.

Катфишинг и мошенничество. Это процесс создания фальшивых профилей с целью обмана, выманивания денег или ценной информации.

Пример: популярная схема — это создание фейковых профилей на сайтах знакомств, чтобы завоевывать доверие жертв и обманывать их на крупные суммы денег.

Кроме этих угроз информационной безопасности, мошенники могут использовать информацию, опубликованную на персональных страницах в соцсетях для негативного воздействия на:

Физическую безопасность пользователя из-за публикации адреса, местоположения или расписания занятий, ведь злоумышленники будут иметь информацию о вашем местоположении и типе деятельности.

Вымогательство через шантаж и обещание публикации компрометирующих информации или фотографий.

Оценку профессиональной репутации, когда информация, опубликованная в соцсетях, может быть использована работодателями или коллегами для оценки вашей профессиональной репутации.

Кибербуллинг, когда личные данные из социальных сетей используются для травли или преследования.

Социальное профилирование и дискриминация на основе опубликованной информации о политических взглядах, религии, сексуальной ориентации и т. д.

Манипуляции и психологическое воздействие, когда персональная информация из социальных сетей помогает злоумышленникам влиять на эмоциональное состояние жертвы.

Какие практические советы по обеспечению безопасности в социальных сетях доступны пользователям?

Настройки конфиденциальности

Проверьте и настройте параметры конфиденциальности во всех своих социальных сетях. Убедитесь, что только друзья могут видеть ваши публикации и информацию профиля. Отключите возможность просмотра профиля незнакомцами.

Сильные пароли

Используйте сложные и уникальные пароли для каждой социальной сети. Каждый пароль должен содержать комбинацию букв, цифр и символов. Рекомендуется использовать менеджер паролей для создания и хранения сложных паролей.

Двухфакторная аутентификация (2FA)

Включите двухфакторную аутентификацию для дополнительной защиты. Это может быть код, отправленный на ваш телефон, или приложение аутентификации. Даже если кто-то узнает ваш пароль, без второго фактора он не сможет войти в вашу учетную запись.

Осторожность с запросами на добавление в друзья

Принимайте запросы в друзья только от людей, которых вы знаете лично. Злоумышленники могут создавать поддельные профили, чтобы получить доступ к вашей информации.

Будьте внимательны к ссылкам и сообщениям

Не кликайте на подозрительные ссылки и не открывайте неожиданные вложения. Даже если сообщение пришло от друга, сначала уточните у него, действительно ли он отправил эту ссылку или файл.

Ограничьте количество личной информации

Не публикуйте слишком много личной информации. Избегайте публикации адреса, номера телефона, информации о местоположении или других данных, которые могут быть использованы для вашего определения или отслеживания.

Обновляйте программное обеспечение

Регулярно обновляйте операционную систему и приложения. Обновления часто включают исправления безопасности, которые защищают от новых угроз.

Проверяйте разрешения приложений

Приложения, которые вы устанавливаете, могут запрашивать доступ к вашей информации. Проверяйте, к каким данным они запрашивают доступ, и предоставляйте его только тем приложениям, которым доверяете.

Обучение и осведомленность

Будьте в курсе последних угроз и способов защиты. Читайте новости о кибербезопасности и обучайте себя и своих близких основам безопасного поведения в интернете.

Регулярные проверки

Периодически проверяйте свою активность в социальных сетях. Просматривайте журналы активности и устройства, которые имеют доступ к вашей учетной записи, и немедленно отключайте подозрительные сеансы.

Дополнительные советы:

  • Фишинг: всегда проверяйте URL-адрес сайтов, прежде чем вводить свои данные.
  • Антивирус: установите и регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение.
  • Резервные копии: делайте резервные копии важных данных на случай утраты доступа к учетной записи.