84,5K подписчиков

Новые правила работают? Как этим летом изменилось поведение водителей электросамокатов

Ездить на электросамокатах вдвоем в новом сезоне стали на 40% реже, рассказали «Москвич Mag» в одном из сервисов кикшеринга. Отмечается также, что выросло количество штрафов и блокировок.

Ездить на электросамокатах вдвоем в новом сезоне стали на 40% реже, рассказали «Москвич Mag» в одном из сервисов кикшеринга. Отмечается также, что выросло количество штрафов и блокировок.

Причиной тому стало изменение правил пользования внутри сервисов: увеличились штрафы, появились наказания за новые виды нарушений, заговорили о блокировке аккаунтов. Сервисы озаботились тем, чтобы водители самокатов стали вести себя ответственнее за рулем. Это и неудивительно: годом раньше в ПДД появился термин «средство индивидуальной мобильности». Государство признало электросамокаты транспортным средством, в то время как раньше самокатчики приравнивались к пешеходам.

С весны пользователям сервиса «МТС Юрент» выписали уже 37 тыс. штрафов и заблокировали 4,5 тыс. взрослых пользователей. «В среднем после получения одного штрафа (по новой оферте) пользователи перестают нарушать ПДД», — говорят в «МТС Юрент».

Еще одна злободневная проблема для пешеходов в теплое время года — дети на электросамокатах. Принятые в 2023 году новые правила ПДД предполагают, что на самокатах могут ездить дети любого возраста, но под присмотром взрослых, а после 14 лет — самостоятельно. При этом «МТС Юрент» отказывается пускать за руль самоката детей любого возраста, услуга доступна только с 18 лет. В сервисе констатируют, что в новом сезоне сократилось количество поездок несовершеннолетних. За нарушение правил заблокировали больше тысячи детей: «Это получилось благодаря тому, что мы выявляем и блокируем несовершеннолетних в приложении с помощью МТС ID. Также по итогам совместных рейдов с органами правопорядка мы блокируем аккаунты родителей, если с их помощью самокатами “МТС Юрент” управляют несовершеннолетние».

МТС ID представляет собой сервис идентификации, который упрощает пользователю вход в приложение. Одновременно с этим считывается возраст пользователя: когда ребенок пытается войти в аккаунт, происходит аутентификация в привязке к номеру телефона, и доступ к нему блокируется.

Сервис кикшеринга Whoosh также в начале сезона ужесточил правила. В пресс-службе компании рассказали «Москвич Mag», что с начала сезона в Москве выписано больше 10 тыс. штрафов, при этом в общем по России — больше 19 тыс. Более серьезной мере — блокировке — подверглись примерно 16 тыс. пользователей в Москве.

«В основном блокируем за передачу управления самокатом несовершеннолетнему (это запрещено правилами сервиса и ПДД), вандализм по отношению к самокатам, агрессивное вождение по тротуару. Из штрафов около половины — за неправильную парковку самоката», — рассказали в сервисе.

Whoosh также приводят данные по России. Согласно статистике сервиса, количество поездок к концу июня выросло на 55% по сравнению с прошлым годом и составило 55,3 млн. Кроме того, в компании подсчитали, что отдельные пользователи стали на 32% чаще пользоваться электросамокатами, чем в прошлом году. При этом, отмечают в сервисе, показатель аварийности остается на уровне прошлого года — меньше 1%.

В пресс-службе компании добавили, что чаще всего инциденты происходят из-за нарушения правил вождения: поездок вдвоем и в состоянии опьянения, неспешивания на пешеходных переходах. В компании считают, что штрафы — более эффективная мера, чем блокировка. В новом сезоне Whoosh дополнил свои правила новыми видами нарушений, за которые пользователи раньше никак не наказывались: передача управления несовершеннолетнему и несоблюдение правил пересечения перехода.

«Невысокий показатель нарушителей (менее 1%) мы связываем с эффективностью образовательных проектов внутри сервиса, “зрелостью” аудитории и поддержкой соблюдения правил технологиями — программами автоматического регулирования скорости СИМ в кикшеринге, выявления поездок вдвоем и так далее», — заявляют в Whoosh.

В сервисе также обратили внимание, что их задача — научить горожан ездить по правилам и не пускать в сервис недобросовестных пользователей, а не выписывать как можно больше штрафов.

Адвокат Александр Почуев рассказал «Москвич Mag», что вопрос регулирования электросамокатов обсуждали в рамках Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ): «В ходе дискуссии сенатор Артем Шейкин рассказал о подробностях законопроекта о дополнительном регулировании СИМ. Он предложил конкретизировать ряд статей КоАП и установить ответственность лица, использующего для передвижения СИМ, за нарушение ПДД. Безнаказанно скрыться с места ДТП на самокате тоже уже не получится, поскольку предлагается ввести ответственность за оставление места ДТП. А также пьяным на СИМ не покатаешься, будет введена ответственность за нарушение ПДД в состоянии опьянения. Вместе с тем законодатели предлагают распространить положения КоАП об ответственности за создание помех в движении транспортных средств, а также за причинение по неосторожности легкого или среднего вреда здоровью на водителей самокатов».

За пьяную езду авторы законопроекта предлагают штрафовать на 30 тыс. рублей, за превышение скорости — на 5 тыс. рублей, а за езду на самокате двух и более человек — на 3 тыс. рублей. Проект внесли в Госдуму, и он даже успел получить поддержку комитета по государственному строительству и законодательству, который рекомендовал принять его в первом чтении. Аналогичный проект по введению ответственности за нарушение ПДД для самокатчиков внесли в Госдуму и московские депутаты, правда, санкции там предлагаются гораздо более мягкие — от 1 тыс. до 1,5 тыс. рублей.

Что касается самокатной культуры, то она, по мнению Почуева, будет развиваться постепенно, по мере проникновения электросамокатов в наш быт. Он сравнил самокаты с велосипедами, к которым 200 лет назад тоже относились как к диковинке.

Также юрист полагает, что для управления электросамокатами стоит ввести водительские права. Сделать это можно путем расширения прав на мопед, учитывая при этом массу и техническую скорость самоката: они должны дотягивать до определенных параметров.

Почуев также добавил, что в ПДД не хватает некоторых критериев для регулирования самокатов. Например, не помешало бы добавить определение порядка парковки, порядка движения в парках, а также ввести средства идентификации на эти транспортные средства.

В 2024 году изменения правил в сервисах кикшеринга в первую очередь коснулись самых распространенных нарушений: езды в нетрезвом виде, езды вдвоем на одном самокате, неспешивания на пешеходном переходе, управления самокатом ребенком. Так, «МТС Юрент» и Whoosh увеличили штраф за нетрезвое вождение до 100 тыс. рублей, дополнив наказание пожизненной блокировкой. Прежде за такое нарушение водителя блокировали лишь на 14 дней без штрафа. За передачу управления ребенку придется заплатить 10 тыс. рублей штрафа и остаться без доступа к сервису. Поездки на самокате вдвоем теперь обойдутся в 5 тыс. рублей, тогда как раньше — всего в 800 рублей. Неспешивание на пешеходном переходе сервисы оценили в 1 тыс. рублей штрафа, при этом до изменения правил за это нарушение в «МТС Юрент» грозило лишь предупреждение, а в Whoosh и вовсе не было наказания — привлечь к ответственности могли только сотрудники ГИБДД.

22–23 июня в Москве ГАИ провела рейд «Электросамокат» с профилактической целью. Инспекторы проводили разъяснительные беседы с самокатчиками об основных правилах передвижения и обязательном использовании экипировки. В ходе рейда автоинспекторы выявили больше 10,4 тыс. нарушений. Такие проверки в 2024 году автоинспекция проводит регулярно — предыдущая прошла 7–9 июня. По ее результатам сотрудники ГАИ пресекли больше 7,4 тыс. нарушений ПДД.

Фото: Максим Богодвид/РИА Новости