Польский театр стоит особняком в восточноевропейском театре. Плеяда режиссеров, которая возникла в Польше - люди, которые не были связаны с театром, это художники. Польский театр считается театром пространственным. Умение грамотно организовать пространство (атмосферная режиссура).
Юлиут (могу ошибаться) ОстЕрва - родоначальник. В 1919 году создает в Варшаве первый национальный польский театр "Редута" (с польск. рупор, мегафон). Особенный открытий в режиссуре не дела, но убиает суфлерскую будку (ранее неотъемлемая часть европейского театра). Теперь актеры должны были выучить текст. Текст был у них на руках, и они могли репетировать коллективно. Ставит пьесу Кальдерона "Стойкий принц" (золотой век испан. театра). Потом ставит "Жизнь есть сон". У Кальдерона было право ставить Ауто - уличное зрелище церковного содержания, которые проходили в испанских традициях.
Corpus Dei - тело Бога.
- хоровые партии.
Полулитургическая драма.
Его спект. один из самых выдающихся в смысле эксперимента.
"Больничная койка" (сюжет Ромео и Джульетты), который погружен в среду больничной палаты:
- история с отравление;
- история с перепутанным мензурками;
Отец Лоренцо в медхалате. 2 враждующих клана - родственники, которые приходят навещать больных. В больнице нет логики, но это сделано для того, чтобы вскрыть театр. Логика в том, что это поргужено.
Конрад СвИнарски (й) - создает театр "Стара Краков". Краков был театральной столицей. (Вроцлав и Краков). Первая столица Польши. Культурная столица. Он ставит "Дзяды", в основе которого польский эпос. До этого в Польше был лишь Коолевский театр в Варшаве. Он переносит действия в фойе театра. Там стояла большая телега, на которой лежало тело человекагероя. За ней стоял хор - плакальщики, т.е. разыгрывалась сцена оплакивания главного героя. После открывались двери, но сцена была закрыта, под креслами театра сооружены площадки. Вокруг них зритель ходит и смотрит.
Конрад вставал и попадал в другой мир - и душа его (он умер) проходил через ад, чистилище и зрители за ним, т.е. велико решение театрального простронства.
Жолдок.
Действие на сцене, на лестнице.
Москва-Петушки Балтийском доме - с матом. Ощущение оскорбительное для зрителя.
Использование массовых эффектов в зрительном зале.. Зрительный зал - место действия.
Тадари КАнтор - театр "Крико-2" (Варшава).
- агрессивная режиссура;
- включение зрителя в спектакль.
В 1967 году спект. "Водяная курочка" абсурд. Действие в комнате. Зритель по периметру. Центр служит архитектоникой спектакля - ванна, где люди купаются, тазики, кастрюли, плита. Действующие лца: жена, мать, отец, сын.Рутина жизни, где актеры выходят бреются, моются. Делают обычные действия, но: жена вдруг добиваясь от своего партнера - мужа: сделай хоть что-нибудь, хоть какой-то поступок, хоть застрели меня. Он убивает ее, и стреляет в себя, но он возвращается с того света, т.к. и там рутина, он вернулся чтобы мыться, бриься. Сын - слушает музыку. Родителей не слышит. Когда умирают, стали слышать музыку, она их раздражает. У каждого героя - набор последовательных событий. Пьеса абсурда. Каждый поступок привязан к отдельному предмету. В какой-то момент, когда герой решает выбраться из рутины, нарушает последовательность и мешает всем остальным. Два героя претендуют на один предмет. Пересечение героев в одном месте, в одном предмете - возникает конфликт. Герой + предмет. Нарушение последовательности - экзистенциальный сбой.
"Троянской войны не будет" пьеса Жироду.
Пространство сцены засыпано землей. У каждого актера - лопаточка он хочет чтобы у негобыло больше. Конфликт из-за грядок. В финале - могилы.
"Умерший классе" след. его спект. Действие в комнате, классе. Мрачная тематика, т.к. исторические обстоятельства самой Польши с присутствием на территории Польши коцлагерей. Поляки очень это переживали. Индустрия сжигания людей 6 млн. евреев уничтожено, 3 млн. из них в Польше. Поляки были заняты там. Польша чувствует свою вину. Парты. Доска, карты. Зрители сидят частично по периметру, за партами - ученики (актеры). Заходит учительница. Они вместо заданий зачитывают "мобилизационную грамоту" - призывая на фронт. Они уходят. Потом возвращаются. Она читает похоронку (с их же именами). они выходят из-за шкафа и рассказываю фронтовые истории (кто без ноги, кто без руки, изувеченные). Документальная режиссура.
Спект. "Муха" в трубе. (эксперимент сцена Александринки). Зрители сидят в трубе. Абсурдизм, замешанный на атмосфере курс Фельштинского. Зритель - часть действия. по мотива "Мухи-Цоктухи" стихи Бродского.
Юзеф Штайне - спектакль "Реплика", черная эстетика. Открытие всех ужасов 2-ой мировой войны. Сцена куча курган из земли, голых людей, мусора. В основе спект. - реальный документ. Воспоминания учеников. Образ хаоса. Человек смешан мусором. Куча шевелится по очереди выползают герои и рассказывают свою историю. Нет драматургии. Это шоковый театр. Театр потрясения - это связано с окончание 2-ой мировой войны.
Еже Гротовски (1933 - 1999).
Система актерского. Для театра нужно два человека: актер и зритель. спектакль "Акрополис", "Апокалипсис".
Спект. без гобиленов, бе оформления, идея индивидуально мифа, актер как бы исповедуется перед зрителем. Метод когдаактер умеет управлять своей соматикой. Сделал тренинг, как часть спектакля. Самоидентификация: кто я есть на самом деле. Ибсен "Пер гюнт" Гротовски считал что это для актера. У Гротовски актер сюжетный. Гротовски об актерском искусстве: "Опасность, должна ли быть дистанция актера и зрителя". Если ты делаешь этюд, это часть спектакля.