В этой статье:
- Порядок проведения проверок в 2024 году
- Профилактические мероприятия
- Контрольные мероприятия
- Электронное взаимодействие с проверяющими
- Требования о дисциплинарных взысканиях
- Последствия проверок
- Обязательный досудебный порядок обжалования результатов проверки
- О прокурорском надзоре за соблюдением трудового законодательства
(function () {if (typeof Kontur == 'undefined')return;const counters = Kontur.Counters;if (counters == undefined)return;counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-show');const items = document.querySelectorAll('[data-summary-item]');items.forEach((item) => {item.addEventListener('click', function (e) {counters.registerPageEvent('event-pub-content-headers-click');});});}());
Порядок проведения проверок в 2024 году
Прежде всего, стоит напомнить о некоторых основополагающих моментах. Во-первых, что и объявлен мораторий на плановые проверки, он не относится к:
- работодателям, которые отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- опасным производственным объектам II класса опасности и гидротехническим сооружениям II класса опасности (п. 11(3) Постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336,ред. от 31.01.2024).
Во-вторых, могут проводиться внеплановые проверки, перечень которых сокращен, но полностью возможность таких проверок не исключена. Они проводятся по согласованию с прокуратурой, в частности, при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований, есть явная угроза или факт причинения вреда жизни и здоровью граждан, а нарушение трудовых прав работников в большинстве случаев признается таким вредом.
В-третьих, существуют профилактические мероприятия, которые в одних случаях могут предотвратить контрольные мероприятия, а в других — повлечь их за собой.
В-четвертых, мораторий не распространяется на прокурорский надзор.
Итак, рассмотрим по порядку варианты взаимодействия ГИТ с работодателями, а также возможности прокуратуры для воздействия на работодателей-нарушителей.
Подписка Контур.Школы
Больше возможностей профессионального развития для кадровых специалистов разного уровня подготовки
Профилактические мероприятия
Информирование. Проводится по инициативе Роструда:
- через размещение информации на сайте Роструда и ГИТ, а также в СМИ;
- через личные кабинеты работодателей на Госуслугах и ЕЦП «Работа в России», а также в иных формах.
Обобщение правоприменительной практики. Это анализ результатов проверок и консультативной практики: если в год поступило больше пяти однотипных вопросов, ведомство готовит ответ и размещает его на сайте Роструда или ГИТ. Результатом такого обобщения должен быть ежегодный доклад, опубликованный на сайте Роструда до 1 июня текущего года.
Консультирование. В отличие от информирования инициатором консультации является работодатель и чаще всего в лице кадровика. Должностные лица ГИТ бесплатно дают разъяснения, касающиеся:
- организации и проведения контроля (надзора);
- гарантий и защиты прав работодателей;
- эффективных средств и методов соблюдения НПА по выявленным нарушениям.
Таким образом, если вы ощущаете недостаток информации по методике проведения/прохождения проверок или профилактических мероприятий, о своих правах в этой ситуации и — самое главное! — о том, как исправить выявленные в ходе проверки нарушения, вы можете обратиться за разъяснениями к инспектору ГИТ, который обязан четко и подробно ответить на все ваши вопросы.
Ответы вы можете получить по телефону, видео-конференц-связи, на личном приеме или во время профилактического мероприятия или проверки.
По умолчанию, то есть если нет специального запроса о письменном ответе, консультация проходит в устной форме.
Очевидно, что по серьезным вопросам необходима доказательная база, то есть запрос о письменном ответе. Его нужно подавать либо тоже в письменной форме и вручать инспектору ГИТ под роспись на остающемся у нас экземпляре (копии), либо направлять по электронной почте, желательно подписанным квалифицированной электронной подписью.
Предостережение. Документ, который инспектор ГИТ инициативно направляет работодателю. Согласно ст. 50 Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, нас «предостерегают», если у ГИТ имеются сведения о готовящемся правонарушении или о признаках совершаемого правонарушения, но при этом нет подтвержденных данных о причинении вреда.
На практике предостережения инспекторы направляют в случаях:
- Получена жалоба, но в ней нет признаков нарушения норм трудового законодательства, о чем и проинформируют заявителя (см. Шпаргалку по ст. 62 ТК РФ).
- Получена жалоба, но в ней есть признаки трудового спора, о чем уведомят заявителя, пояснив, что ГИТ рассматривать трудовые споры не уполномочена, и он вправе обратиться в суд (см. Шпаргалку по ст. 74 ТК РФ).
- Получены данные из СФР (ранее — из ПФР) о неоднократно поступивших от работодателя сведениях о трудовой деятельности (СТД) по форме ЕФС-1 подраздел 1.1 с ошибками. В этом случае на первый раз предостерегут (см. Шпаргалку по СТД), при повторении грозит внеплановая проверка с применением административных санкций.
Предостережение не может содержать требование представить сведения и документы. На предостережение можно подать возражения, но смысла в этом нет, поскольку по сути это просто письмо воспитательного характера — «не нужно нарушать такую-то норму закона». Как видите, возражать просто не на что, никаких негативных последствий оно иметь не может. На предостережение нужно просто дать ответ в аналогичной стилистике: «хорошо, поняли, нарушать не станем».
Профилактический визит. Проводится по решению ГИТ, в том числе на основании поступившей жалобы работника или по просьбе работодателя. Визит походит в форме беседы с непосредственным выездом к работодателю либо по видео-конференц-связи. ГИТ должна уведомить работодателя не позднее чем за пять рабочих дней. От визита можно отказаться, предупредив за три рабочих дня. Продолжительность визита — не более восьми часов.
В ходе визита инспектор собирает сведения, необходимые для отнесения работодателя к категориям риска, информирует о требованиях НПА, консультирует, отвечая на вопросы.
Для большинства работодателей и сам визит, и разъяснения носят рекомендательный характер. Предписания об устранении нарушений не выдаются, инспектор составляет только акт с рекомендациями.
В чем может быть польза такого визита для работодателя, помимо получения полезной информации от инспектора? Если профилактический визит проведен в течение трех месяцев до даты плановой проверки компания может быть исключена из плана проверок.
А риск такого визита в том, что в ходе общения с работодателем инспектор может прийти к выводу о наличии угрозы вреда, например, выявлена задержка выплаты зарплаты или задолженность по отпускам. Если работодатель сразу не решит проблему, будет назначена проверка в форме инспекционного визита либо в иной форме.
Контрольные мероприятия
Инспекционный визит. Проводится только внепланово, без предварительного уведомления, по месту нахождения работодателя не более одного дня на одной территории. По стандартной схеме проверки инспектор запрашивает документы, опрашивает работников и должностные лица, по результатам выдает обязательное для исполнения предписание и может назначить административное взыскание.
Рейдовый осмотр — аналогичное мероприятие, проводится чаще всего при наличии информации о нарушениях охраны труда или незаконном привлечении к работе иностранцев.
Внеплановые проверки. Проводятся, в том числе, при выявлении у работодателя индикаторов риска. С 1 августа 2023 года перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований трудового законодательства для внеплановых проверок ГИТ расширен:
- Увеличение количества несчастных случаев с легкими последствиями, произошедших в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года:на 3 и более несчастных случаев, если среднесписочная численность работников не превышает 50 человек;
на 4 и более несчастных случаев, если среднесписочная численность не превышает 100 человек;
на 5 и более несчастных случаев, если среднесписочная численность составляет 100 человек и более; - Отсутствие во ФГИС СОУТ информации о результатах СОУТ.
Во время документарной внеплановой проверки работодатель предоставляет инспектору заверенные бумажные или электронные копии запрашиваемых документов, которые заверяются квалифицированной электронной подписью и направляются по электронной почте.
Выездная внеплановая проверка проводится на территории работодателя, поэтому инспектор может изучать оригиналы документов, но, если потребуется копия для помещения в административное дело, работодатель обязан ее предоставить.
Срок проведения обоих видов внеплановых проверок был сокращен с 20 до 10 рабочих дней.
Плановая проверка
Теперь всегда только выездная, документарные плановые проверки больше не проводятся. В период моратория плановые проверки возможны только в случаях, перечисленных в начале этой статьи.
Роструду запрещено проверять выполнение требования НПА СССР и РСФСР, соответствующих законодательству РФ, за исключением норм, касающихся:
- досрочного начисления страховой пенсии по старости и правил исчисления периодов работы, дающих на него право;
- установления районных коэффициентов к зарплате за стаж в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями (Ст. 15 ФЗ от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
Электронное взаимодействие с проверяющими
В подавляющем большинстве случаев общение работодателей с ГИТ, как и с другими инспекционными органами, сегодня происходит в электронной форме: по конференц-связи или по электронной почте. Разумеется, при этом легче соблюдать установленные законодательством сроки направления документов:
Документ Сроки
Уведомление от проверяющих о предстоящей проверке
О плановой — минимум за 3 рабочих дня, о внеплановой — за 24 часа
Возражения работодателя в ГИТ с приложенными подтверждающими документами
Не позднее 15 календарных дней с даты получения акта или предписания
Жалоба работодателя на постановление по делу об административном правонарушении
Не позднее 10 суток со дня вручения или получения копии постановления
Мотивированный ответ инспекционного органа о результатах рассмотрения жалобы
Не позднее 30 суток
Требования о дисциплинарных взысканиях
Статья 357 ТК РФ предоставляет инспекторам ГИТ право предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений норм трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. Эти предписания обязательны для исполнения.
Последствия проверок
Если в ходе контрольного мероприятия нарушения не выявлены, в акте так и будет указано. Соответственно, негативных последствий для работодателя проверка нести не будет. Если выявлены нарушения, организация может получить:
- устное замечание за нарушение, которое инспектор признал малозначимым — в этом случае работодатель считается не имеющим административного взыскания;
- письменное предупреждение за нарушение, признанное незначительным;
- дисквалификацию руководителя по решению суда за повторное в течение года аналогичное нарушение.
Часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает срок давности за нарушение трудового законодательства: год со дня совершения, а по длящимся нарушениям — со дня их обнаружения. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.12.2021 № 45 разъяснил спорные ситуации, указав, что к длящимся нарушениям относятся допуск к работе:
- без обучения и проверки знаний по ОТ;
- без проведения обязательных медосмотров;
- несмотря на наличие противопоказаний по состоянию здоровья;
- а также невыдача работникам средств индивидуальной защиты.
В свою очередь не длящимися Пленум признал:
Нарушение Точка отсчета годичного срока
Фактическое допущение работника к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем
Дата, когда работник фактически приступил к работе
Ненадлежащее оформление трудового договора
Дата заключения договора
Несвоевременная выплата зарплаты и других сумм в рамках трудовых отношений
Дата, когда соответствующая сумма должны была быть выплачена работнику
Непроведение СОУТ и непредоставление в ГИТ декларации по условиям труда
Дата, когда СОУТ должна была быть проведена и декларация предоставлена в ГИТ с учетом установленных сроков
Обязательный досудебный порядок обжалования результатов проверки
Правительство РФ в Постановлении от 28.04.2021 № 663 для большинства инспекционных органов установило обязательный досудебный порядок обжалования. Это означает, что теперь работодатель не может выбирать путь обжалования: по подсудности — в суд по месту нахождения инспекции или по подчиненности — руководителю инспекции. Сначала надо направить жалобу по подчиненности и ожидать ответа в течение 30 календарных дней. И только после этого, если ответ ГИТ не удовлетворил, можно обращаться в суд.
Разумеется, за это время уже придется и выполнить предписание об устранении нарушений, возможно, ошибочное, и уплатить штраф. Ранее, когда была возможность обращаться в суд сразу, минуя процедуру обжалования по подведомственности, работодатель был вправе просить суд приостановить действие предписания. Увы, теперь такой возможности нет. Если в итоге суд признает правоту работодателя, а не ГИТ, придется аннулировать то, что выполнено по предписанию, если это окажется возможным. Штраф, признанный судом необоснованным, будет работодателю возвращен.
О прокурорском надзоре за соблюдением трудового законодательства
Приказом Генеральной прокуратуры от 05.02.2024 № 98 прокуроры уполномочены е проводить работу по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере оплаты и охраны труда, фактов уклонения от оформления трудовых отношений и выплаты неофициальной заработной платы.
Приоритеты — работники пенсионного и предпенсионного возраста, беременные женщины, многодетные, одинокие родители, инвалиды, несовершеннолетние, молодежь, а также работники стратегических, системо- и градообразующих предприятий, IT-организаций, производители социально значимых товаров и услуг, медицинского оборудования, лекарственных средств.
В частности, перед прокурорскими работниками поставлена задача добиваться, чтобы органы Роструда, то есть ГИТ, реализовывали полномочия и направляли в суд исковые заявления и материалы расследования несчастных случаев, в ходе которых вскрыта подмена трудовых отношений гражданско-правовыми. Суд должен установить характер этих правоотношений.
В зону особого внимания прокуратуры попадают работодатели:
- имеющие задолженность по заработной плате,
- направившие в службу занятости сведения о введении режима неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели, а также о приостановке производства, планируемом сокращении штата.
Кроме того, трудовые судебные споры также могут стать причиной проверки, поскольку прокуратура обязана постоянно мониторить такие судебные решения, а результаты использовать как основания для проверок.
Напоминаем, что мораторий на проверки не распространяется на деятельность прокуратуры.
Надеемся, коллеги, что этот материал поможет вам в работе, вы изучите основные моменты, на которые нужно обратить внимание для минимизации проблем, связанных с проверками.
В Подписке есть курс для каждого
Покупайте один раз — учитесь целый год. Помогите сотрудникам получить нужные навыки на обучении в Контур.Школе