Богаты была на крутые повороты судьба русского писателя, журналиста, критика, издателя, действительного статского советника (1857) Фаддея (Тадеуша) Венедиктовича Булгарина.
Он родился 235 лет назад – 5 июля 1789 года – в имении Перышево Минского воеводства Великого княжества Литовского, в семье небогатого, но родовитого польского шляхтича. Корнет Уланского Его Императорского Высочества Цесаревича полка (1806-10) участвовал в военных действиях против французов, был ранен, за бой под Фридландом награждён орденом Св. Анны 3-й степени; участвовал в Шведской кампании (1808). Но за сатиру на шефа полка великого князя Константина несколько месяцев провел под арестом и был определен в Кронштадтский (1809), а в 1810 году – в Ямбургский драгунский полк. В 1811 году в чине подпоручика был уволен из армии «по худой аттестации в кондуитных списках».
После этого в Ревеле 22-летний Фаддей нищенствовал, пил и даже воровал. После перебрался в Варшаву, затем в Париж, где вступил в армию и, в составе Польского легиона французской армии воевал в Испании. В 1812 году в рядах наполеоновской армии двинулся в поход на Россию (капитан 7-го легиона французских улан) и получил орден Почетного легиона; в начале 1814 года попал в плен к пруссакам, после войны вернулся в Варшаву, редактировал бесцензурный «Варшавский свисток», переехал в Вильно, где управлял имением своего дяди (1816-19).
В 1819 году поселился в Петербурге, где по дядиной доверенности вел крупный судебный процесс о владении 8 тысячами крепостных и, употребляя взятки и подкуп, сумел в конце 1820-х годов выиграть дело, получив за это значительное вознаграждение.
В столице принялся заводить связи в литературных кругах: познакомился с Николаем Карамзиным, Николаем Гречем, Кондратием Рылеевым, Александром и Николаем Бестужевыми, Вильгельмом Кюхельбекером, Александром Грибоедовым; стремился завоевать расположение Алексея Аракчеева и Дмитрия Рунича.
Он выступает активным пропагандистом польской культуры, публикуя статьи по истории и литературе Польши, переводит польских авторов и воспринимается как «литератор польский». Быстро получает известность как предприимчивый издатель, умеющий добиваться реализации своих планов. В 1822-29 годах издает журнал «Северный архив» с приложением «Литературные листки», издание редкой полемической активности. В 1825 году издал первый в России театральный альманах «Русская Талия», в котором ему удалось поместить отрывки из грибоедовского «Горя от ума». В 1825-39 годах он – соиздатель и соредактор Греча по журналу «Сын отечества», в 1825-59 – редактор-издатель литературной газеты «Северная пчела».
Булгарин широко публиковал анекдоты, фельетоны, городские новости (вплоть до слухов и сплетен), сообщения рекламного характера. Именно он ввел в русскую журналистику жанр фельетона – «легкий разговор с читателем о текущих событиях».
В «Северной пчеле» печатались Иван Крылов, Александр Пушкин, Рылеев, Федор Глинка, Николай Языков. Не забывал Фаддей демонстрировать и верноподданнические чувства. Пётр Вяземский писал (1824): «Булгарин и в литературе то, что в народах: заяц, который бежит между двух неприятельских станов», а Рылеев незадолго до восстания иронически заметил ему: «Когда случится революция, мы тебе на «Северной пчеле» голову отрубим».
Восстание декабристов привело Булгарина в растерянность; с одной стороны, в день восстания он был у Рылеева и взял на хранение часть его архива, помогал, находившемся под следствием по делу декабристов Грибоедову; с другой – по требованию полиции дал словесный портрет Кюхельбекера, необходимого для его розыска. В 1826 году, чтобы доказать свою преданность монархии, Фаддей представил властям несколько записок, в том числе «Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного» и «О цензуре в России и о книгопечатании вообще», которых предлагал меры, необходимые для того, чтобы управлять общественным мнением и искоренять «вольнодумство».
Писал «докладные записки» Дубельту и Бенкендорфу по различным литературным вопросам, преследуя цели экономической конкуренции: он понимал, что в условиях тоталитарного контроля над литературой со стороны политических инстанций наиболее эффективный способ поддерживать монопольное положение своих изданий – политическая дискредитация своих литературных противников.
Более 30 лет Булгарин пользовался всеобщей, хотя и скандальной известностью, которая к концу его жизни стала одиозной. Опытный литератор, он умел в живой и популярной манере освещать различные проблемы, хотя трактовка их носила поверхностный характер. Его деятельность явилась выражением новых установок на профессионализацию и коммерциализацию литературы; он был одним из первых профессиональных литераторов, в отличие от писателей пушкинского круга.
Он подверг резкой критике исторические сочинения Николая Карамзина; выступил в защиту Ивана Крылова и Александра Грибоедова; обвинял в “невежественности и самомнении” Жуковского, Баратынского и Дельвига; иногда выдавал чужие произведения за свои; писал военные и нравоописательные очерки, философские сказки и аллегории, исторические повести. Вершиной его литературного творчества стал почти плутовской, сатирический роман «Иван Выжигин» (1829), переведенный на все европейские языки и ставший бестселлером. Был одним из родоначальников жанра исторического романа («Дмитрий Самозванец», 1830, «Мазепа», 1834).
Разделял убеждение в ценности всех сословий и подчеркивал «вредность» и «утопичность» идеи равенства людей. «В каждом звании честный человек – может быть счастлив!». Подвергал уничижительной критике пороки титулованной знати, ее развращающее влияние на общество – пренебрежение к труду, тщеславие, расточительство, щегольство, страсть к наживе и чинам, пагубную власть денег и даже подкуп и взяточничество. Он обвинял Пушкина и его окружение в «литературном аристократизме», намерении писать и издавать «для немногих»; опубликовал отрицательный отзыв о «Евгении Онегине», объявил об упадке таланта Пушкина и кончил пасквилем на его родословную.
Он неприязненно относился к гоголевскому «Ревизору» и восхвалял «Героя нашего времени» Лермонтова. Особенно ожесточенно преследовал новое поколение писателей и критиков-демократов – Белинского, Некрасова, Тургенева, Григоровича, Панаева, Герцена, видел в их творчестве «падение нравов» и угрозу монархии, о чем немедленно написал в докладной записке в Третье отделение «Социализм, коммунизм и пантеизм в России в последнее 25 лет» (1846).
При жизни все отвернулись от него, кроме Александра Грибоедова. Даже многолетняя дружба с Гречем завершилась разрывом из-за денег (1853). Смерть его была встречена почти полным молчанием. Лишь Елисей Колбасин написал об его заслугах: «Булгарин хоть вкривь и вкось давал умственную пищу своим многочисленным читателям и, по крайней мере, десять тысяч человек приохотил к русскому чтению».
Умер 13 сентября 1859 года в возрасте 70 лет в своем имении Карлово, близ Дерпта (Тарту).
* * *
Автор благодарит за благожелательное отношение, лайки, подписку или маленький комментарий, это можно делать всем. Что позволяет лучше ориентироваться в ваших вкусах и пристрастиях.