"Сегодня праздник Максима Грека преподобного. Из далекой Греции, с Афона подвижник. Посланник Афона – вытребовал царь, чтобы исправлять нам книги – самое неблагодарное дело было тогда. За это дело, исправление книг, многие пострадали великие люди, в том числе и Максим Грек. Обвинили его в ереси эти ложные все святоши. Как в наше время колотятся с этими пластиковыми карточками – какая разница, документ будет из пластика, или из золота, или на бумаге напечатан – ну, документ и документ. «Не, то ж из бумаги – спасительный, а вот если на пластике напечатанный – это уже печать антихриста!» Точно такие святоши и тогда колотили Церковь.
И сколько бедному преподобному Максиму пришлось потерпеть за его богословские великие труды, за исправление Псалтири (такого переписчики нагородили в этой Псалтири, что страшно было читать, это кощунство было). И он все поисправлял, правильные переводы с древнегреческого языка сделал на Афоне, рукописи с собою привез. Это титанический, колоссальнейший труд – день и ночь сидели старцы исправляли нам книги. И вместо благодарности осудили их на ссылку, на тяжкие муки, лишили всего, издевательство страшное было! Тогда такое мракобесие было и в Церкви, и оно продолжается среди верующих людей и в наше время – неподчинение Церкви Божией. «Мы знаем, по этой книге мы спасались, по этой – уже не спасемся!» Да разве книга нас спасет? – Вера нас спасёт! Добрые дела нас спасут! А книга есть книга – читай её, молись Богу, да и все, во славу Божию!
Но Господь за терпение дал Максиму Греку и Вечность – в наше время уже были открыты в Троице-Сергиевой Лавре его нетленные мощи. Когда раскопки делали, по благословению Святейшего Патриарха Алексия в Троице-Сергиевой Лавре, наткнулись на фундамент, над ним когда-то была часовенка поставлена, сломали безбожники эту часовенку, сровняли с землей, асфальтом закрыли то место, и ходили мы по мощам святым, и не знали, какое там сокровище. Сделали раскопки, нашли этот склеп, а в склепе в дубовой колоде мощи святого.
Раньше не гробы такие делали из досок, что развалятся сразу, и покойника не успеешь схоронить, а дубовую колоду долбал себе каждый, дубы были вековые, в три обхвата, выбирает дед – надо себе дубовую колоду делать на смерть – выдолбал, верхнюю снял доску: «это крышка будет гроба моего», – дубовую колоду на особые колесики поставили и деда, когда пришло время, облачили, положили в колоду эту, лошадь запрягли и на колесиках поехал дед вперед ногами в Вечность.
В дубовой колоде в Киево-Печерской Лавре святитель Меркурий Смоленский похоронен, если кто бывал, смотрел, такой стеклянный шкаф стоит, там ниша, в нишу вставлена эта дубовая колода, кожей оббита, так как он архиерей был, как сейчас гробы оббивают материей, а тогда кожей чисто выделанной оббивали только архиереям и архимандритам. Вот так и стоят мощи, я еще долго рассматривал, как хоронили.
И Максима Грека нашли: эта дубовая колода целехонькая, сняли крышку, а там нетленный он, благоухающие мощи – за его терпение, невинные страдания. Не оправдывался он, только лишь трудился, даже в ссылке, ему епископ давал тайно бумагу и пергамент, и он писал труды свои. Ни в уныние не впадал: «А кому это нужно? Зачем это нужно?» – мог бы задать вопрос, – «все равно в тюрьме здесь сгнию, на вечное поселение направлен». Нет, он трудился, и труды его бессмертны, и жизнь его вечна.
Так и нам трудиться нужно, не унывать, к доброму всегда стремиться, как преподобный Максим делал, а Господь сам разберется и обязательно добрый труд даст плод мног! Как преподобного Максима труды все напечатаны – сколько книг. И мы правильно читаем слово Божие и молимся во славу Божию. Вот какой подвиг понес преподобный Максим Грек.
Всегда его на иконе узнаете – с огромной бородой! Греки вообще бородатый народ и волосатый, а ему еще дал Бог особый дар – до пупа до самого дошла эта борода, как веник, хоть двор подметай церковный. Где на иконе глянете – огромная борода, роскошная – это Максим Грек. Надо помолиться ему, чтобы и нам дал терпение, как ему дал Господь терпение – спокойно всю клевету, все напасти – все переносить, и за все благодарить Бога. Аминь!"
Схиархимандрит Зосима (Сокур) († 2002)
Схиархимандри́т Зоси́ма (в мантии Савва́тий, в миру Иван Алексеевич Сокур; родился 3 сентября 1944, с. Косолманка, Верхотурский район, Свердловская область — умер 29 августа 2002, село Никольское, Волновахский район, Донецкая область) — схиархимандрит Русской православной церкви, основатель двух монастырей.
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/shiarhimandrit-zosima-sokur-o-chem-dusha-skorbit-zhizneopisanie-pastyrskie-trudy-vospominanija-duhovnyh-chad/1_15
https://t.me/Zosima_batushka
https://vk.com/zosima_nikolskoe