Почему фильм "Большая перемена" - развесистая клюква?
Телевизионный мини-сериал "Большая перемена" был благожелательно встречен советским зрителем. Было отчего - знаменитые актеры, хорошая режиссура, занимательный сюжет. Для начала 70-х годов эта комедия - то, что надобно массам. Однако налицо не реальное отображение образовательного процесса в вечерней школе, а очередная сказка.
Так получилось, что мне приходилось и работать в вечерней школе и поступать в аспирантуру. Происходило это на несколько лет позднее, чем вышел фильм, но эпоха та же, и правила те же.
Начнем с так называемого "провала" Нестора Петровича на экзамене в аспирантуру. Вообще-то сдается не один экзамен, а несколько - философия, иностранный язык, профильный экзамен. Но, предположим, экзамены по общим дисциплинам герой сериала уже сдал, остановимся на профильном.
Как правило, до профильного экзамена доходил уже фактически принятый аспирант. Он должен был просто не получить неудовлетворительную оценку, Случаи провала мне неизвестны. И вопросы задавались по утвержденной программе, один вопрос должен быть по теме будущей диссертации. Никаких левых конкурентов появиться не должно.
Далее, экзамен почему-то принимал один профессор. У меня принимала комиссия из трех университетских преподавателей с учеными степенями. Так что Нестор Петрович имел все основания оспорить результат экзамена, поскольку были нарушены правила приема.
Далее. Полина победила по той причине, что проводила археологические раскопки с учениками и что-то там открыла. Но после такого открытия должна была героиня отправиться не в аспирантуру, а под суд, потому что самодеятельные раскопки строго-настрого запрещены законом, как тогда, так и сейчас. Раскопки проводятся только при получении руководителем экспедиции Открытого листа, выдаваемого Академией наук. При этом руководитель должен иметь ученую степень минимум кандидат наук. Никто бы учительнице, будучи в здравом уме, Открытый лист не выдал.
А могла ли учительница и ее школьники участвовать в археологических раскопках? Могла. В качестве привлеченной рабочей силы. Но тогда никаких бы статей никуда она не писала, потому что этим занимаются профессиональные археологи, а задача привлеченных - копать землю, а при обнаружении находок звать профессионала.
Наконец, если уж Полина такой светоч в археологии, почему она поступает в аспирантуру к стороннему профессору, а не к специалисту именно по археологии. Вероятно, сценарист и режиссер думали, что историки занимаются всем, что как-то касается истории. На самом деле в этой науке имеется строгая специализация.
Теперь о вечерней школе. Во-первых, вечерние школы, как правило, располагались в общеобразовательных школах. Днем там занимались дети, вечером - взрослые. И учителя в обеих школах одни и те же. Дело в том, что контингент вечерних школ во много раз меньше, чем общеобразовательных. Отдельно строить школу нерентабельно. И с педагогическим коллективом точно так же.
По фильму Нестор Петрович ведет историю только в 9 А классе. И все? Нагрузка советского учителя на одну ставку составляла 18 часов в неделю. История велась два раза в неделю, еще час на обществоведение. То есть Нестор Петрович имел звонковую нагрузку всего 3 часа в неделю. Не слишком ли жирно? А в 10 класса кто там ведет историю? Других-то историков в фильме не показано. Или 10 класса не было. А куда он делся?
Еще в вечерней школе что-то делает учитель физкультуры. Но этот предмет там не велся. Физкультура только для детей.
И уж совсем прелесть - учитель ходит на предприятие и уговаривает прогульщиков учиться. А еще проводит эпохальную операцию с отменой вечерней смены для ученика Ляпишева.
Как на самом деле? В вечерней школе учатся взрослые люди. В отличие от обычной школы, где детей в указанный период отчислять было нельзя, в вечерней еще как можно. Но если хотелось сохранить контингент, достаточно было направить письмо руководству предприятия. Кстати, предприятие обязано было предоставить учащемуся вечерней школы такой график работы, который позволял бы рабочему учиться. Так что никого уговаривать не надо. Сам я за время работы в вечерней школы ни разу на работе своих учеников не был.
Методика работы в вечерней школе существенно отличается от дневной. Так что директриса не права, когда говорит, что взрослые ученики те же дети, только пьют и курят. Неправда. Со взрослыми надо работать совсем иначе. Некоторые мои "вечерние" ученики были старше меня, так что к ним подход был другой. Не стану на этом останавливаться, чтобы не расписывать никому не интересную методичку. Впрочем, не буду относить нелепую методику Нестора Петровича к ошибке сценария, возможно этом просто подчеркивается нелепость и наивность новоявленного учителя.
И последнее. Кто учился в вечерней школе? Получить в СССР среднее образование можно было двумя путями - закончив 9 и 10 классы общеобразовательной школы, или отучившись после 8 класса в техникуме или ПТУ, дающее среднее специальное образование. Так что в вечерних школах учились те, кто после 8 класса либо никуда не поступил, либо окончил училище, не дающее среднего образования. В 70-е гг. шел процесс перехода на всеобщее среднее образование, так что контингент вечерних школ вырос. Так что по поводу состава 9 класса к фильму особых претензий нет.
"Большая перемена" по сути неплохой сериал. Но рассматривать его следует исключительно как комедию, не претендующую на показ реальности советской системы образования.