Если не знаете, зачем туда ехать.
Первая часть отзыва о моём небольшом визите в Сибирь в конце июня 2024 г.
Летом прошлого года в подборке Яндекс-музыки мне попалась песенка про город, до которого Крош и Ёжик из смешариков во чтобы то ни было пытаются доплыть и доползти. Мелодия и мотив оказались такими заразительными, что я сам для себя решил обязательно при возможности приехать в это меметичное место и увидеть его своими глазами.
Но ехать в такие дали для того, чтобы отметиться только лишь в Омске, само по себе глупо, даже для моих не самых адекватных путешествий. Поэтому нужно было планировать поездку таким образом, чтобы охватить пару-тройку городов. Относительно рядом находится Новосибирск, а где Новосибирск, там и Алтай рядом.
Казалось бы - вот, пожалуйста, готовый маршрут. Но на самом деле всё оказалось не так просто. Дорога на общественном транспорте что между Омском и Новосибирском, что между Новосибирском и Горно-Алтайском занимает приблизительно 6-8 часов. Тратить световые дни на переезды между городами совсем не хотелось, учитывая, что на поездку отводилось всего 5-6 дней. А с ходу построить маршрут таким образом, чтобы сэкономить и время, и средства, и нервы не получалось совсем. Особенно тёмным образом обстоял вопрос с Алтаем, так как общественного транспорта там крайне мало.
В итоге, перебирая и перетасовывая все возможные вариации и комбинации самолётов, поездов и автобусов, вырисовался такой вариант:
- 25 июня самолётом из Москвы в Омск отправлением в 00-40 по Москве и прибытием в 7-00 по местному времени.
- Вечером того же дня в 23-42 поезд из Омска с прибытием в Новосибирск в 7-55.
- Полные два дня 26 и 27 июня в Новосибирске, и далее по исходу второго дня переезд на ночном автобусе в 00-20 из Новосибирска с прибытием в 8-12 в Горно-Алтайск.
- 28 и половина дня 29 июня - Алтай. Оттуда же я взял билет на прямой самолёт до Москвы на 17-00. Транспортный вопрос с перемещением по алтайским местам в эти полтора дня я решил оставить на откуп случаю.
На радостях, что наконец что-то сложилось в осмысленную картинку, я потерял бдительность и купил билет до Омска на сутки раньше, чем нужно (вечная история с рейсами, которые отправляются в районе полуночи). Наш дорогой Аэрофлот такие ошибки прощает, но при оплате сбора 2800 руб за изменение даты вылета.
Итак, наступил день, когда закончилась моя рабочая смена. Я уставший, но довольный, сажусь в самолёт. Времени немного за полночь. Лететь всего три часа, но при полётах на Восток ночь просто теряется. Только что начались новые сутки, но в то же время ты не успеваешь пережить смену дат, как раз - и вот уже 7 утра.
И вот стою я перед омским аэропортом, словно в лыжи обутый, и только на месте понимаю - в какую же сонную ловушку я сам себя и загнал. Бывает так, что интерес к новому месту как рукой снимает всякий сон и усталость. Но Омск, уже будучи на месте, такого интереса не вызывал. По изначальной задумке был важен сам факт посещения Омска, и возможно для этого было бы достаточно и пары часов - окофеиниться где-нибудь в центре. Удручало и то, что я не изучал и не интересовался какими-то значимыми для посещения объектами, поэтому не было никакого плана действий.
Мои знания и представления об Омске состояли только лишь из мемов про омскую птицу и что Омск невозможно покинуть, а также, что это единственный в мире город с метро, которое состоит из одной станции. Ну и ещё, что там жил и творил Егор Летов.
Пополнять багаж знаний я решил за завтраком в какой нибудь кафетерии поближе к вокзалу, дабы изучить подходы к вечернему поезду в Новосибирск. Омский аэропорт находится в черте города, и я очень быстро нашёл полумаршрутку, которая ехала в нужную мне сторону. Стоимость проезда в местном общественном транспорте - 25 руб при оплате банковской картой. При оплате по системе быстрых платежей - 17 руб.(!!!). Что-то связанное с бесплатными пересадками там есть, но это одна пересадка в течение 45 мин при использовании местной транспортной карты «Омка» на ограниченном количестве маршрутов. Я же сам не сразу разобрался как работают их валидаторы, потому что визуальная индикация об успешной оплате на них невыразительная. Так я и заплатил в первые три поездки по два раза)) И не только я. В одном из трамваев водительница буквально устала говорить каждый раз про «хватит прикладывать, всё с первого раза проходит»
Чуть-чуть не доехав до вокзала, я увидел одно очень знакомое здание, которое куряне должны узнать:
Забегая вперёд, скажу,что Омск и Курск роднит местами невероятная концентрация цветочных магазинов и аптек. И если сейчас в Курске остановочные павильоны торгового типа представляют собой в основном цветы и вейпы, то в Омске это чаще всего пресса и беляши с шаурмой, что, как по мне, намного эффективнее. О другой, приятной особенности местных остановок укажу позже.
Немного местной трамвайной эстетики:
От цирка до вокзала я ехал на трамвае, в котором осознал ещё одну собственную глупость, которую совершил по невнимательности. Оказывается, когда я заранее покупал билет на поезд до Новосибирска, то не обратил внимания на часовые пояса. На деле вышло, что мой поезд должен отправиться по местному времени без двадцати три ночи - это на 3 часа позже запланированного. И прибыть в полдень (т.к. в НСК время уже МСК+4). Такой расклад меня никак не устраивал, но благо в нужные часы шёл уже знакомый по прошлогодней поездке в Казань поезд Адлер - Барнаул. Я без потерь обменял билеты, и хотя бы тут повезло)
Подкрепившись, я было подумал, что у меня появились силы. Но набирающее силу утреннее сибирское солнце начало жарить словно на сковороде. Кроме того, солнце в этом городе настолько активное, что от его яркости буквально слепило глаза. От традиционной обзорной поездки на общественном транспорте пришлось быстро отказаться, потому что кондиционеры там включать не очень любят.
В некоторых троллейбусах наличествуют чистяще-моющие средства с закреплёнными за машиной щеткой под соответствующим инвентарным номером:
Жара усиливалась, а я пошёл прогуляться пешком мимо разных интересных зданий и мест в сторону пляжа на Иртыше, который приметил по пути из аэропорта:
Посмотрел на него поближе, и просто пошёл дальше:
Город подаёт какие-то знаки на омском языке:
В прогулке я обратил внимание на две особенности, которые бросались в нос и глаза:
- Совершенно иные ароматы и качество воздуха в сравнении с Курском и Москвой. Это и природные ароматы, и парфюмы, и вообще дышится легче.
- Заметное количество людей среднего возраста почему-то выглядели так, как будто приехали в выходной день на базар из колхоза в райцентр. В каких-то трениках, рубашках и сарафанах из 90-х. Ну хотя бы в этом плане я чувствовал себя комфортно, потому что сам выглядел разбитым и помятым))
Пройдя ряды шаурмячных, цветочных и аптечных магазинов, я зашёл в Магнит купить ледяной газировки. Передо мной в очереди стояла женщина, которая очень хотела взять пива, но ей его не продали, т.к. ещё не было 10 утра. Её отчаяние и тоска распространилась наверное на всё пространство в округе, в том числе и на меня. В том числе и по той причине, что до 10 утра было ещё далеко. Хотя было ощущения, что я нахожусь тут уже целую вечность.
Рядом с Магнитом находится здание Омского государственного музыкального театра, хотя по первому впечатлению оно напоминает не то секретные лаборатории, не то энергоблок АЭС.
В целом, Омск своим обликом устраивает качели от лампового дружелюбия до депрессии, и обратно. Я прочитал в путеводителе про популярную среди горожан стрелку реки Оми и Иртыша, и навострил свои асфальтовые лыжи туда:
Место оказалось подзаброшенным и неухоженным. Набережную просто закрыли дырявым забором, чтоб никто типа не смог пройти к парапетам, так как местами стали образовываться провалы. Как гласит надпись на табличке: здесь была заложена первая омская крепость. А за моей спиной находится бывший речной вокзал, который теперь кинотеатр. Про него есть отдельная не очень весёлая история.
А пока я дивился разноцветным рекам:
Иртыш имеет грязно-лазурный цвет в силу своего горного происхождения, а Омь, как уже было сказано выше - бурый, т.к. имеет начало в болотах.
Далее у меня разыгрался интерес к ещё одной известной омской заброшке - метро и его приснопамятной станции «Библиотека им. Пушкина». Туда я поехал на такси, где водитель недоумевал зачем я сюда заявился в такой сезон, да ещё из Курска. Объяснить почему, я ему не смог.
А вот и сама библиотека им. Пушкина, которая напоминает не то круизный лайнер, не то второй энергоблок той же АЭС:
Но по своему духу и количеству пространств для культурного развития эта библиотека поначалу напомнила такую же огромную библиотеку Ооди в Хельсинки. Но, в отличие от Ооди, мне вывернули весь рюкзак на входе при проверке, что я ещё понял. Но когда я попробовал подняться выше первого этажа в центр краеведческой информации, меня остановили обстоятельствами, дескать «ой, у нас туда до сих пор пропускная система», чего я уже не понял. Пришлось ограничиться релаксом в массажном кресле в уютных интерьерах конца 80-х:
После библиотеки совсем разморило, но парк развлечений помог взбодриться немного. Довольно скромный парк, но в упрёк кое-каким городам хочется сказать, что у нас и такого нет. Кстати, аттракционы организованы на частные инвестиции:
Путеводитель подсказал, что в городе есть интересные памятники, в частности вот - Степаныч:
От Степаныча я пошёл по местам, которые расположены по другой берег Оми от стрелки:
Фёдор Михайлович, оказывается, связан с Омском:
В Омске находится судостроительный и судоремонтный завод, управление Иртышского пароходства, и собственно река Иртыш, которая должна представлять из себя мощную судоходную артерию. Но за весь день я увидел в работе только один сухогруз и пару речных трамваев. В плане пассажирских перевозок всё практически в нулевой точке. Есть только часовые прогулки до транссибирского моста и обратно. И как было сказано в путеводителе - рейсы регулярные, но если количество пассажиров небольшое, они не производятся. То есть, заранее купить билет на прогулку в конкретное время не выйдет. Но я случайно оказался в нужный момент неподалёку от причала и увидел группу людей, готовящуюся к посадке на очередной рейс.
Перевозчик был обеспокоен безопасностью, поэтому при входе на теплоход все вещи подвергались ручному сканированию и досмотру. Это была обычная поездка, без экскурсовода и рассказа о примечательных видах. Но одна женщина, которая сидела позади меня, рассказывала детям, что раньше от этого речного вокзала отправлялись теплоходы аж до Салехарда, и когда-то было много разных местных маршрутов на скоростных судах.
Сейчас эти рейсы не выполняются, а пассажирские суда Иртышское пароходство пытается продать:
К сожалению, речная прогулка не предполагала подход к метромосту, который успели построить, но оставили не у дел. Почему метро в Омске так и не появилось, хотя ряд объектов уже был возведён - тема для отдельного рассказа. В интернетах полно информации на эту тему.
А я продолжил бродить по центру и искать интересные моменты:
Другой вид на музыкальный театр, и всесезонные остановочные павильоны:
Эти павильоны представляют из себя не только коммерческое пространство, но и закрытые ото всех погодных условий помещения для ожидания транспорта. Зимой в них должно быть тепло. А летом достаточно прохладно - проверял сам))
К слову об архитектурных особенностях. Не только библиотека и театр имеют вид промышленных гигантов. Торговый центр Омский не отстаёт:
Или например облик вот этого, как считается, заброшенного ТЦ при строительстве в середине нулевых наверняка был сложен под влиянием позднесоветских шедевров омской архитектуры:
За этим зданием есть небольшой местный арбатик с барными двориками, молодёжным движем и всяким разным позитивом. Но когда стоишь возле таких конструкций, ощущается некий сюрреализм - сам находишься в 2024, а ощущения уносят далеко назад во времени.
Вечером вторника в местных барах было тихо и скучновато. Но протянуть время за парой пива можно. Кстати, этот бар называется «Не пытайтесь покинуть Омск»:
Наконец, начало смеркаться:
Народ праздновал выпускные, а я уже буквально валился с ног и дико хотел спать. Вскоре я с огромным довольствием погрузился в свой поезд и, несмотря на все прогнозы и опасения, мне таки удалось покинуть Омск.
В целом, впечатления о городе неоднозначные. Я не попал в нужное настроение, и на месте ощущал скорее угнетение и усталость. Время тянулось бесконечно долго, а в какой-то момент даже возникло ощущение себя лицом без определённого места жительства и занятий))). Но послевкусие пришло позже. Это очень интересный для ознакомления город с присущими ему фишками и особенностями, в сумме которых он создаёт свой собственный облик. Мемы про Омск определённо родились не на пустом месте, но за день глубину их истоков понять невозможно. Но что-то ощутить получится. Самое интересное, что меня этот город заставляет возвращаться мыслями к нему. И это наверное потому, что главное впечатление, которое я там получил - это словно побывать на мосте между нынешним временем и хорошо сохранившемся духом прошлого. В любом случае, спасибо Омску за то, что именно благодаря ему я сподобился на эту поездку.