Найти тему

Не пытайтесь посетить Омск

Если не знаете, зачем туда ехать.

Первая часть отзыва о моём небольшом визите в Сибирь в конце июня 2024 г.

Добавьте описание
Добавьте описание

Летом прошлого года в подборке Яндекс-музыки мне попалась песенка про город, до которого Крош и Ёжик из смешариков во чтобы то ни было пытаются доплыть и доползти. Мелодия и мотив оказались такими заразительными, что я сам для себя решил обязательно при возможности приехать в это меметичное место и увидеть его своими глазами.

Но ехать в такие дали для того, чтобы отметиться только лишь в Омске, само по себе глупо, даже для моих не самых адекватных путешествий. Поэтому нужно было планировать поездку таким образом, чтобы охватить пару-тройку городов. Относительно рядом находится Новосибирск, а где Новосибирск, там и Алтай рядом.

Казалось бы - вот, пожалуйста, готовый маршрут. Но на самом деле всё оказалось не так просто. Дорога на общественном транспорте что между Омском и Новосибирском, что между Новосибирском и Горно-Алтайском занимает приблизительно 6-8 часов. Тратить световые дни на переезды между городами совсем не хотелось, учитывая, что на поездку отводилось всего 5-6 дней. А с ходу построить маршрут таким образом, чтобы сэкономить и время, и средства, и нервы не получалось совсем. Особенно тёмным образом обстоял вопрос с Алтаем, так как общественного транспорта там крайне мало.

В итоге, перебирая и перетасовывая все возможные вариации и комбинации самолётов, поездов и автобусов, вырисовался такой вариант:

  1. 25 июня самолётом из Москвы в Омск отправлением в 00-40 по Москве и прибытием в 7-00 по местному времени.
  2. Вечером того же дня в 23-42 поезд из Омска с прибытием в Новосибирск в 7-55.
  3. Полные два дня 26 и 27 июня в Новосибирске, и далее по исходу второго дня переезд на ночном автобусе в 00-20 из Новосибирска с прибытием в 8-12 в Горно-Алтайск.
  4. 28 и половина дня 29 июня - Алтай. Оттуда же я взял билет на прямой самолёт до Москвы на 17-00. Транспортный вопрос с перемещением по алтайским местам в эти полтора дня я решил оставить на откуп случаю.

На радостях, что наконец что-то сложилось в осмысленную картинку, я потерял бдительность и купил билет до Омска на сутки раньше, чем нужно (вечная история с рейсами, которые отправляются в районе полуночи). Наш дорогой Аэрофлот такие ошибки прощает, но при оплате сбора 2800 руб за изменение даты вылета.

Итак, наступил день, когда закончилась моя рабочая смена. Я уставший, но довольный, сажусь в самолёт. Времени немного за полночь. Лететь всего три часа, но при полётах на Восток ночь просто теряется. Только что начались новые сутки, но в то же время ты не успеваешь пережить смену дат, как раз - и вот уже 7 утра.

И вот стою я перед омским аэропортом, словно в лыжи обутый, и только на месте понимаю - в какую же сонную ловушку я сам себя и загнал. Бывает так, что интерес к новому месту как рукой снимает всякий сон и усталость. Но Омск, уже будучи на месте, такого интереса не вызывал. По изначальной задумке был важен сам факт посещения Омска, и возможно для этого было бы достаточно и пары часов - окофеиниться где-нибудь в центре. Удручало и то, что я не изучал и не интересовался какими-то значимыми для посещения объектами, поэтому не было никакого плана действий.

Мои знания и представления об Омске состояли только лишь из мемов про омскую птицу и что Омск невозможно покинуть, а также, что это единственный в мире город с метро, которое состоит из одной станции. Ну и ещё, что там жил и творил Егор Летов.

Пополнять багаж знаний я решил за завтраком в какой нибудь кафетерии поближе к вокзалу, дабы изучить подходы к вечернему поезду в Новосибирск. Омский аэропорт находится в черте города, и я очень быстро нашёл полумаршрутку, которая ехала в нужную мне сторону. Стоимость проезда в местном общественном транспорте - 25 руб при оплате банковской картой. При оплате по системе быстрых платежей - 17 руб.(!!!). Что-то связанное с бесплатными пересадками там есть, но это одна пересадка в течение 45 мин при использовании местной транспортной карты «Омка» на ограниченном количестве маршрутов. Я же сам не сразу разобрался как работают их валидаторы, потому что визуальная индикация об успешной оплате на них невыразительная. Так я и заплатил в первые три поездки по два раза)) И не только я. В одном из трамваев водительница буквально устала говорить каждый раз про «хватит прикладывать, всё с первого раза проходит»

Какая-то дискриминация, не находите?)
Какая-то дискриминация, не находите?)

Чуть-чуть не доехав до вокзала, я увидел одно очень знакомое здание, которое куряне должны узнать:

Добавьте описание
Добавьте описание

Забегая вперёд, скажу,что Омск и Курск роднит местами невероятная концентрация цветочных магазинов и аптек. И если сейчас в Курске остановочные павильоны торгового типа представляют собой в основном цветы и вейпы, то в Омске это чаще всего пресса и беляши с шаурмой, что, как по мне, намного эффективнее. О другой, приятной особенности местных остановок укажу позже.

Немного местной трамвайной эстетики:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

От цирка до вокзала я ехал на трамвае, в котором осознал ещё одну собственную глупость, которую совершил по невнимательности. Оказывается, когда я заранее покупал билет на поезд до Новосибирска, то не обратил внимания на часовые пояса. На деле вышло, что мой поезд должен отправиться по местному времени без двадцати три ночи - это на 3 часа позже запланированного. И прибыть в полдень (т.к. в НСК время уже МСК+4). Такой расклад меня никак не устраивал, но благо в нужные часы шёл уже знакомый по прошлогодней поездке в Казань поезд Адлер - Барнаул. Я без потерь обменял билеты, и хотя бы тут повезло)

Ну что, Миша, доплыл-дополз до Омска, доволен?)))
Ну что, Миша, доплыл-дополз до Омска, доволен?)))

Подкрепившись, я было подумал, что у меня появились силы. Но набирающее силу утреннее сибирское солнце начало жарить словно на сковороде. Кроме того, солнце в этом городе настолько активное, что от его яркости буквально слепило глаза. От традиционной обзорной поездки на общественном транспорте пришлось быстро отказаться, потому что кондиционеры там включать не очень любят.

Тоже зелёные
Тоже зелёные

В некоторых троллейбусах наличествуют чистяще-моющие средства с закреплёнными за машиной щеткой под соответствующим инвентарным номером:

Добавьте описание
Добавьте описание

Жара усиливалась, а я пошёл прогуляться пешком мимо разных интересных зданий и мест в сторону пляжа на Иртыше, который приметил по пути из аэропорта:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Иртыш
Иртыш

Посмотрел на него поближе, и просто пошёл дальше:

Пляж
Пляж
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Город подаёт какие-то знаки на омском языке:

Добавьте описание
Добавьте описание

В прогулке я обратил внимание на две особенности, которые бросались в нос и глаза:

  1. Совершенно иные ароматы и качество воздуха в сравнении с Курском и Москвой. Это и природные ароматы, и парфюмы, и вообще дышится легче.
  2. Заметное количество людей среднего возраста почему-то выглядели так, как будто приехали в выходной день на базар из колхоза в райцентр. В каких-то трениках, рубашках и сарафанах из 90-х. Ну хотя бы в этом плане я чувствовал себя комфортно, потому что сам выглядел разбитым и помятым))

Пройдя ряды шаурмячных, цветочных и аптечных магазинов, я зашёл в Магнит купить ледяной газировки. Передо мной в очереди стояла женщина, которая очень хотела взять пива, но ей его не продали, т.к. ещё не было 10 утра. Её отчаяние и тоска распространилась наверное на всё пространство в округе, в том числе и на меня. В том числе и по той причине, что до 10 утра было ещё далеко. Хотя было ощущения, что я нахожусь тут уже целую вечность.

Музыкальный театр поблизости от места встречи неудачливой любительницы пива
Музыкальный театр поблизости от места встречи неудачливой любительницы пива

Рядом с Магнитом находится здание Омского государственного музыкального театра, хотя по первому впечатлению оно напоминает не то секретные лаборатории, не то энергоблок АЭС.

В целом, Омск своим обликом устраивает качели от лампового дружелюбия до депрессии, и обратно. Я прочитал в путеводителе про популярную среди горожан стрелку реки Оми и Иртыша, и навострил свои асфальтовые лыжи туда:

Омичи - чемпионы
Омичи - чемпионы
Омь
Омь
Самолёты то и дело летают прямо над городом
Самолёты то и дело летают прямо над городом

Место оказалось подзаброшенным и неухоженным. Набережную просто закрыли дырявым забором, чтоб никто типа не смог пройти к парапетам, так как местами стали образовываться провалы. Как гласит надпись на табличке: здесь была заложена первая омская крепость. А за моей спиной находится бывший речной вокзал, который теперь кинотеатр. Про него есть отдельная не очень весёлая история.

Добавьте описание
Добавьте описание

А пока я дивился разноцветным рекам:

Добавьте описание
Добавьте описание
Реки смешиваются
Реки смешиваются

Иртыш имеет грязно-лазурный цвет в силу своего горного происхождения, а Омь, как уже было сказано выше - бурый, т.к. имеет начало в болотах.

Далее у меня разыгрался интерес к ещё одной известной омской заброшке - метро и его приснопамятной станции «Библиотека им. Пушкина». Туда я поехал на такси, где водитель недоумевал зачем я сюда заявился в такой сезон, да ещё из Курска. Объяснить почему, я ему не смог.

Самая известная схема Омского метро
Самая известная схема Омского метро
Теперь это просто подземный переход с элементами творчества
Теперь это просто подземный переход с элементами творчества

А вот и сама библиотека им. Пушкина, которая напоминает не то круизный лайнер, не то второй энергоблок той же АЭС:

Добавьте описание
Добавьте описание

Но по своему духу и количеству пространств для культурного развития эта библиотека поначалу напомнила такую же огромную библиотеку Ооди в Хельсинки. Но, в отличие от Ооди, мне вывернули весь рюкзак на входе при проверке, что я ещё понял. Но когда я попробовал подняться выше первого этажа в центр краеведческой информации, меня остановили обстоятельствами, дескать «ой, у нас туда до сих пор пропускная система», чего я уже не понял. Пришлось ограничиться релаксом в массажном кресле в уютных интерьерах конца 80-х:

Добавьте описание
Добавьте описание

После библиотеки совсем разморило, но парк развлечений помог взбодриться немного. Довольно скромный парк, но в упрёк кое-каким городам хочется сказать, что у нас и такого нет. Кстати, аттракционы организованы на частные инвестиции:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Я сбился со счёту от количества съеденного мороженого
Я сбился со счёту от количества съеденного мороженого

Путеводитель подсказал, что в городе есть интересные памятники, в частности вот - Степаныч:

-36

От Степаныча я пошёл по местам, которые расположены по другой берег Оми от стрелки:

Добавьте описание
Добавьте описание
Травматологическое отделение своим видом показывает, что тут вам не шутки
Травматологическое отделение своим видом показывает, что тут вам не шутки
Добавьте описание
Добавьте описание
Баржа на Иртыше
Баржа на Иртыше

Фёдор Михайлович, оказывается, связан с Омском:

Добавьте описание
Добавьте описание

В Омске находится судостроительный и судоремонтный завод, управление Иртышского пароходства, и собственно река Иртыш, которая должна представлять из себя мощную судоходную артерию. Но за весь день я увидел в работе только один сухогруз и пару речных трамваев. В плане пассажирских перевозок всё практически в нулевой точке. Есть только часовые прогулки до транссибирского моста и обратно. И как было сказано в путеводителе - рейсы регулярные, но если количество пассажиров небольшое, они не производятся. То есть, заранее купить билет на прогулку в конкретное время не выйдет. Но я случайно оказался в нужный момент неподалёку от причала и увидел группу людей, готовящуюся к посадке на очередной рейс.

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Транссиб
Транссиб
Бывший речной вокзал
Бывший речной вокзал
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Перевозчик был обеспокоен безопасностью, поэтому при входе на теплоход все вещи подвергались ручному сканированию и досмотру. Это была обычная поездка, без экскурсовода и рассказа о примечательных видах. Но одна женщина, которая сидела позади меня, рассказывала детям, что раньше от этого речного вокзала отправлялись теплоходы аж до Салехарда, и когда-то было много разных местных маршрутов на скоростных судах.

Сейчас эти рейсы не выполняются, а пассажирские суда Иртышское пароходство пытается продать:

https://flot55.ru/pages/objavlenija#
https://flot55.ru/pages/objavlenija#

К сожалению, речная прогулка не предполагала подход к метромосту, который успели построить, но оставили не у дел. Почему метро в Омске так и не появилось, хотя ряд объектов уже был возведён - тема для отдельного рассказа. В интернетах полно информации на эту тему.

А я продолжил бродить по центру и искать интересные моменты:

А лишь один дедушка Ленин хороший был вождь
А лишь один дедушка Ленин хороший был вождь
Мадам, извольте прекратить есть сырники, пока вас фотографируют
Мадам, извольте прекратить есть сырники, пока вас фотографируют
Да пошёл ты
Да пошёл ты
Омичи выдают базу
Омичи выдают базу
Не является рекламой
Не является рекламой
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Помогите найти достопримечательности
Помогите найти достопримечательности

Другой вид на музыкальный театр, и всесезонные остановочные павильоны:

Добавьте описание
Добавьте описание

Эти павильоны представляют из себя не только коммерческое пространство, но и закрытые ото всех погодных условий помещения для ожидания транспорта. Зимой в них должно быть тепло. А летом достаточно прохладно - проверял сам))

К слову об архитектурных особенностях. Не только библиотека и театр имеют вид промышленных гигантов. Торговый центр Омский не отстаёт:

Фото не моё. https://omchanin.livejournal.com/3919151.html?replyto=83675951
Фото не моё. https://omchanin.livejournal.com/3919151.html?replyto=83675951

Или например облик вот этого, как считается, заброшенного ТЦ при строительстве в середине нулевых наверняка был сложен под влиянием позднесоветских шедевров омской архитектуры:

описание
описание

За этим зданием есть небольшой местный арбатик с барными двориками, молодёжным движем и всяким разным позитивом. Но когда стоишь возле таких конструкций, ощущается некий сюрреализм - сам находишься в 2024, а ощущения уносят далеко назад во времени.

Вечером вторника в местных барах было тихо и скучновато. Но протянуть время за парой пива можно. Кстати, этот бар называется «Не пытайтесь покинуть Омск»:

-61

Наконец, начало смеркаться:

-62
Омь
Омь

Народ праздновал выпускные, а я уже буквально валился с ног и дико хотел спать. Вскоре я с огромным довольствием погрузился в свой поезд и, несмотря на все прогнозы и опасения, мне таки удалось покинуть Омск.

В целом, впечатления о городе неоднозначные. Я не попал в нужное настроение, и на месте ощущал скорее угнетение и усталость. Время тянулось бесконечно долго, а в какой-то момент даже возникло ощущение себя лицом без определённого места жительства и занятий))). Но послевкусие пришло позже. Это очень интересный для ознакомления город с присущими ему фишками и особенностями, в сумме которых он создаёт свой собственный облик. Мемы про Омск определённо родились не на пустом месте, но за день глубину их истоков понять невозможно. Но что-то ощутить получится. Самое интересное, что меня этот город заставляет возвращаться мыслями к нему. И это наверное потому, что главное впечатление, которое я там получил - это словно побывать на мосте между нынешним временем и хорошо сохранившемся духом прошлого. В любом случае, спасибо Омску за то, что именно благодаря ему я сподобился на эту поездку.