Мы переживаем расцвет ухудшайзеров. Фотографическая картинка не ценится, если она идеальна по резкости, точна по цветопередаче и близка к совершенной композиции.
Все популярные современные средства обработки и редактирования изображений не улучшают ее, а ухудшают. Пленочное зерно и стили под фотопленку, многочисленные фильтры, эффекты и прочие «валенсии» и «дехансеры» предлагают формальное ухудшение картинки. Чем хуже картинка — тем больший эмоциональный отклик она получает, вот объективный актуальный тренд, определяющий развитие фотографии.
Слава Новиков в этом контексте — мастер оптического ухудшения. Он добивается разрушения четкой реальности не пост-обработкой, а на стадии съемки. Инструментарий фотографа богат и разнообразен, но в основе лежат винтажные объективы, странные фильтры и насадки, буквально стекляшки и какие-то весьма странные предметы с блошиного рынка.
Это — техническая сторона. Главным в портретном творчестве Славы Новикова является проработка сюжета, глубокое понимание характера героя и визуальное «ухудшение» его до состояния полной эмоциональной чистоты и прозрачности. Портреты, которые делает Слава, действительно обнажают героя, делая его с одной стороны, беззащитным перед зрителем (так как зритель проникает в самые интимные уголки сущности героя) а с другой — наделяет эту беззащитность силой и властью. Визуальная деформация, сюжетные ходы и история — вот основа мастерства Славы.
Мастер-класс, когда фотограф раскрывает свои секреты и демонстрирует подходы, не предназначен для копирования и воспроизведения авторского подхода. Это, скорее, указатель для другого мастера, обмен опытом. Повторяя за автором его техники, пытливый участник обязательно найдет что-то свое. Любой мастер-класс, это триггер для запуска собственных творческих практик.
Слава предложил фотографам три сюжета, и каждый смог (кто хотел, конечно), дать свою интерпретацию, в основе которой лежали те же базовые принципы: оптическое ухудшение, сюжет и работа с героем, в нашем случае герой — балерина Урал Опера Балета Мана Кувабара.
Отмечу сложность предварительной проработки: эксклюзивные фоны, отбор одежды из развалов киностудии, понимание локаций и схем. В итоге мы можем сравнить фотографии, сделанные Славой Новиковым и участниками его мастер-класса.
Доступ к изображениям любезно предоставлен Славой Новиковым, организаторами мастер-класса — сетью оптик «Культура зрения», изображения публикуются с согласия авторов.
Работы Славы Новикова:
Работы Svetlana A. Priyma
Работы Михаила Лежнева
Работы Александра Чмелева
Работы Павла Ребрука
Работы Ольги Волковой
Работы Юрия Уколова
По моему мнению, фотография ниже полностью передает суть и атмосферу мастер-класса: оптические иллюзии и фотограф, их создающий.