Найти в Дзене

Как мультфильмы манипулируют нами?

Во время просмотра мультфильма с нами постоянно разговаривают. Нет, не персонажи и даже не актеры озвучки: а цвета и формы. Когда зритель включает хорошую картину, он погружается в историю, переживает за героев, хочет увидеть как они победят злодея или справятся с бедой. Безусловно, это заслуга сценария, но наравне с ним свою роль играет визуал. И если драматургию произведения мы понимаем разумом, то цвета и формы на экране взаимодействуют с чувствами. Художественная составляющая работает на подсознательном уровне. Поэтому визуально правильно поставленная сцена способна растрогать или рассмешить даже самого черствого человека. Да, художники и аниматоры манипулируют нами. Это возможно благодаря ассоциациям. У большинства людей есть схожие концепции, заложенные с рождения. Например: синий цвет связан с холодным, красный –  с горячим: этим хитро пользуются создатели мультфильмов. Это сильная уловка, потому что ассоциации возникают в голове почти моментально, стоит человеку взаимодействова
Оглавление

Во время просмотра мультфильма с нами постоянно разговаривают. Нет, не персонажи и даже не актеры озвучки: а цвета и формы.

Работа на эмоции

Когда зритель включает хорошую картину, он погружается в историю, переживает за героев, хочет увидеть как они победят злодея или справятся с бедой. Безусловно, это заслуга сценария, но наравне с ним свою роль играет визуал. И если драматургию произведения мы понимаем разумом, то цвета и формы на экране взаимодействуют с чувствами. Художественная составляющая работает на подсознательном уровне. Поэтому визуально правильно поставленная сцена способна растрогать или рассмешить даже самого черствого человека.

«Тайна Коко» (2017)
«Тайна Коко» (2017)

Во власти ассоциаций

Да, художники и аниматоры манипулируют нами. Это возможно благодаря ассоциациям. У большинства людей есть схожие концепции, заложенные с рождения. Например: синий цвет связан с холодным, красный –  с горячим: этим хитро пользуются создатели мультфильмов.

Это сильная уловка, потому что ассоциации возникают в голове почти моментально, стоит человеку взаимодействовать с чем либо. Цвета и формы находятся перед глазами по мере всего просмотра, но именно в самые важные моменты они обращают на себя внимание и вызывают нужную эмоцию.

Читаемые образы

В отличие от реальности, где судить людей по внешности уже не принято, художники и аниматоры раскрывают зрителям сущность героев с первых секунд мультфильма. Визуальное искусство настолько сильно, что только взглянув на образ, который создал опытный дизайнер, можно понять характер персонажа, хотя он всего лишь неподвижно стоит на листе. Поэтому очень важно, чтобы в телах мультяшных героев в основе лежали простые фигуры  –  шары, овалы, квадраты и т.д.

-2

Линии описывают характер

Круглые обтекаемые формы характеризуют веселых и милых героев. Прямые твердые же черты присущие строгим и серьезным персонажам.

«Вверх» (2009
«Вверх» (2009

А вот острые и угловатые формы чаще всего предупреждают об опасности и том, что перед вами, вероятно, антагонист.

«Вверх» (2009)
«Вверх» (2009)

Это не значит, что у добрых героев во внешности все должно быть мягким и гладким и, наоборот, если у персонажа есть острый нос он  –  злодей. Но художнику важно использовать подобные формы в силуэте, чтобы зритель на подсознательном уровне понимал роль героев в сюжете.

Могущество цвета

Покрас также неразрывно связан с образами. Холодные темные тона часто используются в образах злодеев, а светлые яркие цвета во внешности и одежде выделяют главных героев. Ассоциации работают тут в полной мере: мрачные тона зачастую вызывают антипатию, а противоположные им - симпатию. Такое распределение помогает создать контраст в кадре и показать, что эти две стороны  –  противоположности.

«Спящая красавица» (1958)
«Спящая красавица» (1958)

Не менее важны цвета в окружении. Они не только делают пейзажи живописными, но и несут в себе определенные функции. Их принципы схожи с функциями цветов персонажей: холодные тона ассоциируются с печалью и спокойствием, светлые  –  с легкостью и счастьем. Но фоны куда более эпизодический элемент повествования. Они призваны скорее дополнять впечатление, вызванное сценой. Иногда задний план и вовсе должен просто не отвлекать зрителя от происходящего на экране. А иногда, наоборот, с помощью монохромной палитры и одного акцентного цвета привлекается внимание на важный элемент в кадре.

«Унесенные призраками» (2001)
«Унесенные призраками» (2001)

Необходимые манипуляции

В современном мире есть создатели мультипликации, которые не пользуются вышеперечисленными установками. Есть те, которые уходят в деконструкцию, и делают все наоборот. Но ассоциации цвета и формы  –  слишком сильный инструмент, чтобы забывать о них при создании художественного произведения. Именно поэтому стили анимации и палитры крупных корпораций так приятны глазу и нравятся зрителям всех возрастов.

Качественно сделанный мультфильм не заставляет задумываться о том, почему вы сопереживаете нарисованной картинке. Он делает это на уровне зрительского подсознания, используя целый арсенал приемов. Это и есть искусство анимации.

Мы надеемся, что статья получилась полезной! До встречи в следующих материалах от команды Birch Plus!

Автор: Екатерина Брыкалова