У нас в Нешере начался сезон гастролей, не могу сказать, что Нешер это центр культурного притяжения, за звездами народ обычно идет или едет в города покрупнее, однако нет нет да и попадется что-то интересное в местной афише. В этом году наша мэрия серьезно подошла к организации культурно-развлекательного досуга для детей и взрослых в том числе и русскоговорящих.
С Соней мы регулярно ходим на всякие детские представления на иврите в местных ДК, на взрослых мероприятиях я бываю редко, но тут просто не смогла пройти мимо июльской афиши.
В середине июля я пойду на Игоря Губермана. Он конечно совсем не мое поколение, о его существовании я узнала от, внимание, моей младшей сестры, которая будучи подростком, очень прониклась его сатирой. Я тогда сильно впечатлилась этой еврейской темой, но посетить его вечер мне не довелось.
Честно говоря, я думала что Губерман умер лет 10 назад, 1936 год рождения как-никак… Однако обнаружив, что буквально в июле он проводит творческий вечер у нас в Нешере была приятно удивлена и поспешила купить билет.
А вчера в Нешере выступал Анатолий Белый (признан иногентом), с моноспектаклем “Я здесь”.
Я не могу назвать себя ценителем его творчества, точнее нет, не так, работы с его участием, мне в целом симпатичны, однако я не рассматривала его как актера, на моноспектакль которого когда-либо пойду. Но все бывает впервые. Тут, скорее, во мне взыграл интерес, после скандала с отменой в Тель-Авиве гастролей Ленкома, к которому Белый приложил руку и свою подпись. В моем мире Ленком - это всегда что-то захватывающее, работы театра хочется смотреть и в Питере и в Тель-Авиве и на Северном полюсе (лично мне). К тому же я крайне плохо отношусь к цензуре, отменам и запретам, не важно будь-то рэпер, художник, театр, танцовщик или любой другой деятель искусства, его вид или направление.
Так что билет на спектакль я покупала с мыслью “ну что, пойду посмотрю, настолько ли ты хорош, что можешь пытаться решать за Израильтян что им смотреть, а что отменить”.
На самом деле, я считаю, что ни кто (ни большинство, ни меньшинство, ни один единственный человек) не имеет права решать что, кому, когда и в какой форме смотреть и какие выводы делать из просмотренного. Рецензию плохую написать можно, можно осудить и даже призвать к бойкоту (если есть достаточная аудитория, которая послушает инфлюенсера), но вот отменять искусство - это дно.
Я пошла на спектакль одна, Артем остался дома с больной Соней, подруг не звала, к подопечным, которые тоже пошли, присоединяться не стала.
Взяла билет на 1 ряд, 11 место, ровно посередине.
Я знала что спектакль будет о войне и это все что я прочла в анонсе (остальное читать не стала, что бы получить чистое впечатление) . Честно говоря, думала, что увижу на сцене монологи о политике и победе всего хорошего над всем плохим, оформленные в профессиональную упаковку.
В первые минуты начала действия, меня все раздражало. Спектакль начался в зале, со специфического приема со звуком, герой, перемещался по передним рядам и взаимодействовал с публикой короткими диалогами, непонятной суетой и глупыми смешками.
Было очевидно что раздражает это не только меня, но так же очевидно было, что с первой же минуты у всего зала появились эмоции и вовлеченность в процесс. А дальше, все оставшееся время, герой качал зал на эмоциональных качелях.
Кстати зал в Нешере маленький, думаю в районе 500-600 посадочных мест, так что обстановка была достаточно камерной, не уверена, что если бы зал был больше, а сидела я дальше, меня бы так захватило происходящее на сцене.
Спектакль длился час с небольшим. Я не буду приводить тут цитаты, стихи и описание сюжета. Желающие могут найти на ютубе или еще где-нибудь. Скажу только что за час, герой дал зрителям возможность прожить разрушенную жизнь маленького человека с ПТСР, которому очень хочется домой, а от дома ничего не осталось (разве что физическая оболочка и то не факт). Но это не конец, герой знает, что он есть и жизнь продолжается.
Самым острым моментом для меня стал отрезок, где герой Белого сидел на краю сцены, свесив ноги в зал и произносил эмоциональный монолог, я сидела в кресле прямо напротив, можно сказать, лицом к лицу с ним и видела каждую морщинку, каждое движение мышц лица, изменение взгляда… это было полное погружение.
Повторюсь, вероятно, если бы я взяла билеты не в первый ряд, а дальше от сцены, то такого эмоциональной вовлеченности не испытала бы.
Что касается остальных зрителей. Зал разделился. Процентов 20 были либо разочарованы, либо просто остались нетронутыми и поспешили сразу уйти, остальные встали и стоя аплодировали минут пять.
Мне кажется, такая разница восприятия связана с вовлеченностью в события, речь о которых шла на сцене. Те зрители, которые в Израиле очень давно и события наблюдают только из новостей, просто не поняли что хотел сказать автор.
Я же осталась под глубоким впечатлением, не столько от сюжета, сколько от потрясающей игры.