Довелось мне попасть в июне на Потешный двор - тот, что сиял на Фестивале лоскутного шитья «Душа России» в Гостином. Сколько искренней радости и света подарили посетителям Петрушки театрального художника из Подмосковья Светланы Оспищевой!
Давно мне хотелось послушать профессионала, который бы рассказал о нашей знаменитой кукле. И вот только загадай! Светлана Оспищева этим персонажем увлеклась давно, нравится ей этот очень глубокий, неоднозначный образ.
«Люди к нему относятся поверхностно, - сетует Светлана, - а если разобраться – там целый космос. Меня больше всего цепляет трагичность Петрушки, несмотря на то, что он смеётся, веселится, но это весёлость иного порядка, не поверхностная».
А ведь и правда, Петрушка – дуален, в нём есть всё, целый мир, как в любом человеке. Однако мы любим себя подставлять в основном одним бочком, стараясь не показывать наших слёз, наших тёмных мыслей, хотим, чтобы нас видели милыми, приятными, обаятельными. А Петрушка, по словам художницы, цельный. При всей браваде, клоунаде, буффонаде – он очень сложный персонаж.
Такой плут, озорник, ловкач, проказник, не подчиняющийся общепринятым правилам поведения, есть практически в каждой культуре – вспомните итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля, английского Панча, немецкого Каспета, турецкого Карагёза.
Как правило, такой плут желает поменять суть игрового процесса, изменить ситуации, вмешаться в чужую жизнь. Правда, делает он это не из злого умысла, хотя его озорство и имеет зачастую серьёзные последствия. Но ему важен процесс, который, в конце концов, всех выведет на чистую воду.
«Мне, - продолжает художница, - нравится, что Петрушка провоцирует человека на то, чтобы он показал себя настоящим. Театр Петрушки - не зрелище, где люди сели на стульчики, раскрывается бархатный занавес и начинается представление. Это театр, который с тобой настолько сильно взаимодействует, что ты тоже становишься частью этой мистерии. И это очень крутая история, потому что дети проявляются, взрослые хохочут, икают до слез или начинают плакать – это чистые эмоции, происходит нечто катарсическое. Во мне сразу появляются бешеные эндорфины, когда вижу Петрушку. Меня аж трясёт, когда нахожусь рядом с настоящими петрушечниками – это и есть чистое искусство».
Работа у петрушечников, конечно, из сложнейших. Безусловно, у каждого есть сценарий, некая «рыба», которая держит представление, но ведь в любой момент всё может перевернуться - в «кадр» зашёл ребенок, кто-то полез за ширму и т.д. Это улица, здесь может произойти все, что угодно: налететь дождь, ветер, появиться собака, кошка, те же бездомные. И человек, работая с куклой, должен быстро среагировать и мгновенно обыграть ситуацию, не выходя из образа. Для этого нужен очень мобильный, мягкий, «липкий» мозг, артисту должно быть очень увлеченным любимой работой.
Этому, считает Светлана, можно научиться, но все равно изначально внутри должно быть нечто особое. «Петрушечник, - продолжает она, - не всегда человек с театральным образованием. Иногда Петрушка сам выбирает себе того, через кого будет говорить».
В Потешном дворе у Светланы не только Петрушки, разных кукол много – скоморохи, шуты, потешники. Всё это отдельное государство, где мастер с удовольствием наблюдает за гостями – ведь она так старалась создать им настроение!
Вот - трон, вот – корона, скипетр, держава. Конечно, игрушечные. И людей, которые готовы войти в это пространство игры, Светлана короновала и смотрела, как народ реагирует.
«Соглашаются с радостью, - констатировала художница. – Столько смеха, улыбок! Взрослые ведь – те же дети, и мужчины, и женщины - только пригласи поиграть. Уверена, что сейчас всем нам нужен такой игрушечный герой, который будет в шуточной форме «вскрывать» тех, кто хочет узнать себя настоящего».
Рада была познакомиться с куклами Светланы Оспищевой – Йориком с его огромным бубенцом, рыбой-клоуном, которая превратилась в сумочку, помощником Деда Мороза Птёрком, блаженным правителем Царём Горохом, грустными и весёлыми скоморохами в странных головных уборах с бубенцами. А какие там были зеркала!
«Мои зеркала – это метафора, - поясняет Светлана. - Это о том, чтоб заглянуть в свою улыбку, смотришь на себя в зеркало и видишь на себе и колпачок, и бубенец, и можно состроить себе смешную улыбку и рожицу – зеркало рисует настроение».
Было на Потешном дворе и лоскутное солнышко, напоминание о светиле, что дарит нам жизнь, и бешеную энергию, может и ласково погладить, и пришпарить плечи. Светлана уверена, что они с Петрушкой имеют одну энергетику – солнечную двустороннюю, что может и сжечь, и обогреть.
Итак, куклы, зеркала, трещётки, расписные деревянные ложки, из которых едят с особым смаком, костюмы с ни на что не похожей театральностью для современных модниц (интерпретация петрушечной темы в одежде), и всё это – энергия доброго праздника, всё создано воображением большой мастерицы, что вывела наружу своего внутреннего ребёнка.
Вот и задумайтесь, зачем нам всем театр?!