Найти в Дзене
Наталья Косякова

Петрушка – это космос. Светлана Оспищева созидает энергию праздника

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

Довелось мне попасть в июне на Потешный двор - тот, что сиял на Фестивале лоскутного шитья «Душа России» в Гостином. Сколько искренней радости и света подарили посетителям Петрушки театрального художника из Подмосковья Светланы Оспищевой!

Давно мне хотелось послушать профессионала, который бы рассказал о нашей знаменитой кукле. И вот только загадай! Светлана Оспищева этим персонажем увлеклась давно, нравится ей этот очень глубокий, неоднозначный образ.

«Люди к нему относятся поверхностно, - сетует Светлана, - а если разобраться – там целый космос. Меня больше всего цепляет трагичность Петрушки, несмотря на то, что он смеётся, веселится, но это весёлость иного порядка, не поверхностная».

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

А ведь и правда, Петрушка – дуален, в нём есть всё, целый мир, как в любом человеке. Однако мы любим себя подставлять в основном одним бочком, стараясь не показывать наших слёз, наших тёмных мыслей, хотим, чтобы нас видели милыми, приятными, обаятельными. А Петрушка, по словам художницы, цельный. При всей браваде, клоунаде, буффонаде – он очень сложный персонаж.

Такой плут, озорник, ловкач, проказник, не подчиняющийся общепринятым правилам поведения, есть практически в каждой культуре – вспомните итальянского Пульчинеллу, французского Полишинеля, английского Панча, немецкого Каспета, турецкого Карагёза.

Как правило, такой плут желает поменять суть игрового процесса, изменить ситуации, вмешаться в чужую жизнь. Правда, делает он это не из злого умысла, хотя его озорство и имеет зачастую серьёзные последствия. Но ему важен процесс, который, в конце концов, всех выведет на чистую воду.

Художник Светлана Оспищева. Фото: Надежда Музыкова
Художник Светлана Оспищева. Фото: Надежда Музыкова

«Мне, - продолжает художница, - нравится, что Петрушка провоцирует человека на то, чтобы он показал себя настоящим. Театр Петрушки - не зрелище, где люди сели на стульчики, раскрывается бархатный занавес и начинается представление. Это театр, который с тобой настолько сильно взаимодействует, что ты тоже становишься частью этой мистерии. И это очень крутая история, потому что дети проявляются, взрослые хохочут, икают до слез или начинают плакать – это чистые эмоции, происходит нечто катарсическое. Во мне сразу появляются бешеные эндорфины, когда вижу Петрушку. Меня аж трясёт, когда нахожусь рядом с настоящими петрушечниками – это и есть чистое искусство».

Работа у петрушечников, конечно, из сложнейших. Безусловно, у каждого есть сценарий, некая «рыба», которая держит представление, но ведь в любой момент всё может перевернуться - в «кадр» зашёл ребенок, кто-то полез за ширму и т.д. Это улица, здесь может произойти все, что угодно: налететь дождь, ветер, появиться собака, кошка, те же бездомные. И человек, работая с куклой, должен быстро среагировать и мгновенно обыграть ситуацию, не выходя из образа. Для этого нужен очень мобильный, мягкий, «липкий» мозг, артисту должно быть очень увлеченным любимой работой.

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

Этому, считает Светлана, можно научиться, но все равно изначально внутри должно быть нечто особое. «Петрушечник, - продолжает она, - не всегда человек с театральным образованием. Иногда Петрушка сам выбирает себе того, через кого будет говорить».

В Потешном дворе у Светланы не только Петрушки, разных кукол много – скоморохи, шуты, потешники. Всё это отдельное государство, где мастер с удовольствием наблюдает за гостями – ведь она так старалась создать им настроение!

Вот - трон, вот – корона, скипетр, держава. Конечно, игрушечные. И людей, которые готовы войти в это пространство игры, Светлана короновала и смотрела, как народ реагирует.

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

«Соглашаются с радостью, - констатировала художница. – Столько смеха, улыбок! Взрослые ведь – те же дети, и мужчины, и женщины - только пригласи поиграть. Уверена, что сейчас всем нам нужен такой игрушечный герой, который будет в шуточной форме «вскрывать» тех, кто хочет узнать себя настоящего».

Рада была познакомиться с куклами Светланы Оспищевой – Йориком с его огромным бубенцом, рыбой-клоуном, которая превратилась в сумочку, помощником Деда Мороза Птёрком, блаженным правителем Царём Горохом, грустными и весёлыми скоморохами в странных головных уборах с бубенцами. А какие там были зеркала!

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

«Мои зеркала – это метафора, - поясняет Светлана. - Это о том, чтоб заглянуть в свою улыбку, смотришь на себя в зеркало и видишь на себе и колпачок, и бубенец, и можно состроить себе смешную улыбку и рожицу – зеркало рисует настроение».

Было на Потешном дворе и лоскутное солнышко, напоминание о светиле, что дарит нам жизнь, и бешеную энергию, может и ласково погладить, и пришпарить плечи. Светлана уверена, что они с Петрушкой имеют одну энергетику – солнечную двустороннюю, что может и сжечь, и обогреть.

Итак, куклы, зеркала, трещётки, расписные деревянные ложки, из которых едят с особым смаком, костюмы с ни на что не похожей театральностью для современных модниц (интерпретация петрушечной темы в одежде), и всё это – энергия доброго праздника, всё создано воображением большой мастерицы, что вывела наружу своего внутреннего ребёнка.

Вот и задумайтесь, зачем нам всем театр?!

Фото: Надежда Музыкова
Фото: Надежда Музыкова

Шитье
5926 интересуются