Audemars Piguet, даже в большей степени, чем Patek Philippe, во многом обязана своим успехом единственной модельной линии: Royal Oak. В то время как у женевского конкурента Patek Philippe есть более прочные опоры, чем знаменитый Nautilus, Audemars Piguet оказалось сложнее диверсифицировать свою деятельность за пределами Royal Oak и выпустить на рынок успешные парадные часы.
Пока неясно, действительно ли это нужно бренду, но снятие с производства модели ref. 15202ST и появление коллекции CODE 11.59 показывают, что AP определенно нацелена на расширение своего портфолио. Ожидается, что в 2025 году на коллекцию CODE 11.59 будет приходиться 20 % доходов компании. Audemars Piguet предлагает гораздо больше, чем спортивные модели с тремя стрелками, о чем свидетельствует впечатляющий каталог сложных часов недавнего прошлого.
Ultra-Complication Universelle RD#4 - изюминка серии RD
Два других члена неофициальной "святой троицы" высокого часового искусства, Patek Philippe и Vacheron Constantin, неоднократно появлялись в топ-10 списков самых сложных механических часов всех времен.
Vacheron Constantin, в частности, похоже, задался целью неоднократно побить свой собственный рекорд по количеству усложнений в одном - по общему признанию, громоздком - корпусе.
Audemars Piguet, напротив, упорно отказывается вступать в соревнование, где планка теперь установлена на уровне 63 усложнений. Однако это не означает, что производитель избегает сложности в своих наручных часах. Яркий пример - модель RD#4 Ultra-Complication, которая имеет 40 "функций", включая 23 усложнения.
Модель RD#4 представляет собой отличный экскурс по самым интересным усложнениям, недавно разработанным Audemars Piguet.
Она вобрала в себя ключевые инновации своих предшественников в серии RD, то есть RD#1, 2 и 3, объединив все самое необходимое в одном корпусе и механизме. Интерес представляет не столько количество этих усложнений и функций, сколько необычные и инновационные конструкции, в которых реализованы некоторые из них.
Благодаря модульной многослойной конструкции толщина механизма RD#4 составляет всего 8,8 мм, что необычайно мало для механизма с таким большим количеством усложнений. Давайте подробнее рассмотрим технологическое мастерство калибра 1000 и то, как его предшественники в линии RD заложили основу для новых часов.
Ударный механизм из RD#1 Supersonnerie
Начнем с ударного механизма, который основан на проверенных и запатентованных технологиях Supersonnerie, дебютировавших в модели RD#1 в 2015 году и разработанных в сотрудничестве с EPFL Lausanne. Самым важным новшеством этих концептуальных часов стало крепление гонгов ударного механизма к металлической мембране, вместо обычного размещения на корпусе или задней крышке.
Вместе с резонансной камерой в виде второй, внешней задней крышки с несколькими вырезами достигается особенно мощный звук. Технология Supersonnerie была позже представлена в коллекции Code 11.59 и, конечно же, стала неотъемлемым дополнением (в несколько измененном виде) к модели "Ultra-Complication" RD#4.
В часах RD#4 внешняя задняя крышка резонансной камеры может быть открыта, чтобы показать механизм внутри. Это достигается за счет конструкции мембраны - диска из сапфирового стекла, окруженного металлической рамкой, к которой прикреплен гонг.
Компактный дизайн хронографа
Открыв заднюю крышку, можно обнаружить еще один дизайнерский трюк, способствующий уменьшению общей высоты механизма: знатоки быстро определят, что конструкция в центре - это механизм сплит-секунды. Впечатляет не только сам механизм, но и его расположение в крупногабаритном шарикоподшипнике автоматического ротора.
Поскольку масса ротора почти не влияет на завод механизма, место, которое занимали бы ротор и сплит-хронограф по отдельности, сокращается вдвое или, по крайней мере, значительно уменьшается при их объединении.
В механизме хронографа не используются излюбленные поклонниками вертикальные муфты, поскольку калибр 1000 диаметром 34,3 мм обладает достаточным пространством для размещения многочисленных компонентов в одной плоскости, а не вертикально.
Аналогичный подход Audemars Piguet применяет и в отношении баррелей, которые размещены на одном уровне: один отвечает за солидный 64-часовой запас хода, а второй, меньший по размеру баррель, обеспечивает работу sonnerie.
На циферблате не видно других слоев механизма. Шестерни и рычаги хронографа расположены под ротором и сплит-секундным механизмом, за которыми следует собственно базовый механизм. Grande и Petite Sonnerie скрыты от глаз между такими усложнениями на уровне циферблата, как вечный календарь, фазы луны и парящий турбийон.
Вечный календарь от Royal Oak RD#2 и компактные часы с фазой Луны
Усложнение вечного календаря снова основано на уже существующих часах RD, в данном случае RD#2. Главным новшеством здесь является двухмерный дизайн программного колеса, которое механически кодирует длительность месяцев в одной плоскости.
Традиционные вечные календари требуют большей высоты. Кроме того, вечный календарь Caliber 1000 оснащен многочисленными защитными механизмами и устройствами быстрой регулировки и теоретически нуждается в корректировке только через 400 лет.
Бывшая модель RD#2 вошла в "обычную" коллекцию Audemars Piguet как Royal Oak Perpetual Calendar Ultra Thin. Калибр 5133 составляет невероятные 2,89 мм, несмотря на механизм автоматического подзавода и календарный модуль. Учитывая, что базовый калибр 2120, разработанный Jaeger-LeCoultre, имеет высоту 2,45 мм, на изготовление календарного модуля остается менее полумиллиметра, включая допуски.
Несомненно, эта запатентованная конструкция используется в RD#4 для минимизации общей высоты. Разместить все индикаторы вышеупомянутых усложнений на одном циферблате - само по себе сложная задача. Audemars Piguet придумал нечто особенное, в частности, для фазы Луны, чтобы найти место рядом с парящим турбийоном, календарем и индикаторами времени.
В запатентованном дизайне используются два концентрических диска, каждый из которых показывает одну половину Луны - или ее отсутствие. В результате получается компактная фаза Луны, которая не движется непрерывно, а проходит через десять изображений Луны дискретными шагами.
Парящий турбийон от RD#3
Парящий турбийон, установленный только с одной стороны, вдохновлен последней моделью RD - RD#3.
Эти же часы послужили музой для ориентации привода клетки турбийона, что позволило еще больше уменьшить общую высоту, как это продемонстрировано в 3,4-миллиметровом плоском калибре 2968, питающем RD#3.
При диаметре 42 мм и высоте 15,55 мм размеры RD#4 значительно уступают многим другим сложным наручным часам. Частично это объясняется новыми механизмами, не занимающими много места, а также работой, проделанной предыдущими часами RD.
Модель RD#4 по праву можно считать шедевром, созданным специалистами по усложнениям на новом производстве в Лез-Саньоле, которое еще несколько лет назад было известно как Audemars Piguet Renaud & Papi. На выставке GPHG 2023 это достижение было отмечено желанной наградой Aiguille d'Or.
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь.👌
А вы знали, что у нас есть Telegram-канал? Подпишитесь, и мы будем держать вас в курсе важной информации.👀
Читайте больше интересных статей на нашем сайте onewatch.by