4,2K подписчиков

Идеальные преступления и сверхлюди: Мои любимые триллеры

Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни. В идеале они должны содержать неожиданные повороты, чтобы усилить в зрителе напряжение, тревогу, ужас и дезориентацию в реальности происходящего на экране. А также – вопрос “Что произойдёт дальше?”

Это один из моих любимых жанров – в нём всегда есть загадка, ответ на которую хочется узнать, есть либо преступник, который считает себя умнее остальных, либо жертва обстоятельств, которая борется с ними, чтобы исправить ситуацию.

Решила собрать в один файл несколько самых любимых. Некоторые из них с элементами фэнтази, некоторые с детективной линией.

“Отсчёт убийств” (2002, Murder by Numbers), режиссёр Барбет Шрёдер

Два школьника Ричард и Джастин на протяжении нескольких месяцев планировали убийство, прежде чем похитить случайную жертву (ею оказалась женщина, буквально проходящая мимо), нанести ей смертельные травмы и выбросить тело в канаву. Они продумали всё, потому были уверены, что полиция никогда не сможет выйти на убийц.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.

В основе сюжета лежит история двух студентов Натана Леопольда и Ричарда Лёба, которые решили совершить “идеальное преступление” – в 1924 году они убили подростка Бобби Фрэнкса.

Британский драматург Патрик Гамильтон в 1929 году написал пьесу “Верёвка” по мотивам этого преступления, а в 1948 году Альфред Хичкок выпустил одноимённую экранизацию пьесы. Мне его версия понравилась именно режиссурой, потому что мало, кто мог подобно Хичкоку так использовать ограниченное пространство для рассказа историй.

Но вот из двух версий по мотивам преступления Леопольда-Лёба мне хочется пересматривать именно “Отсчёт убийств”. Может, дело в Сандре Буллок, которая мне очень нравится; может, в наличии следствия, которое тут показано в подробностях, что меня обычно очень увлекает. В этом фильме очень ярко показана такая полезная вещь в жизни человека, как внимательность. Детектив Кэсси Мэйвезер (Буллок) очень дотошна в делах, она не пропускает ни мелочи, она берёт в разработку каждую деталь, когда её коллеги предпочитают закрыть на это глаза. А детали как раз и ведут к разгадке.

А глобальной темой этой истории (и неизменной в обеих экранизациях) является то, как отдельные люди начинают верить, что они выше остальных, потому берут на себя слишком большую ответственность – решать, кому жить, кому умирать, оставаясь безнаказанными, чтобы ощутить своё превосходство перед другими.

“Клетка” (2000, The Cell), режиссёр Тарсем Сингх

Маньяк Карл Старгер похищает девушек и превращает их в куклы. На его счету уже десятки жертв. После похищения последней он впадает в кому. Но попасть в его сознание, чтобы узнать, где он спрятал жертву, всё же есть шанс. Психиатр Кэтрин Дин владеет навыком проникновения в подсознание сложного пациента. Полиция обращается за помощью к Кэтрин для поиска ответа.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-2

То, что это очень эстетически красивый триллер, очевидно. Благодаря продуманному видеоряду, костюмам, какому-то гипнотическому ритму происходящего банальная в принципе история выглядит и смотрится потрясающе. Над костюмами работала японская художница по костюмам Эйко Исиока, в оформлении сцен использовались референсы от картин художников Ханса Руди Гигера и Одда Нёрдрума, от работ Дэмиена Хёрста, также от карт Таро.

В этом триллере очень впечатляет то, как создан внутренний мир маньяка, как он точно прописан и каково постороннему человеку оказаться внутри него. Тарсем Сингх буквально погружает зрителя внутрь, выбрав проводником Кэтрин Дин (в исполнении Дженнифер Лопес).

“Девушка с татуировкой дракона” (The Girl with the Dragon Tattoo), режиссёр Нильс Арден Оплев (2009) и Дэвид Финчер (2011)

Шведский миллионер Хенрик Вангер пытается найти убийцу своей внучатой племянницы Харриет. Хотя это произошло сорок лет назад, прошлое подаёт о себе сигналы, не давая покоя пожилому мужчине. К расследованию привлекают журналиста Микаэля Блумквиста, а потом ему на помощь приходит хакерша Лисбет Саландер.

Знакомство с этой историей у меня произошло именно со шведской экранизации 2009 года от Нильса Ардена Оплева, потом я прочитала роман Стига Ларссона, который меня очень впечатлил. Узнав, что Дэвид Финчер планирует сделать свою экранизацию, я, конечно, ждала результата с нетерпением. Экранизация последнего мне понравилась больше – визуальный стиль, режиссура и подбор актёров, мне показались внушительнее, чем у Оплева.

Но есть оговорка. Роман не стоит игнорировать. Он такой объёмный и детальный, что обе версии хронометражем в два с половиной часа не вместили всего, что есть в нём, и читать его невероятно интересно и увлекательно. Я бы сказала, что можно бесстрашно смотреть фильмы перед прочтением. Оба фильмы по-своему преподносят текст. А тема остаётся неизменной – исследование жестокого отношения к женщинам (в Швеции, да и вообще), с акцентом на извращённую философию отдельных людей, которые считают себя в праве вести себя жестоко (прослеживается та же идея избранности, кстати, как и в “Отсчёте убийств” и “Верёвке”).

“Преступление из-за любви” (2010, Crime d'amour), режиссёр Ален Корно

Изабель Герен (в исполнении Людивин Сенье) работает ассистенткой властной бизнес-вуман Кристин Ривьер (Кристин Скотт Томас). Кристин считает себя умнее и сильнее своей ассистентки, потому позволяет себе обращаться с ней с неким пренебрежением, а потом и вовсе присваивает себе её идею. Изабель же не хочет прощать начальнице такое, она продумывает план мести.

Это неспешное кино; оно отображает суть высказывания, что месть – это блюдо, которое подают холодным. Главная героиня в исполнении Людивин Сенье следует этому правилу и методично приближается к исполнению своей идеи. Визуальная эстетика поддерживает её натуру – аккуратную и сдержанную, терпеливую и расчётливую.

Брайан де Пальма вскоре после выхода французского триллера выпустил свой ремейк “Страсть” (2012, Passion), в котором главные роли исполнили Нуми Рапас и Рейчел МакАдамс.

Ремейк уступает оригиналу. "Страсть" кажется менее серьёзным триллером, в нём меньше психологического смысла, нежели в его собрате. Он и визуально уступает оригиналу – у Алена Корно цветовые решения и декорации дополняют происходящее.

“Бархатная бензопила” (2019, Velvet Buzzsaw), режиссёр Дэн Гилрой

Этот триллер погружает в мир современного искусства, действие разворачивается в Лос-Анджелесе среди представителей элиты – продающей и покупающей. Те, кто покупает, могут себе позволить купить чрезмерно дорогой предмет искусства, который со стороны может так и не выглядеть.
Интрига закручивается, когда сотрудница галереи Джозефина находит коллекцию картин, которые вызывают невероятный интерес. Когда она рассказывает о находке, коллеги начинают продвижение нового имени в массы.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-5

Отчасти этот фильм насмехается над миром современного искусства, показывая, как те, кто в нём вращается, могут и сами теряться в смыслах, не отличая простой мешок с мусором от настоящего экспоната.

Также этот фильм показывает слишком прямо, что предмет искусства – это творение из чувств, эмоций и биоматериала своего творца.

Но больше всего мне этот триллер нравится из-за главного героя Морфа Вандеволта (в исполнении Джейка Джилленхола). Это суть современного искусства в его лице. У современного искусства очень сложный посыл, его может расшифровать только тот, кто создал тот или иной экспонат. Морф в этом сюжете такой же сложноустроенный человек. В начале истории он выглядит очень уверенным и непоколебимым. Он живёт с мужчиной – и этот элемент его портрета вовсе не повесточный, он скорее призван отобразить предсказуемость тех, кто вращается в мире искусства. Стильный, манерный парень, который ценит абстрактные мазки на холсте, скорее всего отправится на свидание с другим парнем, чем с девчонкой. Но вот подвох. Морф вдруг увлекается девушкой, несмотря на ранее заявленный статус. А девчонке ничего не стоит использовать симпатию парня в своих интересах. Образ Морфа получается не таким однозначным, и это всё равно что пытаться расшифровать что-то из современного искусства. Сначала вы видите одно, потом вам открывается другое. Так и образ Морфа эволюционирует с момента начала истории к её финалу.

“Предчувствие” (2007, Premonition), режиссёр Меннан Япо

Домохозяйка Линда Хэнсон (в исполнении Сандры Буллок) узнаёт, что её муж погиб в автокатастрофе. Но на следующий день она оказывается в своей обычной жизни снова, когда муж ещё жив.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-6

Я выдвинула претензию драме “Претенденты” Луки Гуаданиньо из-за того, что её восприятие очень усложнено витиеватой структурой, построенной на флэшбеках. Но что самое забавное в этом триллере как раз флэшбеки тоже составляют основу повествования. И здесь это манипулирование временем уместно, так как сама история того требует. Концепция времени является базовой в сюжете, потому что женщина потеряла своего мужа, горе влияет на её чувство времени, потому она думает, что может управлять им, чтобы спасти мужа.

Благодаря этому триллеру узнала имя мексиканского художника-сюрреалиста Октавио Окампо. Постер оформлен в его стиле. Он рисует в стиле метаморфизма, используя технику наложения и сопоставления деталей, которые переплетаются друг сдругом, создавая самостоятельный сюжет. Получается оптическая иллюзия. На постере из веток деревьев складываются очертания лица главной героини.

“Окно во двор” (1954, Rear Window), режиссёр Альфред Хичкок

Профессиональный фотограф Джефф (в исполнении Джеймса Стюарта) вынужден сидеть дома из-за сломанной ноги. От скуки ему ничего не остаётся, как наблюдать за происходящим в мире через распахнутое окно своей квартиры. Он наблюдает за людьми в окнах дома напротив, которые живут своей жизнью.
Однажды его особенно сильно привлекает происходящее в одном из окон, так как ему кажется, что муж убил свою жену. Джефф загорается желанием разобраться, что же там произошло на самом деле, и на помощь ему приходит его подруга Лиза Фремон (в исполнении Грейс Келли).
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-7

Этот триллер отлично поставлен, в нём продуманы детали, а украшает его Грейс Келли и её наряды. Несмотря на жанр, история не давит, она смотрится на редкость легко, пусть расследование и приводит к нелицеприятной развязке, доказывающей правильность подозрений Джеффа.

В триллере "Окно во двор" исследуется тёмная сторона человеческой натуры, что очень любил Хичкок. Он виртуозно иллюстрирует страсть человека к подсматриванию за другими без их ведома. При этом он показывает как люди одиноки, даже будучи в компании. Джефф наблюдает за ними сквозь своё окно, и каждого видит в рамке их окна. Оконные рамы в контексте сюжета служат метафорой ограничений, которые сдавливают городского человека, каким незначительным и незаметным он может себя чувствовать. А ощущение незаметности может породить в человеке ощущение безнаказанности, потому он решит, что и преступление может сойти ему с рук. Но круг замыкается, так как всегда находится кто-то, кто внимательнее большинства. В данном случае, это Джефф.

Кстати, в триллере Алена Корно этот троп используется. Нелюдимая Изабель Герен, ловко провернувшая план мести, не подозревала, что у неё есть свидетель, который может её выдать полиции. Также как Торвальд у Хичкока не знал, что за ним наблюдают.

“Кривые линии Бога” (2021, Los renglones torcidos de Dios), режиссёр Ориол Паоло

Частный детектив Алисия “Элис” Гульд симулирует паранойю, чтобы её поместили в психиатрическую больницу. Она планирует расследовать смерть пациента при невыясненных обстоятельствах.
Пребывание в больнице обернётся иначе, чем она могла предположить.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-8

Мне вообще очень нравятся испанские триллеры, это какой-то отдельный прекрасный сектор кинематографа со своими лицом и стилем. Я выбрала в этот список именно “Кривые линии Бога”, потому что в нём есть все увлекательные черты – интересное расследование, загадочные повороты сюжета, обманные ходы и отсутствие догадки, чем же всё закончится, до самого финала. При этом после просмотра желание порассуждать останется, так как финал не вполне однозначный.

“Плата за страх” (1952, Le salaire de la peur), режиссёр Анри-Жорж Клузо

В маленьком пограничном городке очень плохо с рабочими местами. От безработицы мужчины злоупотребляют алкоголем. В целом все маются от голода, безработицы и безденежья. Недалеко от города находится американская нефтяная компания, и там есть возможность найти работу.
Однажды она предлагает очень опасное задание – четыре добровольца должны доставить нитроглицерин на двух грузовиках, чтобы потушить пожар, бушующий в пятистах километрах от нефтяной компании.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-9

Триллер "Плата за страх" в 50х стал одним из самых дорогих фильмов французского кинематографа. Он получил Гран-при на Каннском кинофестивале 1953года.

В триллере исследуется природа страха. Самое элементарное его понятие и более глубокое. Четверо добровольцев Марио, Джо, Луиджи и Бимба знают, что у них нет столько жизней, сколько сигарет в пачке, потому риск должен быть оправданный. Но доставить нитроглицерин по очень опасному ландшафту как раз и есть повышенный риск. Из этого происходит второй страх – не увидеть светлое будущее, новую жизнь, ради которой они рискуют, желая получить высокую зарплату. Но также Клузо показывает опасность “сытости после долгого голодания”. Единственный оставшийся в живых, Марио, измученный и довольный, возвращается домой, его охватывает чувство торжества (он выжил и получил двойную плату), и он забывает об осторожности. Эйфория становится для него фатальной.

“Мохаве” (2015, Mojave), режиссёр Уильям Монахэн

Голливудский режиссёр и сценарист Том (в исполнении Гарретта Хедлунда) отправляется в пустыню Мохаве, чтобы побыть наедине с собой. В его жизни наступил сложный период, и оторваться от привычной суеты ему нужно, как никогда.
В пустыне его настигает незнакомец дикого вида (в исполнении Оскара Айзека), который начинает атаковать его странными репликами и вопросами. Встреча заканчивается тем, что между ними вспыхивает ненависть.
Незнакомец из пустыни не оставляет Тома и после его возвращения в город. Он находит его и в Лос-Анджелесе. Похоже, дикий бродяга хочет превратить жизнь Тома в ад.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-10

Этот триллер мне нравится ролью Оскара Айзека. Он показывает здесь свои способности во всей красе. Его роль – это и тёмная сторона творца (Тома, который столкнулся с переменами в своей жизни и хочет что-то поменять), и беспокойная душа, ищущая ответы на вопросы (кажущиеся на первый взгляд простыми).

Триллер “Мохаве” – это в некотором роде сатира на Голливуд, в котором, по мнению бродяги Джека (роль которого исполняет Айзек), невозможно сказать, ктосамый плохой, поскольку каждый ужасен на свой лад. А этот сценарный троп призван разрушить иллюзию, что голливудская картина состоит только из идеальных главных героев.

“Каштановый человечек” (2021, Kastanjemanden), режиссёры Каспер Барфоэд, Миккел Серуп

В Копенгагене орудует маньяк. На месте преступления он оставляет фигурки в виде каштанового человечка. Криминалисты выявили шокирующую деталь – на фигурке оставлены отпечатки пальцев Кристине, дочери политика Розы Хартунг. Проблема в том, что эта девочка была похищена год назад, признана убитой, а убийца сейчас отбывает тюремный срок.
Поскольку открылась такая деталь, за расследование взялась детектив Найя Тулин. В помощь ей дали Марка Хесса из Европола, который сейчас переживает не лучший период в своей жизни и, кажется, совсем не собирается помогать Найе в расследовании.
Триллеры (от англ. thrill – “трепетать”, “захватывать”) – это захватывающие фильмы, чьи сюжеты основаны на конфликтах между людьми, которые больше связаны с опасностью для жизни.-11

Этот мини-сериал является экранизацией одноимённого романа Сорена Свейструпа (Søren Sveistrup). Экранизация очень точная, актёров выбрали очень близко к тем образам, которые описаны в романе. Все шесть эпизодов смотрятся напряжённо, расследование нескучное и подробное, как мне обычно нравится.