Может показаться, что быт простого народа совсем непримечателен. Орудия труда, одежды, посуда – все это, как думают многие, просто и однотипно. Однако, это не так. Сегодня мы рассмотрим посуду, которую русские использовали для подачи хмельных напитков на стол, и убедимся в этом.
Первым делом бросается в глаза необычная форма сосуда. Давайте рассмотрим его внимательнее: может быть, он что-то напоминает вам? Если вы обнаружили некоторые сходства с восточной посудой, то оказались совершенно правы! Прообразом подобных сосудов (жбан для пива, квасник) стали кувшины для воды с длинным носиком и ручкой, известные под названиями афтафа, афтаба (афтофа, афтоба). На исламском Востоке было распространено и название кумган, которое «прижилось» и в России, где эти кувшины появляются еще в XVI –XVII веках.
Но, если в Азии кумганы применялись для омовений, совершаемых мусульманами перед намазом, то в России их стали использовать для подачи напитков на стол. Со временем русские начали самостоятельно изготавливать такие сосуды, причем, не только из металла, но и из глины и дерева.
Деревянные кумганы могли делать как ремесленники-бондари, так и сами крестьяне. Металлические кумганы часто встречались в крестьянском доме в XIX веке, а в XVI –XVIII веках, ввиду высокой стоимости их могли себе позволить немногие. Кумганы отливались обычно из меди, олова, серебра и украшались растительным орнаментом (методами гравировки, чеканки). В XVII веке в России получают распространение и керамические кумганы, а в начале XVIII столетия — еще более художественно совершенные майоликовые (их также называли «ценинными»). Последние обычно расписывались синей, зеленой, желтой, коричневой и лиловой красками по белой непрозрачной глазури –майоликовой эмали. Орнаментальные композиции были несложные, но выразительные и живые: изображались цветы, травы, деревья, птицы, зайцы, львы. Некоторые из кумганов были украшены скульптурными фигурками, размещавшимися по плечам сосуда. Центром изготовления таких кумганов стало хорошо всем известное село Гжель, расположенное недалеко от Москвы. Но, подобные кувшины делали и во Владимирской, Ярославской, Рязанской и других губерниях.
На первой фотографии Вы можете увидеть характерный гжельский жбан для пива (первая половина XIX века). Он изготовлен из белой глины, расписан синим цветом по белому фону, дополнен лепными украшениями (всадники, цветы). Следующий предмет (последняя четверть XIX века) происходит из Рязанской губернии. В такой посуде подавали к столу квас: отсюда произошло и ее название – «квасник». Этот квасник представляет собой такое явление как «скопинская керамика», ассоциирующееся у многих в первую очередь с сосудами для вина, изображающими сказочных существ, причудливых животных. У сосуда, представленного на второй фотографии, носик выполнен в форме животного с открытой пастью, а на тулове в середине кольца помещена фигура двуглавого орла. На последней фотографии – один из старинных кумганов, изготовленных в XVIII столетии. Если этот сосуд показался вам не столь выразительным, как предыдущие, то присмотритесь к нему внимательнее: тулово, носик и крышка кумгана украшены растительным орнаментом, а также на тулове и крышке имеются рельефные выступы и полосы.
Автор статьи: Софья Дидковская, научный сотрудник отдела этнографии русского народа.