Для каждого человека олицетворением его малой родины является дом. Обустройство дома, его внутреннее убранство позволяли судить об атмосфере семьи, привычках, традициях наших предков.
Жилищами донских казаков служили курени, которые имели характерные архитектурно-планировочные особенности. Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком каменном «подклете», включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост – «балясник», использовавшийся как обход для закрывания ставен, а также как место для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Двухэтажные дома донских казаков имели каменные «низы» и деревянные «верхи». «Верхи» строили из деревянных наборных пластин или из деревянного бруса и красили в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крышу делали шатровой четырехскатной и крыли камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Внутри смежные комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь.
Вход в курень осуществлялся по крыльцу («порожкам»). Парадной жилой комнатой в казачьем курене была горница («зала»), отгороженная от входной двери сенями (прихожей). Обстановка в сенях отличалась простотой. Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей. Именно в этой комнате за чашкой чая или кофе велись неспешные беседы, решали проблемы, советовались. У самовара соблюдали все традиции чаепития, порой неожиданные и интересные. В горнице находился «красный угол», в котором обычно висели не одна, а несколько икон. Здесь же стояла лучшая мебель. В донских станицах были умелые столяры-краснодеревщики, которые изготовляли добротную и красивую мебель по заказу. Хранившаяся в «горке» (посудном шкафе) дорогая фарфоровая посуда являлась признаком благосостояния, в особенности – супница. Такой посудой пользовались в особых случаях – по праздникам, при приеме почетных гостей. В центре горницы стоял застеленный скатертью стол, окруженный стульями. Украшением комнаты служили настенные часы, гравюры с изображением сражений, семейные фотографии в рамках или портреты императора и членов его семьи. В горнице также находились буфет и комод. Казачки очень любили цветы, поэтому в каждой комнате на подоконниках красовались герань, китайская роза, молочай декоративный («невеста») и фикусы.
Как известно, донской казак большую часть зрелой жизни (25 лет) проводил на военной службе, поэтому весь груз хозяйственных хлопот и забот о детях ложился на плечи казачки, которая в отсутствие мужа фактически являлась главой семьи. Казачки были отменными хозяйками. Принятие самостоятельных решений по тем или иным житейским проблемам требовали от нее разумности, ответственности и смелости. Часто казачка выполняла и мужскую работу: пахала землю, сеяла хлеб и убирала урожай. Казачке были чужды забитость и покорность, но присущи гордость, независимость и властность.
Вне службы всеми хозяйственными делами занимался казак: на его попечении были все земледельческие работы, уход за домашним скотом. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих кругах (станичных сходах).
Семейные отношения казаков регулировались не столько законом, сколько неписанными нормами обычного права. Казачьи семьи были достаточно большими, и не только в связи с многодетностью: в одной семье проживали также родители мужа. «Старики» играли важную роль в жизни семьи, пользовались почетом и уважением, у них часто просили совета, помощи.
Из горницы двери вели в спальни, которых было несколько: одна – родительская и две – для разнополых детей. Спальню хозяев дома на Дону называли «долгушкой». Здесь стояла кровать с горой перин, рядом висела люлька для младенца. В ней ребенок находился до четырех – шести месяцев, а затем ее заменяла качающаяся детская кроватка. Ребенок рос в атмосфере любви и добра. По мере взросления его окружали разные игрушки: глиняные свистульки, куклы, деревянный конь-качалка. Казачки закаливали своих детей с грудного возраста, надолго оставляя их без присмотра в поле и дома. Ровные и добрые отношения в семье не противоречили требовательности и строгости родителей к детям, особенно к мальчикам. Казаки старались не бить детей, а чаще в наказание ставили в угол. Физические наказания развивали чувство страха и могли превратить ребенка в труса, а казак должен быть храбрым и смелым воином. На воспитание мальчиков оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Сызмала казачонка приучали к верховой езде и обучали рукопашному бою, владению холодным и огнестрельным оружием. Игры казачат способствовали развитию проворства и отваги. Можно сказать, с материнским молоком и с воздухом Родины впитывали мальчишки качества, необходимые воину: крепость и проворство в теле, смелость, выносливость.
Многие казаки получали начальное образование в церковно-приходских школах и впоследствии имели возможность продолжить обучение в училищах, гимназиях и кадетском корпусе в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. В 1900 году в станице Аксайской имелись следующие учебные заведения: три церковно-приходские школы, одноклассное приходское училище (с ремесленным отделением), женское училище III разряда, мореходный класс. «Школяры» пользовались особым уважением, ими гордились в семье. Те, кому посчастливилось учиться в гимназии, кадетском корпусе или университете, были известны поименно всем жителям станицы. Но, кроме школьного образования, было еще «навычное» обучение – знания и навыки, которые приобретаются в ходе работы, в походе, на службе.
Девочку родители воспитывали иначе, развивая в ней такие качества, как трудолюбие, хозяйственность, терпение. Особый мир девушки-казачки – это ее комната – «девичья». Глядя на ее убранство, можно догадаться о занятиях девушки. Казачек приучали работать с раннего детства. Они выполняли работу по дому, в поле, нянчили младших братьев и сестер. Но труд не исключал радости и веселья, в станицах девочки с удовольствием пели и плясали. Юной казачке внушали, что счастье – в крепкой семье и достатке. Голос молодой казачки иногда учитывался при выборе жениха – если ее родители были не против выбранной кандидатуры. Но обычно родители «сговаривались» о женитьбе детей без учета их мнения. Часто это заканчивалось плачевно для молодой семьи и не приносило ей счастья (подобный случай описан в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»).
После сельскохозяйственного труда, вечером, вся казачья семья собиралась дома за работой: женщины пряли шерсть, дочь «на выдане» готовила себе приданое. Накануне свадьбы приданое выставлялось на всеобщее обозрение. Центральное место занимала кровать со множеством подушек, количество которых свидетельствовало о «богатстве» невесты. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Сундуки с приданым передавались по наследству от матери к дочери, из поколения в поколение. В сундуке хранилась одежда, отрезы ткани и прочее.
Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему с почестями относится к своим законам и соблюдает их. А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив Почтовую станцию в городе Аксае.
Лилия ЗАГАЙНОВА
Больше интересных статей читайте на сайте общественно-политической газеты «Победа»