Найти тему

Казачий дом – родная крепость

Для каждого человека олицетворением его малой родины является дом. Обустройство дома, его внутреннее убранство позволяли судить об атмосфере семьи, привычках, традициях наших предков.

Казачья горка с семейной фарфоровой посудой. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея
Казачья горка с семейной фарфоровой посудой. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея

Жилищами донских казаков служили курени, которые имели характерные архитектурно-планировочные особенности. Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком каменном «подклете», включающий в свой объем идущий по двум или трем внешним сторонам стен узкий помост – «балясник», использовавшийся как обход для закрывания ставен, а также как место для отдыха. Именно он придавал куреню неповторимый вид. Двухэтажные дома донских казаков имели каменные «низы» и деревянные «верхи». «Верхи» строили из деревянных наборных пластин или из деревянного бруса и красили в ярко-синий цвет. Неотъемлемой частью куреня было небольшое крыльцо с двускатной крышей. Окна снаружи закрывались двустворчатыми ставнями. Крышу делали шатровой четырехскатной и крыли камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Внутри смежные комнаты располагались по кругу, а в центре стояла печь.

Красный уголок в казачьем доме. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея
Красный уголок в казачьем доме. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея

Вход в курень осуществлялся по крыльцу («порожкам»). Парадной жилой комнатой в казачьем курене была горница («зала»), отгороженная от входной двери сенями (прихожей). Обстановка в сенях отличалась простотой. Горница всегда была чисто прибрана и готова к приему гостей. Именно в этой комнате за чашкой чая или кофе велись неспешные беседы, решали проблемы, советовались. У самовара соблюдали все традиции чаепития, порой неожиданные и интересные. В горнице находился «красный угол», в котором обычно висели не одна, а несколько икон. Здесь же стояла лучшая мебель. В донских станицах были умелые столяры-краснодеревщики, которые изготовляли добротную и красивую мебель по заказу. Хранившаяся в «горке» (посудном шкафе) дорогая фарфоровая посуда являлась признаком благосостояния, в особенности – супница. Такой посудой пользовались в особых случаях – по праздникам, при приеме почетных гостей. В центре горницы стоял застеленный скатертью стол, окруженный стульями. Украшением комнаты служили настенные часы, гравюры с изображением сражений, семейные фотографии в рамках или портреты императора и членов его семьи. В горнице также находились буфет и комод. Казачки очень любили цветы, поэтому в каждой комнате на подоконниках красовались герань, китайская роза, молочай декоративный («невеста») и фикусы.

Казачья горка с семейной фарфоровой посудой. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея
Казачья горка с семейной фарфоровой посудой. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея

Как известно, донской казак большую часть зрелой жизни (25 лет) проводил на военной службе, поэтому весь груз хозяйственных хлопот и забот о детях ложился на плечи казачки, которая в отсутствие мужа фактически являлась главой семьи. Казачки были отменными хозяйками. Принятие самостоятельных решений по тем или иным житейским проблемам требовали от нее разумности, ответственности и смелости. Часто казачка выполняла и мужскую работу: пахала землю, сеяла хлеб и убирала урожай. Казачке были чужды забитость и покорность, но присущи гордость, независимость и властность.

Вне службы всеми хозяйственными делами занимался казак: на его попечении были все земледельческие работы, уход за домашним скотом. Кроме того, он принимал участие в общественно-политической жизни станицы: участвовал в казачьих кругах (станичных сходах).

Кумачок – сосуд для вина в виде барана. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея
Кумачок – сосуд для вина в виде барана. / ФОТО из архива Аксайского военно-исторического музея

Семейные отношения казаков регулировались не столько законом, сколько неписанными нормами обычного права. Казачьи семьи были достаточно большими, и не только в связи с многодетностью: в одной семье проживали также родители мужа. «Старики» играли важную роль в жизни семьи, пользовались почетом и уважением, у них часто просили совета, помощи.

Из горницы двери вели в спальни, которых было несколько: одна – родительская и две – для разнополых детей. Спальню хозяев дома на Дону называли «долгушкой». Здесь стояла кровать с горой перин, рядом висела люлька для младенца. В ней ребенок находился до четырех – шести месяцев, а затем ее заменяла качающаяся детская кроватка. Ребенок рос в атмосфере любви и добра. По мере взросления его окружали разные игрушки: глиняные свистульки, куклы, деревянный конь-качалка. Казачки закаливали своих детей с грудного возраста, надолго оставляя их без присмотра в поле и дома. Ровные и добрые отношения в семье не противоречили требовательности и строгости родителей к детям, особенно к мальчикам. Казаки старались не бить детей, а чаще в наказание ставили в угол. Физические наказания развивали чувство страха и могли превратить ребенка в труса, а казак должен быть храбрым и смелым воином. На воспитание мальчиков оказывала влияние военная организация жизни донских казаков. Сызмала казачонка приучали к верховой езде и обучали рукопашному бою, владению холодным и огнестрельным оружием. Игры казачат способствовали развитию проворства и отваги. Можно сказать, с материнским молоком и с воздухом Родины впитывали мальчишки качества, необходимые воину: крепость и проворство в теле, смелость, выносливость.

Многие казаки получали начальное образование в церковно-приходских школах и впоследствии имели возможность продолжить обучение в училищах, гимназиях и кадетском корпусе в Новочеркасске и Ростове-на-Дону. В 1900 году в станице Аксайской имелись следующие учебные заведения: три церковно-приходские школы, одноклассное приходское училище (с ремесленным отделением), женское училище III разряда, мореходный класс. «Школяры» пользовались особым уважением, ими гордились в семье. Те, кому посчастливилось учиться в гимназии, кадетском корпусе или университете, были известны поименно всем жителям станицы. Но, кроме школьного образования, было еще «навычное» обучение – знания и навыки, которые приобретаются в ходе работы, в походе, на службе.

Девочку родители воспитывали иначе, развивая в ней такие качества, как трудолюбие, хозяйственность, терпение. Особый мир девушки-казачки – это ее комната – «девичья». Глядя на ее убранство, можно догадаться о занятиях девушки. Казачек приучали работать с раннего детства. Они выполняли работу по дому, в поле, нянчили младших братьев и сестер. Но труд не исключал радости и веселья, в станицах девочки с удовольствием пели и плясали. Юной казачке внушали, что счастье – в крепкой семье и достатке. Голос молодой казачки иногда учитывался при выборе жениха – если ее родители были не против выбранной кандидатуры. Но обычно родители «сговаривались» о женитьбе детей без учета их мнения. Часто это заканчивалось плачевно для молодой семьи и не приносило ей счастья (подобный случай описан в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»).

После сельскохозяйственного труда, вечером, вся казачья семья собиралась дома за работой: женщины пряли шерсть, дочь «на выдане» готовила себе приданое. Накануне свадьбы приданое выставлялось на всеобщее обозрение. Центральное место занимала кровать со множеством подушек, количество которых свидетельствовало о «богатстве» невесты. По искусно сделанной вышивке, сплетенному кружеву судили о том, какая хозяйка входит в дом. Сундуки с приданым передавались по наследству от матери к дочери, из поколения в поколение. В сундуке хранилась одежда, отрезы ткани и прочее.

Традиции и заветы донских казаков живы до сих пор. Казачество по-прежнему с почестями относится к своим законам и соблюдает их. А прикоснуться к уникальной во всех смыслах культуре и истории можно, посетив Почтовую станцию в городе Аксае.

Лилия ЗАГАЙНОВА

Больше интересных статей читайте на сайте общественно-политической газеты «Победа»