Привет! Вы на канале “Спросите Машу!”
Сегодня, не самая популярная рубрика, но ❗самая познавательная.
Думаю, статья, будет интересна всем, кто интересуется психологией.
В этой рубрике: Психология личности, я буду знакомить вас с различными теориями, подходами, которые существуют в этом разделе психологии.
👆Психология личности изучает саму личность и её развитие (функции личности). Личность развивается на протяжении всей своей жизни, а источником её развития является социальная среда.
Сегодня, я расскажу вам о 8 стадиях развития личности по Эрику Эриксону.
Существуют и другие возрастные периодизации по Выготскому, по Пиаже, по Фрейду
На каждой стадии развития человек переживает кризис, который в психологии называют “возрастной кризис”.
⭕Личность любого человека развивается через “возрастные кризисы”.
🚩Выйти из кризиса можно:
- Получив положительный опыт - позитивные изменения
- Получив отрицательный опыт - негативные изменения
- Остаться таким же как был до... - невозможно
🚩Существует 3 типа “преодолевающего кризис” поведения:
1 тип - разрешение проблем.
В процессе человек приспосабливается к изменяющимся условиям, стремится решить проблему.
2 тип - регрессия.
В основе детская форма поведения - это перекладывание ответственности на других, решение проблем путем: “Пойду напьюсь”.
3 тип - отрицание.
У такого человека искажается восприятие реальности, как будто проблема сама исчезла. В основе поведения “инерция” - бездействие, потому что любые действия обречены на провал.
Стадии развития по Эриксону:
➡️1 стадия - Младенчество
от рождения до 1 года
✅Главное условие успешного прохождения (положительный опыт):
Получение от матери заботы и внимания.
⭕➕В результате положительного опыта: формируется❗ “Базовое доверие к миру”. Материнская любовь - определяет уровень веры и надежды. На этой стадии закладывается фундамент формирования “здоровой” личности.
⭕➖Если ребенок лишен материнской любви (отрицательный опыт), формируется ❗“Базовое недоверие к миру”, которое проносится вместе с человеком через все другие стадии.
➡️2 стадия - Раннее детство
от 1 года до 3 лет
У ребенка появляются новые возможности развития. Он учится ползать, стоять, ходить, умываться, одеваться, есть и т.п.
✅В этот период основной средой, которая формирует развитие личности малыша - является семья и все взрослые члены семьи.
✅Основная задача развития на этой стадии - обретение автономии.
👆Сложность у родителей заключается в том, что ребенок еще не может что-то делать сам, но очень хочет это делать самостоятельно.
Если ребенок сталкивается с бесконечными запретами - это отрицательный опыт.
“Не ходи”, “не трогай”, “это нельзя” ....
Запреты нужны, но их не должно быть больше, чем разрешений и одобрений!
В результате, ребенок понимает, что его деятельность не одобряется. Пытаясь отстоять право на самостоятельность - начинает капризничать.
⭕➖Негативные изменения (отрицательный опыт) формируют в человеке: ❗слабую волю, ❗навязчивость, постоянные чувства - ❗стыд и сомнение.
⭕➕Если родители позволяли ребенку почувствовать себя самостоятельным (положительный опыт) - человек получает сильные качества, такие как ❗сильная воля, самостоятельность (независимость).
➡️3 стадия - Возраст игры
от 3 до 6 (7) лет
✅Основной средой развития являются: сверстники ребенка, но и семья продолжает быть важной частью жизни.
У малыша появляется интерес к разного рода трудовым занятиям, ему интересно все новое. Он начинает контактировать с другими детьми.
✅Задача родителей:
Привить трудолюбие (именно на этой стадии это очень легко).
Не требовать (!), а создавать условия. Вам необходимо, как можно больше разнообразить деятельность ребенка.
⭕➕ Для обретения положительного опыта, важна поддержка родителей и в удачах и в неудачах ребенка. Так вы формируете у малыша ❗уверенность в себе.
В этот период, ребенок испытывает радость, от того что он смог что-то сделать, чего-то достигнуть самостоятельно. Так, ребенок формирует в себе - ❗инициативность.
Когда родители поощряют начинания и инициативу ребенка - расширяются границы независимости ребенка, творческие способности, активность изучения окружающего мира. И в дальнейшем - это формирует ❗целеустремленность.
⭕➖Если всего этого нет - ребенок получает отрицательный опыт и формируется ❗пассивность.
В дальнейшем -это ❗ вялый, безынициативный человек. Именно тут начинает формироваться чувство ❗зависти к другим. И самое неприятное - это формирование ❗постоянного (глубинного) чувства вины.
➡️4 стадия - Школьный возраст
от 6 (7) лет до 12 (13) лет
Это выход ребенка за пределы семьи, начинается самостоятельное обучение.
✅Основная среда развития - учителя и одноклассники.
✅Главное чувство на этой стадии развития: когда ребенок ощущает себя уникальным и ценным - “я - то, чему я научился.”
👆На этой стадии очень важным является то, как ребенок преодолел предыдущий этап развития.
📍Если ребенок не научился трудолюбию, очень важно, на этой стадии наверстать это упущение. Именно из него формируется стремление к достижениям, активное освоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Все это⬆️ формирует успешность ребенка.
✅Задача родителей:
Научить ребенка учиться самостоятельно, сформировать познавательную деятельность.
Так же, как и на предыдущем этапе, не требуя - а создавая условия. Всячески поддерживая, а не выполняя за ребенка его домашнюю работу!
⭕➕В случае положительного прохождения этого этапа - формируется чувство ❗компетентности и успешность.
⭕➖В противном случае, вы формируете у ребенка ❗чувство неполноценности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников. Как новообразование, после неудачного прохождения этого этапа развития личность получает - ❗неуверенность в себе + заниженная самооценка.
➡️5 стадия. Юность
от 12 (13) лет до 19(20) лет
🚩Эриксон считал, что это самый важный период во всех восьми стадиях развития, именно тут закладываются семена которые прорастают в сознательный план жизни.
✅Основная среда формирующая развитие - сверстники.
✅Задача развития - обрести “Я”: Ответ на вопрос “Кто я?”, “Чем я отличаюсь от других?”, “Кем я хочу стать?”.
Для этого подросток собирает воедино все имеющиеся до этого знания о себе и создает единый образ себя (ЭГО- идентичность).
Восприятие себя должно подтверждаться опытом общения с другими людьми.
✅ В норме, когда ребенок в этом возрасте примеряет на себя разные роли, разные модели поведения, пробует себя в разных сферах деятельности.
🚩Очень важно на этом этапе открывать для себя что-то новое и получать опыт. Важен как положительный, так и отрицательный опыт.
Так у подростка формируется представление о своих возможностях. Подросток должен понять и принять свои недостатки и ограничения, а также, знать и использовать свои достоинства и умения.
✅Задача родителей:
Родители могут помочь подростку только правильным участием в процессе.
- Беседа - наше всё!
- У родителей и ребенка должна быть одна общая цель.
- В этот период важно распределить, кто за что отвечает.
🚩Важным моментом является право выбора, которое обязательно должно быть у ребенка. Ребенок сам должен взять на себя обязательства и сам отвечать за последствия их выполнения / невыполнения. Тут рождается важное понимание: что ❗делая выбор, мы берем на себя ответственность за последствия этого выбора.
⭕➕В случае положительного прохождения этого этапа - формируется чувство ❗“верности самому себе” (эго-идентичность), которое сохраняется на всю жизнь.
⭕➖Дети которым не разрешается исследовать и тестировать жизнь проходят этот период с отрицательным опытом и приобретают - “диффузию идентичности”.
Это когда ребенок не понимает “кто я”, “что является важным для меня в этой жизни (ценности)” , “какова моя роль” .
Такое состояние называется кризисом идентичности, когда смешиваются роли поведения. Это приводит в дальнейшем к ❗неспособности выбрать карьеру или продолжать образование, к частой смене работы, невозможности длительных отношений.
➡️6 стадия. Молодость
с 19 (20) лет до 25 лет
Формально - это начало взрослой жизни. Это период получения профессии, ухаживаний, раннего брака, начала самостоятельной жизни.
✅Среда развития личности - друзья, любимые.
✅Задача развития: умение создавать близкие отношения (в дружбе, в любви).
👆Близкие отношения - это способность отдавать себя другому человеку, при этом не теряя себя и способность принимать другого человека.
Чтобы эта способность развилась нужно уметь доверять (привет от 1 стадии развития)
⭕➕При положительном прохождении этапа - человек обретает ❗любовь.
⭕➖Если человек не способен достигнуть близости (отрицательный опыт) - формируется ❗стремление к исключительности и как следствие - ❗одиночество.
➡️7 стадия. Взрослость
с 25 лет до 65 лет
✅Среда развития личности: коллектив на работе, семья.
✅Задача развития: Быть продуктивным. Найти ответы на вопросы:
- Как я вижу свое будущее?
- Как я могу планировать будущее?
👆Продуктивность - это зрелая, разнообразная, полноценная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями (личной жизнью), родительская гордость за своих детей.
⭕➕При положительном прохождении этапа - человек развивает умение ❗принимать на себя ответственность за свои поступки.
Как вы помните, начинает формироваться на 5 стадии и если там не сформировалось, тут уже не разовьется.
Формируется - ❗забота о будущем (разумное планирование, умение не брать на себя лишние обязательства и отвечать за взятые и т.п.)
⭕➖В случае отрицательного опыта, когда человек перестает развиваться - формируется ❗одиночество.
➡️8 стадия: Старость
от 65 лет
На этой стадии происходит объективная и здоровая оценка прошлых стадий. Фокус смещается от заботы о будущем к прошлому опыту.
Оглядываясь назад человек переосмысливает свои жизненные решения, вспоминает достижения и неудачи.
⭕➕При положительном прохождении этапа формируется понимание “Я доволен”. Человек обретает ❗мудрость.
⭕➖В случае отрицательного опыта, когда возникает сожаление, о том, что нельзя прожить жизнь заново, тогда бы я сделал все по-другому. Когда человек отрицает все свои недостатки и проецирует их на весь мир - формируется ❗ презрение.