Где: Государственный центральный музей современной истории России
Адрес: Москва, улица Тверская, 21с1
До: 18 августа 2024
Совместный выставочный проект Музея современной истории России и Императорского фарфорового завода представляет выставку “Фарфор и время”. В экспозицию вошло около 260 произведений, созданных в XX — начале XXI века, в том числе работы знаменитых авангардистов Казимира Малевича, Николая Суетина, Сергея Чехонина. Это уникальные изделия из фарфора: посуда, скульптура, шахматы, предметы декора.
В творчестве фарфористов нашли отражение важные исторические события и явления: революция, индустриализация, Великая Отечественная война, покорение космоса, технические достижения новейшего времени.
Ведущее место на выставке занимает агитационный фарфор. Политика партии транслировалась всеми возможными способами, в том числе и через декоративно-прикладное искусство. Над выполнением этой задачи работали самые талантливые современные художники. В результате советский агитационный фарфор стал особым явлением в искусстве XX века.
На выставке представлены супрематические чашки и чайники, футуристические тарелки с яркими революционными лозунгами, фигурки красноармейцев и буржуев, крестьян и рабочих, фарфоровые шахматы «Красные и белые» скульптора-керамиста Натальи Данько.
На Императорском фарфоровом заводе среди других известных мастеров работал художник и основоположник супрематизма Казимир Малевич. Термин «супрематизм» происходит от латинского слова supremus, которое означает «высший» или «превосходный». Под супрематизмом Малевич подразумевал искусство будущего, призванное заменить традиционную живопись.
Супрематисты стремились передать окружающую действительность с помощью цвета и геометрических форм. Супрематический чайник, похожий на паровоз - первая работа Малевича в фарфоре. Это пример объемного супрематизма в творческой практике художника. Одновременно Малевич воплощает в жизнь идею создания совершенно новых предметных форм, которые должны были преобразить материальное окружение современного общества.
Скомпанованный из разных геометрических форм, чайник получился пластически очень сложным для функционального сосуда. Открывший эпоху супрематизма в фарфоре, чайник Малевича остался олицетворением одной из романтических идей великого мастера. Было выпущено всего несколько таких чайников, в массовое производство они не попали из-за сложности производства и неудобства использования. Первый чайник вышел кривым и потрескавшимся, для получения идеального результата приходилось тратить много сил и времени. Сам художник говорил, что «это идея чайника, а не чайник». Начиная с 2002 года супрематический чайник Казимира Малевича все таки вошел в ассортимент Императорского фарфорового завода.
Революционную романтику постепенно сменил «сталинский ампир», — с ясными сюжетами и спокойными строгими линиями. Этот период представлен вазами с портретами политиков и сценами мирной трудовой жизни, скульптурами счастливых пионеров, милиционеров, пограничников.
В экспозиции представлены и совсем недавние произведения, в которых отражается стремление современных мастеров к поиску новых форм и сюжетов. В дар Музею современной истории России от Императорского фарфорового завода будет передан уникальный сервиз «Нефть», изготовленный в 2024 г. и состоящий из 7 предметов (чашки с блюдцами, тарелки, кофейник и сахарница).
Завершаю сегодняшний обзор своими фаворитами этой экспозиции.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#музейсовременнойистории #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #фарфоривремя #фарфор #кудапойтилетомвмоскве #Малевич