Что-то давно у нас не было «борзо-арта». Перебирая недавно свою коллекцию борзых, я снова отметила для себя, что среди множества бронзовых и фарфоровых фигурок у меня есть любимчики. Это те статуэтки, которые особенно хорошо отражают суть русской псовой борзой, ее характерные позы, выражение, и еще что-то неуловимое, что не всегда удается скульптору. Ну, и конечно те, с которыми связана какая-то особенная история. Про появление одной такой пары в нашем доме я уже рассказывала, оставлю ссылку на подборку внизу.
Те две работы, о которых я хочу рассказать сегодня, сделаны на Ленинградском фарфоровом заводе им. М.В. Ломоносова. Одна – более редкая, датируется концом 40-х годов прошлого века, и известна под названием «борзая с высунутым языком», а вторая - «лежащая борзая» встречается чаще, и годом ее выпуска считается 1960.
Что известно о первой собаке? В каталогах она значится как «Лежащая борзая ЛФЗ». Автор – скульптор Б.И. Воробьев, роспись И.И.Ризнич. О второй – еще меньше. Здесь иногда всплывает только упоминание скульптора. Того же Б.И. Воробьева, что и у первой статуэтки.
А кто же такие были эти Воробьев и Ризнич? Мне стало интересно, и я хочу поделиться малой частью информации об этих людях, благодаря которым в нашу жизнь пришло столько красивого и интересного.
Борис (Исай) Яковлевич Воробьев. 1911 – 1990
Родился в Томске. В поисках себя сменил несколько профессий. Был помощником каменщика, воздушным гимнастом, и даже преподавателем в школе.
Проучившись какое время в строительном техникуме, в 1932 году поступает в Московский архитектурно-строительный институт, где уже будучи студентом пробует создавать художественные произведения и участвует в выставках.
В 1935 году его работами заинтересовался советский художник И.И.Бродский и посоветовал Воробьеву всерьез заняться скульптурой. Второй известный художник-анималист, В.А. Ватагин также высоко оценил работы начинающего мастера, и именно его иллюстрации к «Книге джунглей» Киплинга пробудили у Воробьева интерес к скульптурному изображению животных. Поэтому в 1936 году он переезжает в Ленинград и поступает в Академию художеств, где обучается под руководством Богатырева и Матвеева.
Дипломная работа представляла собой вырезанную из дерева скульптуру «Волчица в капкане». Такой выбор был нетрадиционным, ранее в дипломных работах участвовали только изображения человека, но Борис Воробьев сумел защитить свой выбор.
С 1936 года автор начал сотрудничество с Ломоносовским фарфоровым заводом. Его работы выпускались массовыми тиражами без указания имени автора.
Помимо животных, в 50-е годы создается серия скульптур по мотивам произведений Чехова и Гоголя. Параллельно он пробует себя и в других жанрах. Тогда же, в 50-х годах он становится уже признанным скульптором, участвует в выставках, его работы приобретают крупные музеи.
С ЛФЗ Борис Воробьев расстался в 1972 году, устав от массового производства, желая воплотить свои идеи в других материалах, что ему с успехом удалось, прежде всего в любимом им дереве.
В тот же период он создает и несколько станковых произведений, часть из которых хранится и по сей день в Дарвиновском музее Москвы. К сожалению, тяжелая болезнь оборвала творческий путь этого человека, и 1980 году он ушел из жизни, так и не успев воплотить многие свои идеи.
О своем творчестве Воробьев говорил так"...свою творческую задачу я вижу в том, чтобы мои "фарфоровые звери" показывали людям красоту живой природы, заставляли их услышать голос этой природы и полюбить ее. Жители больших городов мало общаются с природой, многие из них постепенно становятся по отношению к ней "глухими и немыми". Мне хочется помочь таким людям научиться любить все живое, стать человечнее. Если образ созданного мною зверя вызывает хоть какое - либо чувство заинтересованности, любви к нему со стороны зрителя, я считаю свою задачу выполненной".
Ну, а кем же был художник, чье имя значится рядом в Воробьевым?
Иван Иванович Ризнич – 1908 – 1999.
Родился в Петербурге, в семье морского офицера ВМФ И.И. Ризнича – одного из первых русских подводников, командира подводной лодки «Святой Георгий»
В 1926 году окончил художественную школу в Павловске.
Через десять лет как скульптор и живописец принимает участие в оформлении Северного речного вокзала в Москве. Среди его работ: «Крейсер Аврора», «Ледокол Красин», «Парусник», «Самолет над полюсом» и другие.
Во время Великой Отечественной войны служил на Балтийском флоте, участник обороны Ленинграда.
Художница ЛФЗ Безпалова-Михалёва так вспоминала о Ризниче: Вернувшись из армии, Иван Иванович появился на заводе в полном флотском обмундировании. Клеши на нем казались особенно широкими, а ленточки на бескозырке длинными не по уставу)). Иван с удовольствием демонстрировал товарищам свою грудь, спину, руки и прочие части тела, сплошь покрытые замысловатой татуировкой))
Работать на Ленинградском фарфоровом заводе начал в 1927 году, а в 1951 году исполнял обязанности главного художника. Основной темой его работ были охота и животные.
Он и сам был заядлым собачником и даже имел судейскую категорию.
Но не только животные являлись темой его творчества. Его же кисти принадлежат статуэтки из серии «Гоголевские персонажи»: «Мертвые души», «Ревизор», «Маниловы», «Коробочка» и другие.
Работы свои он обычно подписывал: И. Ризнич с указанием года.
Произведения Ивана Ивановича Ризнича находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, во многих других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
Вот такие две статуэтки, и такая история о замечательных людях, с ними связанных.
Подборка историй о других "борзо-артах" нашей семьи
Подписывайтесь! С нами - красиво!