Один из самых известных российских литературных музеев - заповедников и единственный куда можно съездить из Саратова за один день. Здесь вырос самый загадочный из основателей русской литературы – Михаил Юрьевич Лермонтов! Сейчас усадьба расположена в селе Лермонтово Белинского района Пензенской области. По какой-то мистической причине в этом регионе сходятся линии судьбы нескольких творцов русской литературы 19 века. Кроме Белинского можно упомянуть Михаила Загоскина – автора первого русского исторического романа, по которому недавно вышла игра «Смута». Есть еще несколько известных литературе имён и потому в Пензе даже тур создали - «Литературная провинция»))
Однако, сам комплекс, кроме того, что родина Лермонтова, это еще и прекрасный образец усадьбы 19 века! И мой рассказ не о великом человеке и литературе, а об усадьбе «Тарханы».
При Петре здешние места только начинают осваивать и в 1701 году служилые люди попросили царя выделить им во владения местные незаселенные земли. Основателем и первым владельцем села стал князь Яков Долгоруков. И потому первое его название Долгоруково. Затем село стало Никольским по церкви в честь Николая Чудотворца. В конце 18 века его всё чаще начинают называть Тарханы. По промыслу крестьян. Они скупали ходовые товары и продавали их по торгам и на ярмарках – «тарханили». Как раз к этому времени село после многочисленных смен владельцев оказалось у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Она приобрела его вместе с мужем в 1794 году.
И именно она и считается хозяйкой усадьбы. Происходила из могущественной семьи Столыпиных, у которых в здешних местах и Саратовской губернии было много владений. Премьер - министр начала 20 века П.А. Столыпин - троюродный брат М.Ю. Лермонтова! Не племянник (я думал какой-нибудь внучатый), а брат!
Не только состоянием, но главное характером, урожденная Столыпина превосходила мужа. Михаил Васильевич был человеком мягким, любителем театра. Устраивал домашние постановки с крепостными актерами. Подробностей их личной жизни касаться не будем. Скажу лишь, что во время новогоднего представления по «Гамлету», где Михаил играл могильщика, он покончил с собой. Осталась прекрасная дочь - Мария. Вскоре она вышла замуж по любви, но… Зять Юрий Петрович Лермонтов и по богатству и по характеру уступал тёще, как прежде супруг. Сына назвал не родовыми именами, а по требованию тёщи в честь тестя (так что хотя отношения с супругом и были "натянуты", Елизавета Алексеевна все-таки…)
Когда мама, «ангел» из стихов Мишеля, вернулась на небо, маленькому мальчику было всего три. Он помнил, как сидел у нее на коленях, когда она играла на фортепиано. А через девять дней Юрий Лермонтов покинул усадьбу, оставив сына бабушке. Якобы она потребовала это в обмен на наследство. Здесь странная история, вряд ли она завещала бы всё посторонним (как по легенде грозила) и жила не общаясь с внуком. Странно, что отец согласился. Михаил потом корил его в своих произведениях и наверно в жизни… Эти события заложили основу драмы его жизни. Важный момент - бабушку он конечно очень любил, всё-таки растила и обожала, но понимание причины потери отца у него были... Об этом есть в ряде произведений! И ещё - именно бабушка настаивала на продолжении военной карьеры, когда Лермонтов хотел уйти в литературу. Вероятно литераторство серьезным не считала. Вскоре он снова загремел на Кавказ, где и погиб.
Елизавета Алексеевна снесла дом в котором ушли супруг и дочь и построила на его месте церковь во имя Марии Египетской. Новый дом, гораздо меньше первого, но двухэтажный был построен в нескольких саженях от первого.
Поэт описывал его так: "Барский дом был похож на все барские дома: деревянный, с мезонином, выкрашенный желтой краской, а двор обстроен был одноэтажными длинными флигелями, конюшнями и обведен валом, на котором качались и сохли жидкие ветлы". Это был небольшой, скромный провинциальный помещичий дом в десять барских комнат, с обязательным набором парадных и жилых покоев, с передней, двумя входами - красным для господ и черным для дворовых, с верандой и балконами, с которых "видны были дымящиеся села луговой стороны, синеющие степи и желтые нивы".Он сгорел в 1908 году.
Так что от оригинальных построек времени детства Лермонтова осталась только церковь. Но усадьба, а позже и ряд построек полностью восстановлены и неоднократно отреставрированы по чертежам, рисункам и описаниям. Я так и не понял - если дом сгорел в 1908 году, то кто его восстановил, если музея ещё не было? Наиболее тяжёлая ситуация с домом была в 1920-ые. Новая власть многое взяла под "защиту". В том числе дом Белинского и усадьбу Лермонтова. Но долгое время нечего не делалось.
Только во второй половине 1930-ых проводится первая реставрации и создается экспозиция музея.
В наше время воссозданы цвет стен и обоев, что были во времена Е.А. Арсеньевой. Все предметы интерьера оригинальные - эпохи первой половины 19 века! В экспозиции есть и предметы принадлежавшие Михаилу Лермонтову и членам его семьи.
Официально государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы» стали в 1939 году. Сейчас общая площадь составляет 196 га.
В фондах числится около 29 тысяч единиц хранения. В наше время усадьба состоит из двух комплексов. Вот прекрасная схема. Нашел в сети. В самой усадьбе, к сожалению такой нет.
При въезде в село, перед усадьбой большая гостиница.
Дальше комплекс «Мельница». Реконструкция.
Стоянка и сувенирный магазин. Хороший!
Рядом с основным комплексом усадьбы деревянные гостевые дома.
Дома, кстати хорошие - и по удобствам (просторно, кухни, душевые) и приятные по отделке.
Пойдемте гулять по усадьбе.
Первый комплекс, это собственно сама усадьба с парком и прудами.
Центр усадьбы конечно барский дом и церковь во имя Марии Египетской.
Как видите, перед домом пустое пространство с двумя деревьями. Справа, если смотреть на дом, памятник М.Ю. Лермонтову.
Раньше были другие. Прямо перед домом. Выше было фото с бюстом. А было и вот так:
Но современный вариант мне больше нравится.
Пройдёмте в дом. Внутрь усадьбы только с местным экскурсоводом. Рассказывают они конечно только хорошее. В первом зале центральное место занимают портреты родителей и посередине маленького Мишеля.
Экспозиции залы, да в принципе и всего первого этажа, рассказывают о быте и культуре дворянской семьи.
За залой следует гостинная, темно-голубые в золотистую звездочку обои. Здесь портреты знаменитых людей той эпохи. Но не случайные. Кто-то родственник, кто-то бывал здесь с визитами.
Но я не буду вас утомлять полным описанием усадьбы. Подробности можно найти на их сайте или посмотрев лично)) То что есть, просто для общего представления. Отдельно покажу комнату для молитв.
Слева картина в духе Ренессанса, всё время, с эпохи Лермонтова, находившаяся в Тарханах. Экскурсоводы называют её работой Лермонтова в 14 лет. Что всех шокирует. Уточнять не хотят. Но история здесь более сложная, вот информация с сайта музея:
Полотно, предположительно, является копией (1828 г.), сделанной М.Ю. Лермонтовым с картины А.П. Лосенко «Андрей Первозванный» (1764 г.).
Картина первоначально находилась в доме Арсеньевой, в образной комнате, где было много икон, а затем в приходской церкви Михаила Архангела.
Долгое время считалось, что копию сделал неизвестный автор, но в 1972 году в процессе реставрации в левом нижнем углу была обнаружена надпись. В реставрационном заключении сказано: «После снятия лака в нижней части картины проявилась слабая надпись: Картина (второе слово неразборчиво) М.Ю. Лермонтова. Красочный слой надписи тонкий, сильно потерт, по характеру букв и по сохранности краски надпись старая».
Лермонтов был хорошим художником. Известны портреты его работы и пейзажи Кавказа. Но мог ли такое создать подросток? Возможно, копия была далеко не мастерски сделана и учитель (кто бы он не был) поправил и завершил работу. Он же, вероятно, сделал и надпись об авторстве своего ученика.
Скажу лишь, что дом небольшой, по несколько комнат на этаже. Довольно крутая лестница наверх.
Наверху, в мезонине, апартаменты бабушки и внука. Первая комната Е.А. Арсеньевой её рабочий кабинет. Он обставлен мебелью конца 18 - первой половины 19 века. Весь дом по сути больше музей не столько Лермонтова, сколько жизни усадьбы той эпохи. Но работа по подборке мебели и отделке комнат проделана колоссальная! И старались соответствовать сохранившимся описаниям дома той эпохи.
Вторая комната - её спальня. Воссоздан типичный интерьер спален первой половины 19 века.
Из личных вещей здесь парадные носовые платки Е.А. Арсеньевой и М.М. Лермонтовой. С другой стороны две личные комнаты М.Ю. Лермонтова в желтых обоях, как в те времена.
Затем кабинет:
На столе личные вещи поэта - фарфоровая чернильница, дорожная шкатулка, печатка.
В книжном шкафу издания той эпохи. Есть и единственное прижизненное издание сочинений. На стенах (не над столом) портреты работы Лермонтова важных для него людей - друга С.А. Раевского, отца, В.А. Лопухиной...
Рядом с домом церковь святой Марии Египетской. Небольшое здание в стиле ампир построено на месте первого барского дома в память о матери поэта.
Это единственное строение сохранившиеся с тех времен. Конечно Михаил с бабушкой ходили на службы. О первом посещении свидетельствует запись:
По краям «поляны» реконструкция дома ключника и людской избы, плюс столовая. Если выходишь из дома, то дом ключника налево (на схеме строение №4). Его посещение входит в программу с экскурсоводом. Рассказывают о жизни крестьян и прислуги той эпохи.
Внутри три помещения, по центру экспозиция истории усадьбы. Археологические находки и кусок старого вяза, что рос рядом с барским домом и на котором устраивали качели для маленького Миши. Дерево погибло в 1941 году во время бури. Через сто лет после гибели Лермонтова...
Кстати на территории усадьбы есть еще и остатки дуба посаженного по легенде Лермонтовым. Если честно, я в этих двух деревьях запутался, и в остальных тоже)) Если что знаете, расскажите в комментариях. Направо реконструкция помещения крестьянской избы 19 века.
Направо людская изба.
Это тоже реконструкция. По остаткам, найденным при раскопках в 1970-х годах, было определено время постройки (начало XIX века) и составлена схема фундамента. В 1979 году ее восстановили на прежнем фундаменте. Внутри интерактивные тематические экспозиции. Темы: «Люблю Отчизну я…», посвященные неоконченному роману «Вадим», поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», стихотворениям «Бородино», «Родина».
Применена аудиовизуальная система, включавшая в себя показ слайдов, фонограмму, воспроизводящую чтение и музыку, переключение света и цветного освещения. Знакомство самостоятельное, без экскурсовода. А раньше здесь было ( с сайта музея):
Людская изба была жилым помещением с кладовой и ледником для хранения продуктов. В «Ведомости… имущества Лермонтовского совхоза» от 23 июня 1925 года, основанной на сведениях от крестьян, записано: «Здание, занятое кладовой, ледником и бывшими 2 квартирами, построено частично из дикого камня с 3 внутренними капитальными стенами».
С той же стороны дальше столовая. И по качеству и по сервису тоже не ахти...
Напротив усадьбы парк с прудом. В центре парка, на пересечение дорожек беседка. Во времена Лермонтова вокруг усадебного дома были фруктовые сады. Преимущественно яблоневые.
Здесь можно покататься на фаэтоне (конный экипаж) или гондоле))
В другую сторону, за домом красивый спуск к прудам.
От дома, и со второго этажа, за прудом виднеется храм Михаила Архангела. Нашел вот такое фото сверху. Вторая часть усадьбы будет прямо, за прудом.
Это и есть вторая часть комплекса, в наше время огороженная территория - церковь и сквер со склепом Арсеньевых-Лермонтовых.
Елизавета Алексеевна захотела церковь с ставшим для нее родным именем Михаил и добилась смены «имени» прихода с Николая Чудотворца в честь Михаила Архангела. Редчайший случай. Деревянную Никольскую церковь не снесли, а разобрали и перенесли на кладбище, где она простояла еще больше ста лет. Так что данный храм по сути возведен в память об двух её Михаилах.
Направо, мимо помещения охраны и снова налево - Усыпальница.
Здесь похоронены мать, бабушка, дедушка и сам Михаил Юрьевич. Усадьбу Юрия Лермонтова сожгли фашисты в 1941. Во второй половине 20 века его останки перенесли и захоронили слева, рядом с усыпальницей. В некотором смысле семья воссоединилась...