Найти в Дзене
Простое кино

Китайские сянься дорамы, как пример альтернативной визуализации русских сказок. Часть 3. Кащей Бессмертный

Еще одно сравнение популярных демонов из сяньса дорам с русским Кащеюшкой. Посмотрим, мог бы наш мифический злодей предстать перед зрителем в другом амплуа.

дорама "Разлука Орхидеи с Дьяволом".
дорама "Разлука Орхидеи с Дьяволом".

Кощей Бессмертный - это персонаж восточнославянской мифологии и фольклора. Изначально — аналог Аида. В фольклоре — злой чародей и некромант, смерть которого «спрятана» в нескольких, вложенных друг в друга, волшебных животных и предметах. Царь, колдун, иногда — всадник на волшебном говорящем коне. Неоднократно выступает в роли похитителя невесты главного героя. Часто изображается в виде худого высокого старика, у А. С. Пушкина представляется также скаредным и скупым.

В русских народных сказках появляется в трёх основных обличьях: царя и колдуна со сверхъестественной силой, на коне или без, похищающим красавиц; в сказке «Иван Быкович» он упоминается как отец Чуд-юд, муж змеихи-ведьмы и лежит на железной кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают двенадцать могучих богатырей. И третий, в ряде сказок («Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко, Горыня, Дубыня и Усыня») предстаёт в виде старика «сам с ноготь, борода с локоть», имеющим бич в семь сажен и живущим в избушке на курьих ножках, и хозяином Подземного царства; наконец, в одном из вариантов «Ивана Сосновича» он предстаёт сначала в третьем выше описанном облике, а затем и в первом.

В «Сказке о царе Берендее» Жуковского говорится, что Кощей имеет клешни, а глаза его подобны изумрудам. Появляется он из колодца и требует у пьющего Берендея, чтобы царь отдал то, чего в своём доме не знает. Правда, в данном сюжете эквивалентом Кощея может быть Царь-Медведь или Морской царь.

Кощей обладает могущественной сверхъестественной силой. Чаще всего в русских сказках его изображают так:

фильм "Морозко"
фильм "Морозко"
«Новогодние приключения Маши и Вити»
«Новогодние приключения Маши и Вити»
«Последний богатырь»
«Последний богатырь»
"Там, на неведомых дорожках"
"Там, на неведомых дорожках"

В русских сказках Кощей предстает, как зло абсолютное. Он повелевает тридевятым царством (преисподней), живет в огромном дворце, который охраняется нечистой силою (как и Аид). Ничего положительного в этом персонаже нет: он коварен, лжив, хитёр и вероломен. И, как Аид похитил Персефону, он тоже периодически похищает женщин.

Между тем, подобных историй в китайских сяньса достаточно много. Но по порядку. У китайцев в мифологии аналогов Кащея много. Это демоны, голодные духи. Могвай, Яогуай, Хуапигуй и многое другое. В сяньса дорамах у них есть Повелители демонов или дьяволы или просто демоны. Как правило, они являются владыкой подземного царства и воюют с божествами. Однако, зачастую главный Демон у них - это не абсолютный злодей, а тот, которого несчастная жизнь до этого довела. Например, в "Разлука Орхидеи и Дьявола" - это мужчина, которого с детства готовили к тому, что он должен быть безжалостным злодеем. Его отец даже вынудил убить его, чтобы убрать из бедного сына все хорошее. Но герой упрямо сопротивляется. Даже став повелителем Демонов он пытается сделать все возможное, чтобы избежать лишний кровопролитий. Несмотря на то, что в глаза остальных персонажей он сущее зло.

кстати, у него тоже, как у Кощея глаза горят.
кстати, у него тоже, как у Кощея глаза горят.

И этот персонаж похищает девушку. Фею. Потом выясняется, что она богиня, но не суть. Чем не Кощей? Между ними, кстати, потом завяваются романтичные отношения.

-7

В итоге герою удалось победить в себе зло. Как и в "Светлом пепле луны". Там главный герой еще не успел стать Дьяволом, а его уже все ненавидят и пытаются убить. Даже собственная жена, которая уверена в том, что в будущем он уничтожит весь мир. Герой с детства страдал, был всеми презираем и жил на правах пленника.

-8

Все это время его искушает злой дух. Он просит впустить его в себя, а взамен обещает месть и власть. Однако, герой не поддается. Он изо всех сил борется с искушением. И в итоге побеждает этого злого духа.

-9
-10
-11
-12

В итоге он жертвует собой ради мира.

Примерно по такому же принципу создавался персонаж Демона из дорамы "Легенды". Секты светлых учений хотят уничтожить паренька, который и так сотнями лет прикован цепями, потому что уверены в его злобности. Они считают, что в будущем из-за него погибнет мир.

-13

А паренек и мухи убить не может. Поэтому, когда его собираются казнить, он даже не сопротивляется. На его защиту становится девушка, которая его спасает и, ради которой он потом отдаст свою жизнь.

-14
-15

Рефы демонов из других дорам:

-16
-17

Конечно, не все демоны в китайских сяньса дорама добрые. Есть и совсем злые, которые оправдывают свое название.

-18
-19
-20

Опять же не суть. Главное, что в китайских сяньса всегда есть четкое обоснование, почему персонажи поступают так, а не иначе. Довольно редко бывает, что у них герои злые просто, потому что по статусу положено. У всех есть свои мотивы. Кто-то борется за власть ради того, чтобы спасти маму. Кто-то становится злобным, потому что обид много накопилось и он не смог их переварить. А кто-то борется за любовь. Мне кажется, будь у Кощея хотя бы одна из таких мотиваций, то этот персонаж не выглядел бы в русских сказках таким уж плоским. Тем более, что по мифологии - это статусный царь подземного мира и до мелких обидок на богатырей ему вряд ли есть дело.